ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2720/19 от 17.07.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Морозова И. М. дело № 33-2720/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 17 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.

судей областного суда ФИО1, ФИО2 Б.

при секретаре Салиховой Е. А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2019 года по административному делу по административному иску ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным и отмене постановления мэра города Астрахани от 13 июня 2013 года № 5177-м « Об утверждении проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах улиц Кирова, ФИО5 в Советском районе г. Астрахани » в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку по адресу: г. Астрахань, Советский район, гаражный кооператив № 106 « Салют » ул. ФИО5 1286, блок № III бокс № 6,

установила:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником гаражного бокса № 6 расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 12 мая 2016 года. С целью оформления права собственности на земельный участок она в марте 2018 года обратился в Управление муниципального имущества Администрации МО « Город Астрахань » с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с полным пакетом документов. Распоряжением Администрации МО « Город Астрахань » № о-Ю-02-396 от 8 мая 2018 года ФИО3 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка ввиду его расположения на землях общего пользования. ФИО3 полагает, что данные действия Управления муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» незаконны и нарушают ее права, поскольку нельзя понять, каким образом данный участок расположен на землях общего пользования, если его границы не уточнены в соответствии с действующим законодательством. С учетом уточненных исковых требований ФИО3 просит признать постановление мэра города Астрахани от 13 июня 2013 года № 5177-м « Об утверждении проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах улиц Кирова, ФИО5, пр. ФИО5 в Советском районе г Астрахани » незаконным ввиду нарушения при его принятии части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а так же пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201- 98), подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Госстроя России от 29 октября 2002 года №150, подпункта 4.9 пункта 6 статьи 9.1 Положения постоянно действующей комиссии по подготовке и проведению публичных в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку по адресу: <адрес>

В судебное заседание ФИО3 - ее представитель - ФИО4, представители Администрации муниципального образования « Город Астрахань », Управления муниципального имущества Администрации города Астрахани, Управления по строительству, архитектуре градостроительству Администрации муниципального образования « Город Астрахань » не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Прокурор в судебном заседании указал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду ошибки в исследовании представленных материалов и искажении фактов, которые подтверждены документально, в обоснование жалобы указано, что в соответствии с представленной схемой « красная линия », установленная проектом планировки и межевания территории пересекает объект нежилого назначения « гараж », принадлежащий истцу на праве собственности, ответчиком не представлена информация о привлечении предыдущего собственника к участию в публичных слушаниях.

Заслушав представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.

В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Материалами дела установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит гараж, общей площадью 19. 4 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 мая 2016 года.

Постановлением мэра г. Астрахани от 13 июня 2013 года № 5177-м утвержден
проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в
границах улиц Кирова, ФИО5, пр. ФИО5 в Советском районе
г.Астрахани.

На основании распоряжения Администрации МО «Город Астрахань» № р-10-02-396 от 8 мая 2018 года ФИО3 отказано в утверждении схемы расположения
земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном
согласовании в собственность земельного участка по ул. <адрес> ввиду того, что его часть расположена за границей красных линий на землях общего пользования.

Полагая, что постановлением мэра г. Астрахани от 13 июня 2013 года № 5177-м. при утверждении красных линий, обозначающих границы территории общего пользования, не были учтены принадлежащий ей объект недвижимости, ФИО3 обратились с настоящим заявлением в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.

Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30).

Из дела видно, что в составе проекта планировки территории оспариваемым в части Постановлением № 5177-м от 13 июня 2013 года утвержден план красных линий территории, в соответствии с которым красная линия, проходящая по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> проходит по земельному участку административного истца, в данном случае красная линия обозначает границу территорий общего пользования, на котором предусматривается строительство линейного объекта «Газоснабжение нежилого здания по ул. ФИО5 1246 Советском районе г. Астрахани».

Согласно проекту планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах улиц Кирова, ФИО5, пр. ФИО5 в Советском районе г. Астрахани, проектом предусмотрено сохранение улично - дорожной сети как ценного планировочного элемента данной территории в системе города. Территория общего пользования выделяются красными линиями. В границах территорий общего пользования размещаются автомобильные дороги и коридоры инженерных коммуникаций. Красные линии установлены с учетом материалов Генерального плана г. Астрахани, «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городе и других поселениях Российской Федерации», Комплексной транспортной схемы (КТС) г. Астрахани, а так же с учетом фактически сложившейся застройки территории.

Согласно КТС г. Астрахани категория ул. Н Островского и ул. Кирова - магистральные улицы общегородского значения, регулируемого движения первого класса (ширина в красных линиях - 60-40 м), проезд ФИО5 - магистральная улица общегородского значения, регулируемого движения второго класса (ширина красных линиях 45-25 м).

Согласно материалам Генерального плана г. Астрахани основными мероприятиями по градостроительному развитию магистралей является реконструкция проезжих частей и пешеходных путей сообщения (включая переходы) на всем протяжении с целью повышения безопасности и удобства движения пешеходов и транспорта.

В схеме организации транспорта и улично-дорожной сети данная улица также определена в качестве магистральной улицы районного значения регулируемого движения. То есть, реконструкция указанной улицы предусмотрена Генеральным планом, утвердившим проект планировки территории и проект межевания территории. Сводом правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина магистральных улиц принимается не менее 40 м.

Материалами дела установлено, что красные линии ул. ФИО5 и ул. Кирова как раз образуют коридор шириной 40 м, то есть приняты минимальные значения для магистральных улиц.

Технические зоны внеплощадных сетей (водопровод, канализация, газопровод, связь, ЛЭП и ВЛ) частично сформированы в границах территории, используемой для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры. Установлены границы общего пользования за проектируемыми красными линиями. В границах проектных работ сформирована инженерная инфраструктура, включающая в себя сети: газопровод среднего и низкого давления (охранная зона 4,0 м и 2,0 м соответственно); разводящие сети водопровода (охранная зона 5,0 м), разводящие сети канализации (охранная зона 3,0 м), В Л - охранная зона 2,0 м.

В связи с тем, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией спорные земельные участки расположены в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, администрация, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, имела право установить красные линии в пределах планируемой магистральной улицы городского значения (перспективного расширения транспортной магистрали), что получило свое отражение в оспариваемом акте.

Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительной красных линий, в материалы дела не представлено.

Следует отметить, что генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. Таким образом, установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, определяемые генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.

Установление красных линий в целях реализации генерального плана муниципального образования, имеет непосредственное правовое значение для разрешения настоящего дела, доводы об обратном на нормах права не основаны.

Указание представителя об отсутствии на настоящий момент каких-либо конкретных решений органов власти по реализации генерального плана города в указанной части, его финансирования и прочее, во внимание принято быть не может, поскольку вопросы, связанные с его непосредственной реализацией, на его легитимность не влияют.

Также судебная коллегия полагает правильным суждение суда о том, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года, от 15 июля 2010 года и от 25 февраля 2016 года).

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 6 апреля1998 года № 18-30.

В пункте 1 Инструкции № 18-30 о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции № 18-30).

В силу пункта 5.2 Инструкции № 18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150.

На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции № 150).

Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.

Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.

Таким образом, доводы жалобы и представления прокурора о том, что при осуществлении территориального планирования неправомерно не учитывается существующий порядок землепользования, его длительный характер и прочее, на нормах права не основан.

По смыслу градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании постановление мэра города Астрахани от 13 июня 2013 года № 5177-м « Об утверждении проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах улиц Кирова, ФИО5, пр. ФИО5 в Советском районе г Астрахани » в части недействующим, не имеется.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с суждениями районного суда о пропуске срока на обращение в суд, поскольку в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО3 – ФИО4 - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: