ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2733/2012 от 19.12.2012 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Немежиков А.П.

Дело № 33 – 2733 / 2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 декабря 2012 года г. Абакан

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Лапуговой Л.А.,

судей Аевой И.И., Кунзек З.М.,

при секретаре Изместьевой-Кунц А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г. Черногорска на решение Черногорского городского суда от 11 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении его иска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Хакресводоканал» о признании незаконными действий по взиманию платы с собственников помещений в многоквартирном доме за ввод в эксплуатацию приборов учета водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Кунзек З.М., объяснения представителя истца Пекарского А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика Струковой Т.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Хакресводоканал», требования мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей установлено, что ответчик оказывает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения (далее – приборы учета) на платной основе, тогда как, по его мнению, эти действия являются обязанностью ответчика, оказывающего собственникам жилых помещений в многоквартирном доме услуги по холодному водоснабжению, и взимание платы за них противоречит закону.

В судебном заседании представитель ответчика Струкова Т.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые действия соответствуют закону.

Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласен прокурор г. Черногорска. В апелляционном представлении он просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. Так, указывает, что в нарушение Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом договора, по которому ответчиком предоставляется услуга, является принятие приборов учета в эксплуатацию, тогда как закон не обязывает потребителей получать у ответчика разрешение на ввод приборов учета в эксплуатацию, а обязывает их эксплуатировать приборы учета в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ст. 157 Жилищного кодекса РФ, указывает, что ответчик незаконно требует дополнительную оплату за реализацию потребителями права на установку приборов учета и ввод их в эксплуатацию. Настаивает на том, что поскольку законодательством не предусмотрено оказание возмездной услуги потребителям по принятию (вводу) в эксплуатацию приборов учета, то заключение ответчиком договоров об оказании такой навязанной услуги нарушает права потребителей.

В письменных возражениях относительно апелляционного представления представитель ответчика Струкова Т.В. выражает согласие с решением суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и письменных возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.

Как отмечено выше, спор между сторонами возник по взиманию ответчиком, оказывающим услуги по холодному водоснабжению, платы с собственников помещений в многоквартирном доме за ввод в эксплуатацию установленных приборов учета.

Под вводом в эксплуатацию средства измерений в силу ст.2 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" понимается документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Ст.157 Жилищного кодекса РФ определяет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг в частности предусматривают, что исполнитель, каковым в рассматриваемых правоотношениях является ответчик, обязан не создавать препятствий потребителям в реализации их прав на установку приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, и осуществлять по заявлению потребителей ввод в эксплуатацию приборов учета (подпункты «т», «у» п.31), а потребители имеют право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию приборов учета, при этом обязаны при обнаружении неисправностей, повреждений приборов учета, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, допускать исполнителя в занимаемое помещение для проверки состояния приборов учета, факта их наличия или отсутствия, достоверности переданных исполнителю сведений о показаниях приборов учета, и не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (подпункт «и» п.33, подпункты «б», «ж» п.34, подпункт «г» п.35).

Как видно из приведенных норм, они не предъявляют к потребителям требования производить ввод приборов учета в эксплуатацию за свой счет, напротив, предоставляют им право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию приборов учета, а исполнителя обязывают осуществлять по заявлению потребителей указанные действия. Указанные нормы согласуются с установленной ч.5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанностью собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, поскольку под таким обеспечением предполагается принятие потребителями предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг мер по вводу приборов учета в эксплуатацию, а не осуществление самого действия в виде ввода приборов учета в эксплуатацию. Кроме того, платность для потребителей таких действий исполнителя, как принятие (ввод) в эксплуатацию приборов учета путем установки пломбы на месте их присоединения к системе водоснабжения, не следует и из ст.154 Жилищного кодекса РФ, определяющей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Анализ положений типового договора на оказание услуги по принятию в эксплуатацию приборов учета потребляемой холодной воды и калькуляции на приемку узла учета потребляемой холодной воды в эксплуатацию, представленных ответчиком в материалы дела, позволяет сделать вывод о том, что принятие в эксплуатацию приборов учета, включающее опломбирование их соединения с системой водоснабжения, ответчик производит для исполнения своих предусмотренных вышеприведенными нормами права обязанностей осуществлять по заявлению потребителей ввод в эксплуатацию приборов учета и рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием.

Судебная коллегия с учетом изложенного не может согласиться с выводом суда об отсутствии нарушения ответчиком прав потребителей, послужившим основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку при указанных выше обстоятельствах представляется правильным, что на ответчика и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением мероприятий по принятию в эксплуатацию приборов учета потребляемой холодной воды, поскольку, как обоснованно указывается в апелляционном представлении, такие действия производятся ответчиком в рамках единого комплекса услуг по водоснабжению и направлены, в первую очередь, на защиту его собственных интересов с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учета, соответственно, не должны производиться за счет потребителей. Также заслуживает внимания довод апелляционного представления о том, что наличие пробела в законодательстве в части определения стороны, на которую должны быть возложены спорные расходы, не свидетельствует о том, что они должны взиматься с потребителей и не может толковаться в пользу ресурсоснабжающей организации, тем самым ущемлять интересы потребителей, выступающих экономически слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях, тем более учитывая, что законодатель в целях устранения данного пробела однозначным образом решил этот вопрос в пользу потребителей в Федеральном законе "О водоснабжении и водоотведении", вступающем в силу с 01.01.2013 г.,  и установившем, что приборы учета воды пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение, без взимания с абонента платы.

Суждения суда о том, что в настоящее время расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, в связи с чем установка приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяются исключительно волеизъявлением собственников жилых помещений, которые также послужили основанием для признания судом несостоятельными доводов истца о недопустимости в силу п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" навязывания потребителям дополнительных платных услуг, являются ошибочными, поскольку согласно ч.5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, следовательно, с 01.07.2012 г., то есть на момент принятия судом решения, законодателем определена обязательность установки приборов учета, что исключает возможность расчета потребления коммунальных услуг по нормативам.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что требуя с потребителей оплаты работ по принятию (вводу) приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает оказание услуги по холодному водоснабжению дополнительной платной услугой в нарушение п. 2 ст. 16 Закона

РФ "О защите прав потребителей", следовательно, требование иска о признании незаконными действий ответчика по взиманию платы с собственников помещений в многоквартирном доме за ввод в эксплуатацию приборов учета с возложением на него обязанности довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации Республики Хакасия является обоснованным и подлежащим удовлетворению, что влечет отмену решения суда с принятием нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черногорского городского суда от 11 октября 2012 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.

Признать незаконными действия Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал» по взиманию платы с собственников помещений в многоквартирном доме за ввод в эксплуатацию приборов учета водоснабжения.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» довести настоящее определение до сведения потребителей через средства массовой информации Республики Хакасия в 20-дневный срок со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Л.А.Лапугова

Судьи И.И.Аева

ФИО1