ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2718 от 03.09.2014 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Низовцев А.В.

дело № 33-2718

пост.... г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 cентября 2014 года г.Улан-Удэ

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В. судей коллегии Казанцевой Т.Б. и Нимаевой О.З. при секретаре Семеновой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Тункинский», Министерству природных ресурсов и экологии РФ об обязании обеспечить финансированием и предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» в срок до 31 декабря 2014 года, по апелляционной жалобе   представителя Министерства природных ресурсов и экологии РФ ( по доверенности) Пугачевой Е.А. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 22 мая 2014 года, которым постановлено:

 Исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия удовлетворить.

 Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок до 31 декабря 2014 года предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» и профинансировать авиационное патрулирование территории национального парка на 2015 год.

 Обязать ФГБУ«Национальный парк «Тункинский» в срок до 31 декабря 2014 года организовать авиационное патрулирование территории национального парка «Тункинский» в целях обнаружения и ликвидации лесных пожаров на 2015 год.

 Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., выслушав прокурора Болдоеву Э.В., представителя ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» Бардуева Б.Г., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 Прокурор Тункинского района Республики Бурятия обратился с иском в интересах Российской Федерации в порядке статьи 45 ГПК РФ к ответчикам с исковыми требованиями о понуждении в срок до 31 декабря 2014 года предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» и профинансировать авиационное патрулирование территории национального парка в 2015 году, понуждении ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» организовать авиационное патрулирование территории национального парка «Тункинский» в целях обнаружения и ликвидации лесных пожаров в 2015 году.

 Исковые требования прокурором в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнялись.

 Иск мотивирован тем, что прокуратурой Тункинского района Республики Бурятия в ходе проведённой проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в государственном задании ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» авиационное патрулирование территории парка не запланировано на 2015 год. Согласно Лесохозяйственному регламенту территория национального парка характеризуется средним классом пожарной безопасности - 3,5. Государственное задание и объем финансирования на объем патрулирования формирует Минприроды РФ, но на 2015 год финансирование авиапатрулирования не предусмотрено, что создает угрозу причинения ущерба Российской Федерации в случае возникновения лесных пожаров на территории парка.

 Решением Тункинского районного суда РБ исковые требования прокурора удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель Минприроды России по доверенности ФИО1 просит отменить решение суда, указывая о том, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, что выводы суда не соответствуют обстоятельства дела и судом не определены юридически значимые обстоятельства. В частности, судом не учтено, что Минприроды России и ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» осуществляют мониторинг пожарной опасности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, применяя альтернативное решение авиапатрулированию. В настоящее время используются средства дистанционного мониторинга - данные спутникового мониторинга Минприроды России и ИСДМ - Рослесхоз.Система космического мониторинга Минприроды России осуществляет наблюдение за пожарной обстановкой на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в автоматическом режиме рассылает уведомления об обнаружении очагов природных пожаров по электронной почте и в виде смс-сообщений оперативным дежурным и директорам соответствующих государственных природных заповедников и национальных парков. Минприроды России разработан Регламент по эксплуатации системы детектирования пожаров, которая принята в эксплуатацию Приказом от 05.11.2013 №44 «О приемке в эксплуатацию автоматизированной системы оперативного дистанционного распознавания вероятных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций на особо охраняемых природных территориях федерального значения».Система детектирования пожаров предназначена для распознавания вероятных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций с использованием технологий дистанционного зондирования земли ДЗЗ, проведения оперативного оповещения о них заинтересованных должностных лиц, а также для передачи собранной информации для формирования пожарной сводки и других отчетных документов. Организацией, ответственной за эксплуатацию Системы, является ФГБУ «РФИ Минприроды России» (далее - Оператор системы). Учитывая небольшую площадь возгораний, контроль за пожарной обстановкой с помощью спутников на территории национального парка «Тункинский» является более целесообразным, эффективным и менее затратным способом, чем авиапатрулирование. Кроме того, ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» осуществляет ежедневное наземное (пешее и на автотранспорте) патрулирование территории силами специальной государственной инспекции по охране территории национального парка с целью раннего выявления возгораний и своевременной ликвидации лесных пожаров.

 Представитель Прокуратуры Республики Бурятия Болдоева Э.В. против доводов жалобы возражала. Пояснила, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом авиационная охрана лесов составляет 71% от общей площади парка. Однако из-за отсутствия финансирования авиапатрулирование лесов в 2015 году не будет производиться, что создает угрозу интересам РФ. Считает, что основания для отмены или изменения решения отсутствуют.

 Представитель Национального парка «Тункинский» ФИО2, действующий на основании доверенности, не оспаривая решение суда, пояснил, что парк ежегодно подает заявки на 50 часов авиапатрулирования и 20 часов тушения пожаров, но их заявки остаются без финансирования. В настоящее время ведется космический мониторинг, дважды в день поступают смс-сообщения о локализации и местах пожаров. Однако, принять своевременно в установленном порядке необходимые меры по тушению пожаров парк не может из-за отсутствия средств, из-за рельефа местности.

 В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал.

 Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

 Статьей 19 Лесного кодекса предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

 В соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденным Приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

 Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. №417 (далее -Правила).

 Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлен перечень мер пожарной безопасности в лесах: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

 Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что вышеуказанные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

 При этом согласно пункту 15 мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров проводится в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов.

 Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в резервных лесах, а также в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников и на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, осуществляется преимущественно с использованием авиационных или космических средств.

 Разрешая иск, районный суд исходил из того, что в результате непринятия необходимых мер по организации авиационного патрулирования территории национального парка создается угроза причинения ущерба Российской Федерации в случае лесных пожаров.

 Однако с выводом суда об удовлетворении иска в части обязать Минприроды РФ профинансировать авиационное патрулирование на 2015 год судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

 Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ от 21.02.2014 «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2. данного закона).

 Из п.3 Устава Национального парка следует, что Учредителем Учреждения является Правительство РФ. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти – Минприроды РФ.

 Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 г. № 671 утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

 Пунктом 2 Положения предусмотрено, что государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

 Согласно п.4 Положения, государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении).

 Изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета ФГБУ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

 Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать суждение о том, что законодателем достаточно четко и полно регламентированы отношения в части распределения субсидий федеральным бюджетным и казенным учреждениям в области лесных правоотношений, установления и изменения их размера.

 Из материалов дела следует, что начиная с 1 января 2012 года, Минприроды России ежегодно предоставляет ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» субсидию на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Основанием для предоставления субсидии является государственное задание, утвержденное Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом предложений учреждения.

 Таким образом, ответчик, не определяя финансирование конкретных мероприятий, определяет объем финансирования в целом на соответствующий период по ФГБУ.

 В рамках выделенной субсидии на выполнение государственного задания Учреждение самостоятельно распределяет средства по статьям расходов, утверждая план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на соответствующий год.

 Более того, следует принять во внимание, что в соответствии с Приказом Минфина № 138н,Минэкономразвития РФ № 528 от 29.10.2010 года, Учреждение (в данном случае ФГБУ «Национальный парк «Тункинский») вправе обращаться к учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном задании показателей объема (содержания) оказываемых государственных услугу (выполняемых работ) и (или) показателей качества ( в случае их установления).

 Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы представителя парка о том, что ответчиком ежегодно подаются заявки в Минприроды на финансирование 50 ч. авиапатрулирования и 20 ч. тушения пожаров. Напротив, в утвержденном 27 декабря 2013 года директором ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» плане финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и на плановый период 2014 и 2016 годы не предусмотрены средства на авиационное патрулирование.

 Учреждение, в нарушение п.2.3.2 Соглашения от 6 февраля 2013 года, заключенного между парком и Минприроды РФ о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), своевременно не информировало Учредителя об изменении условий оказания государственных услуг, которые могут повлиять на изменение размера субсидии. Кроме того, Национальный парк в соответствии с п.2.4 Соглашения не воспользовался правом обращения к Учредителю с предложением об изменении размера Субсидии в связи с изменением в государственном заданий показателей объема оказываемых государственных услуг.

 Таким образом, оснований для обязания Минприроды РФ предусмотреть в государственном задании и профинансировать авиационное патрулирование территории Национального парка «Тункинский» в 2015 году не имелось.

 Доводы представителя прокуратуры, представителя Национального парка о недостаточности финансирования, а, следовательно, невозможности исполнять возложенные на ответчиков функции, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных к Минприроды РФ требований.

 В соответствии с требованиями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, т.е. в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен предпринять, должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, чтобы решение не вызывало споров при исполнении.

 Решение суда в части возложения на Минприоды Российской Федерации обязанности обеспечить финансирование названным требованиям не отвечает, а разрешение данных вопросов, касающихся бюджетного финансирования, находится вне компетенции суда.

 Судебная коллегия, исходя из изложенного, приходит к выводу о том, что решение в части обязания Минприроды РФ по обеспечению финансированием подлежит отмене, а иск в этой части находит не подлежащим удовлетворению.

 Безусловно, авиационное патрулирование, являясь одним из видов дистанционных методов наблюдения за пожарной обстановкой на особо охраняемых природных территориях, в случае необходимости не может быть произведено в условиях недостаточности финансирования.

 Между тем, доводы представителей ответчиков о недостаточности финансирования объективного подтверждения в судебном заседании не нашли.

 Как следует из материалов дела, за три последних года бюджетное финансирование ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» системно увеличивается.

 В 2012 году Министерством природы предоставлена учреждению субсидия на выполнение государственного задания в объеме <...> рублей, в 2013 году - <...> рублей, в 2014 году - <...> рублей.

 Из доводов жалобы следует, что ежегодно Минприроды России формирует резерв бюджетных средств, за счет которого предприятиям-базам авиационной охраны лесов, заключившим договоры с заповедниками и национальными парками, компенсируются фактические затраты, связанные с тушением природных пожаров на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

 В случае возникновения чрезвычайной ситуации Минприроды России экстренно направляет подведомственным учреждениям бюджетные ассигнования на погашение кредиторской задолженности перед сторонними организациями, в том числе и авиабазами, привлеченными к тушению лесных пожаров на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

 Национальные парки и государственные заповедники, подведомственные Минприроды России, имеют возможность использовать авиапатрулирование как вид дистанционного мониторинга.

 Подтверждением этому является гражданско-правовой договор № 01 на выполнение работ по авиационному патрулированию и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» в 2014 году, заключенный 14 апреля 2014 года между парком (Заказчик) и Государственным бюджетным учреждением РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита и воспроизводство лесов» (Исполнитель) на срок до 1 ноября 2014 года. Цена договора согласно п.4.1 составила <...> руб.

 Указанный договор заключен администрацией парка по результатам прокурорской проверки, в ходе рассмотрения настоящего дела.

 Это обстоятельство, по мнению судебной коллегии, также свидетельствует о том, что национальным парком без дополнительного финансирования изыскана возможность по выполнению авиационного мониторинга лесов и лесных пожаров в 2014 году и в случае необходимости такая возможность может быть изыскана и в 2015 году. Администрация парка, как особо охраняемой природной территории (ООПТ), вправе обратиться за перечислением бюджетных ассигнований именно на эти цели и в случае возникновения чрезвычайной ситуации в 2015 году.

 По мнению коллегии, немаловажным обстоятельством является и то, что согласно сведениям администрации парка, количество пожаров за последние 6 лет снижается, характеризуется индексом 3,2, т.е. средним классом пожарной опасности по условиям погоды (в 2011 г. зафиксировано 28 пожаров, в 2012 г. - 25, в 2013 г.-12). При общей площади национального парка «Тункинский» более 1 млн.га лесная площадь, пройденная ежегодно лесными пожарами на территории парка, составляет в среднем 782 га (менее 0,1% от общей площади национального парка, по данным наблюдения за 2008-2013 годы).

 Кроме того, следует учитывать и то, что Минприроды России разработан Регламент по эксплуатации системы детектирования пожаров, которая принята в эксплуатацию Приказом от 05.11.2013 №44 «О приемке в эксплуатацию автоматизированной системы оперативного дистанционного распознавания вероятных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций на особо охраняемых природных территориях федерального значения». В соответствии с указанным Регламентом, наряду с наземным патрулированием, ведется контроль за пожарной обстановкой с помощью спутников на территории национального парка «Тункинский», а в случае необходимости, как указано выше, администрацией парка может быть разрешен вопрос по авиапатрулированию.

 Решение в части обязания ФГБУ «Национальный парк» по организации авиационного патрулирования на 2015 год ответчиком не обжаловано.

 Судебная коллегия, проверив обжалуемое решение в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, оставляет его без изменения в указанной части.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 22 мая 2014 года в части обязания ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» и обеспечить финансированием авиационное патрулирование территории парка на 2015 год, отменить.

 В удовлетворении требований в этой части прокурору Тункинского района Республики Бурятия отказать.

 В остальной части решение оставить без изменения.

 Председательствующий: Н.В.Пащенко

 Судьи коллегии: Т.Б.Казанцева

 ФИО3