Дело № 33-273/2018
Судья: Корнеева А.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2018 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
при секретаре Калугиной И.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрации г.Тамбова о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и по предоставлению жилого помещения по договору найма
по апелляционным жалобам Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрации Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики *** о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и по предоставлению жилого помещения по договору найма, указав в обоснование, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г.Тамбова от *** г. № *** он был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и числился в списке под номером ***. В настоящее время обязанность по формированию списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, лежит на ответчике и его учетное дело подлежало передаче в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. Вместе с тем, его учётное дело до достижения им возраста 23 лет в Управление не поступало, ввиду чего он не состоит в списке лиц, оставшихся без попечения родителей. Достижение им возраста 23 лет в указанной ситуации не должно лишать его права на получение тех льгот, которые предусмотрены действующим законодательством для детей-сирот, поскольку он состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении и до настоящего времени фактически не обеспечен жилым помещением.
Просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить ему жилое помещение с составом семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определениями суда от 3 октября 2016 года и от 7 ноября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Тамбова, в качестве третьего лица - администрация Тамбовской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 октября 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. На Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м и не более 37 кв.м.
На указанное решение суда Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрацией Тамбовской области поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит отменить решение суда и отказать ФИО1 в иске.
Считает, что судом были неправильно применены нормы материального права. После обращения ФИО1 с заявлением в администрацию г. Тамбова о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, и постановки его на учёт, с отдельным заявлением о выплате субсидии на приобретение жилого помещения и с необходимыми документами для включения в список-реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец в управление не обращался. Тогда как, в силу п. 2.1 Порядка предоставления социальной выплаты детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области № 553 от 22.05.2007 г., действовавшего на тот момент, он был обязан сделать это самостоятельно, поскольку на тот момент достиг совершеннолетия, а согласно п. 12 Приложения №7 к постановлению администрации Тамбовской области от 23.09.2013 г. № 1055 дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения, в возрасте от 18 до 23 лет обязаны были обращаться в управление в указанном порядке самостоятельно.
Полагает, что администрация г. Тамбова не обязана была направлять учётное дело нуждающегося в предоставлении жилого помещения совершеннолетнего ФИО1 в Управление. В связи с тем, что незаконность действий администрации г. Тамбова не установлена судебными постановлениями, данное обстоятельство не может учитываться в качестве уважительной причины для постановки истца на учёт в качестве лица из числа детей-сирот. Иных доказательств, подтверждающих уважительность несвоевременной постановки его на учёт нуждающихся в жилом помещении или обращения в управление по данному вопросу, истцом представлено не было.
В апелляционной жалобе администрация Тамбовской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске.
В жалобе указывает на то, что за истцом было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, которое выгорело в результате пожара. При этом истцом не представлено доказательств того, что данная квартира в установленном порядке признана непригодной для проживания, либо проживание в ней признано невозможным. Также истцом не представлены сведения о состоянии и статусе указанного жилого помещения. Имеющийся в материалах дела акт о пожаре не может подменять собой акт о признании жилого помещения непригодным для проживания, составляемый межведомственной комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Кроме того, право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения носит заявительный характер при условии письменного обращения детей-сирот в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, в период с 18 до 23 лет дети-сироты в целях реализации своего права должны в установленном порядке заявить о нём, поскольку по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки.
Полагает, что суду надлежало выяснить уважительность причин, в силу которых истец своевременно не обратился в Управление с соответствующим заявлением, и дать оценку данным обстоятельствам.
Ссылается на правовую позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г.
Также судом не исследовано и не оценено обстоятельство, что в период, когда истец достиг возраста 22 лет, действовало постановление администрации области от 23.09.2013 г. № 1055, устанавливающее заявительный порядок реализации жилищного права.
Кроме того, преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела имеют решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24.07.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 25.09.2017 г. по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации г. Тамбова, управлению образования и науки Тамбовской области о признании бездействия, выразившегося в непередаче учётного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области незаконным, обязании передать учётное дело. В данных постановлениях содержится обоснованный вывод о том, что администрация г. Тамбова не обязана была направлять учётное дело нуждающегося в предоставлении жилого помещения совершеннолетнего ФИО1 в Управление социальной защиты и семейной политики области.
Указывает, что суд обязал Управление предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м, и не более 37 кв.м. Данный вывод противоречит ст. 6.1 Закона области от 23.07.2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа органом исполнительной власти области однократно в соответствии со списком, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункт, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв.м и не более 33 кв.м.
Обращает внимание на то, что к участию в деле в качестве соответчика привлекалась администрация г. Тамбова, однако в резолютивной части решения суда вопрос об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований (их части) к указанному ответчику не разрешен.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2 представителя администрации Тамбовской области ФИО3, поддержавших доводы поданных жалоб, ФИО1 и его представителя ФИО4, возражавших против удовлетворения жалоб, представителей администрации г.Тамбова ФИО5 и ФИО6, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, *** года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением *** от ***. его родители *** и *** были лишены родительских прав в отношении сына.
Распоряжением начальника территориального управления мэрии *** от ****** ФИО1 был направлен в детское государственное учреждение, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: ***.
В период с *** по *** ФИО1 воспитывался в *** и находился на полном государственном обеспечении. С *** года по *** год воспитывался в ***; с *** по *** год обучался в ***.
В *** году закреплённое за ФИО1 жилое помещение полностью выгорело, стало непригодным для проживания, что подтверждается актом о пожаре от ***.
Постановлением администрации г.Тамбова от ****** ФИО1 был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В указанном списке ФИО1 числился под номером *** (сообщение Жилищного комитета администрации г.Тамбова от ***). Из указанного списка истец не исключен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходил из того, что основания, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для обеспечения ФИО1 жилым помещением возникли. Вместе с тем, до настоящего времени истец не был обеспечен жилым помещением, его право осталось нереализованным, следовательно, он сохраняет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Истец относится к социально незащищённой категории граждан, органом местного самоуправления за ним признано право на предоставление жилья как за лицом, относящимся к категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», на органах опеки и попечительства администрации г.Тамбова лежала обязанность по информированию Управления образования и науки Тамбовской области о наличии у ФИО1 прав на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Тамбовской области от 23.07.2010 г. №682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г.
№682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв. метров и не более 33 кв. метров.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в Тамбовской области на основании Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. №682-З обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.04.2007 г. № 451, действовавшим до июля 2011 года, была утверждена единая очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учёт в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. В данном постановлении органам местного самоуправления было рекомендовано предоставлять в Управление труда и социального развития Тамбовской области, осуществлявшем в тот период времени соответствующие функции, сформированные учётные дела на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для постановки в единую очередь.
В период до достижения истцом возраста 23 лет были установлены Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, утвержденный Постановлением администрации Тамбовской области от 09.06.2011 г. № 621, и Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденный постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011 г. № 816, в соответствии с положениями которых Управление образования и науки области было обязано представлять в Управление труда и социального развития области сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади или социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и их учётные дела, а также вести Регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, или если их возвращение в закреплённые за ними жилые помещения невозможно, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма на основании регистров муниципальных образований, ответственными за ведения которых являлись органы опеки и попечительства муниципального образования, осуществляющие формирование учётных дел детей, оставшихся без попечения родителей.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., разъяснил, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением подлежит удовлетворению.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
Доводы жалоб Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрации Тамбовской области о том, что ФИО1 по достижении возраста 18 лет и до 23 лет не обращался в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области №553 от 22.05.2007 г. и Постановлением администрации Тамбовской области №1055 от 23.09.2013 г. лично с заявлением о включении его в соответствующие Списки, не влекут отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с десятилетнего возраста, в связи с лишением его родителей родительских прав, воспитывался в детских государственных учреждениях.
Судом обоснованно указано на то, что защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, переданных под опеку, возлагается на органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных, и на этом основании именно на них возложена обязанность действовать в их интересах и совершать от их имени все необходимые и предусмотренные законом действия в целях реализации этих прав и свобод.
С *** года по настоящее время ФИО1 состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
ФИО1 закончил учебное заведение в *** году. Однако, при выходе из социального учреждения интерната ему не был разъяснён порядок и необходимость обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в соответствии с порядком, установленном на тот момент. До достижения возраста 23 лет он обратился в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления за ним признано право на предоставление жилья как за лицом, относящимся к категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», то есть органом местного самоуправления он включён в льготную очередь на получение жилого помещения, что свидетельствует о признании за ним права на получение жилого помещения для данной категории лиц. До настоящего времени он жильём не обеспечен, с льготной очереди не снят. А изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может привести к ограничению права последних на получение жилья, в связи с чем выводы суда о том, что ФИО1 не утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является обоснованным. Как правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 не мог реализовать своё право на обеспечение жильем, поскольку со стороны органа опеки и попечительства не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, следовательно, он не имел соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации. Со стороны органа опеки и попечительства не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, в связи с чем нарушенное право истца подлежит восстановлению.
Доводы жалобы Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о том, что администрация г.Тамбова не обязана была направлять учётное дело ФИО1 в Управление социального развития Тамбовской области на выводы суда не влияет, поскольку суд пришёл к выводу о том, что на органах опеки и попечительства лежала обязанность по информированию Управления образования и науки Тамбовской области о наличии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, а также по формированию и передаче учётного дела ФИО1 в соответствующий орган для обеспечения возможности на реализацию им указанных мер поддержки.
Выводы суда в этой части мотивированы со ссылками на нормативно-правовые акты. Доводами жалобы выводы суда не опровергнуты.
Доводы жалобы администрации Тамбовской области выводы суда первой инстанции также не опровергают и отмены решения суда не влекут.
То обстоятельство, что за истцом Распоряжением начальника территориального управления мэрии *** от *** было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** не свидетельствует об отсутствии у ФИО1 права на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции, в *** году закреплённое за ФИО1 жилое помещение полностью выгорело, стало непригодным для проживания, что подтверждается актом от *** В *** году при принятии ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении данный акт был представлен в администрацию г.Тамбова и администрацией данный акт принят в качестве документа, подтверждающего отсутствие у ФИО1 жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителями жилищного комитета администрации г.Тамбова проведено обследование квартиры *** и установлено, что жилое помещение не обеспечено инженерными системами. В квартире отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляция, газоснабжение. В квартире длительное время не проводился текущий ремонт помещений, квартира находится в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии.
Кроме того, по смыслу ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. №682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется в том случае, если ребёнок является либо собственником данного жилого помещения, либо нанимателем, либо членом семьи нанимателя. ФИО1 не является ни собственником, ни нанимателем закреплённого за ним жилого помещения, а также не является членом семьи нанимателя жилого помещения. В указанном жилом помещении он не проживает.
Согласно сведений ЕГРН, в собственности ФИО1 жилых помещений не имеется.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ФИО1 состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, доводы администрации Тамбовской области о том, что за ФИО1 было закреплено жилое помещение, выводы суда о праве истца на предоставление жилого помещения не опровергают.
Ссылка администрации Тамбовской области в жалобе на то, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 24.07.2017 г., вступившим в законную силу, установлено отсутствие обязанности администрации г.Тамбова по направлению учётного дела ФИО1 в Управление социальной защиты и семейной политики, отмены решения суда не влечёт, поскольку суд первой инстанции в качестве обоснования своих выводов не указывал на обязанность администрации г.Тамбова передать учётное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, а пришёл к выводу об удовлетворении иска на основании иных обстоятельств, которые были установлены в ходе рассмотрения дела и которые подробно изложены в решении.
Требований материально-правового характера к администрации г.Тамбова истцом предъявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобе на отсутствие в резолютивной части указания на разрешение требований к указанному ответчику интересы третьего лица администрации Тамбовской области не затрагивает и отмены решения суда не влечёт.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах их доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы администрации Тамбовской области о том, что судом неправильно указана площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. №682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв. метров и не более 33 кв. метров.
На основании изложенного, решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 25 октября 2017 года в части определения общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1 подлежит изменению. Следует указать, что подлежащее предоставлению ФИО1 жилое помещение должно быть не менее 29 кв.м. и не более 33 кв.м.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 25 октября 2017 года в части определения общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1, изменить, указав общую площадь жилого помещения «не менее 29 кв.м. и не более 33 кв.м.».
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: