ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2741 от 12.11.2013 Курского областного суда (Курская область)

Судья Скрипкина Е.Ю. Дело № 33-2741-2013 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 12 ноября 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.,

судей - Курочкиной И.А. и Ермакова М.И.,

при секретаре Куликовой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 г. апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Курской области по доверенности Вершининой Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 06.09.2013 г. по делу по заявлению Катречко КЮ об оспаривании решения начальника УФМС России по Курской области об отказе в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, которым постановлено:

"Заявление Катречко КЮ удовлетворить.

Признать оформленное как письмо от 18 марта 2013 г. №8\294 решение начальника УФМС России по Курской области об отказе Катречко КЮ в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, незаконным.

Признать Катречко КЮ участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Обязать УФМС России по Курской области оформить и выдать Катречко КЮ свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.»

Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав представителя Катречко К.С. по доверенности Лопачеву Е.М., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Катречко КЮ, гражданин Республики Украина, 13.11.2012 г. обратился в УФМС России по Курской области с анкетой № для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы (далее - Государственная программа), приложив необходимые для рассмотрения его кандидатуры в качестве участника программы документы.

14.12.2012 г. кандидатура Катречко КЮ была окончательно одобрена для участия в Государственной программе в результате проверочных мероприятий, проведенных УМВД, УФСБ России по Курской области, а также Комитетом по труду и занятости населения Курской области.

18.12.2012 г. в адрес Катречко КЮ Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области было направлено уведомление о необходимости явиться в ОТМСБиВП с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

16.01.2013 г. Катречко КЮ подал заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

Начальником УФМС России по Курской области принято решение Катречко КЮ свидетельство участника Государственной программы не оформлять и не выдавать, в связи с окончанием сроков действия программы Курской области на 2012-2008 годы, о чем в адрес заявителя было направлено письменное сообщение от 18.03.2013 г. №8\294.

Катречко КЮ обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного решения начальника УФМС России по Курской области, мотивируя незаконностью решения и нарушением им его прав.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Курской области по доверенности Вершинина Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По общему правилу, установленному ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В то же время статья ГПК РФ возлагает бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий должностных лиц на лицо, которое приняло оспариваемое решение или совершило оспариваемое действие (бездействие).

Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.1999 г. N 99-ФЗ соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 13.1 указанного Закона органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. №637 (в редакции, действовавшей до 30.12.2012 г.) утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с целью стимулирования и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсации естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее - Государственная программа).

Указом Президента РФ от 14.09.2012 г. №1289 Государственная программа, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 637 изложена в новой редакции (редакция, действующая с 31.12.2012 г.).

В соответствии с главой У Государственной программы (как в прежней, так и в новой редакции) решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и(или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления.

Согласно главе У!!! Государственной программы (как в прежней, так и в новой редакции) субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

Во исполнение Указа Президента РФ от 22.06.2006 г. N 637 постановлением администрации Курской области от 15.01.2009 г. №5 утверждена Программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы.

Приказом ФМС России от 14.05.2012 г. №166 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур, требования к порядку их выполнения при осуществлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы представительствами и представителями ФМС России за рубежом и территориальными органами ФМС России.

Согласно пункту 19 Административного регламента государственная услуга - оформление, выдача и замена свидетельства участника Государственной программы предоставляется, в том числе, территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги, в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации.

В силу пункта 22 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: направление соотечественнику информации о несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения; выдача свидетельства участника Государственной программы; замена свидетельства участника Государственной программы.

В соответствии с пунктом 67 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя такую административную процедуру, как подготовка регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы (прием и согласование анкеты).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, заявитель обратился в УФМС России по Курской области 13.11.2012 г., заполнив соответствующую анкету, приложив все необходимые для рассмотрения его кандидатуры в качестве участника программы документы.

Кандидатура заявителя одобрена для участия в Государственной программе в результате проверочных мероприятий, проведенных в соответствии с пунктом 76 Административного регламента.

Согласно пункту 77 Административного регламента при получении в установленном порядке результатов проверок по учетам МВД России, ФСБ России, ФМС России, а также информации уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о соответствии либо несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения соотечественнику в течение 2 рабочих дней направляется соответствующее уведомление.

В случае согласования кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения ему направляется уведомление (по форме, предусмотренной приложением №5 к Административному регламенту) и соотечественник приглашается для подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента направление соотечественнику уведомления об отказе уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в согласовании или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи анкеты в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.

28.12.2012 г. заявитель был ознакомлен с уведомлением о необходимости явиться в ОТМСБиВП с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы. При этом срок, до которого необходимо подать заявление, в уведомлении не содержался. Заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы было подано Катречко КЮ 16.01.2013 г.

Рассматривая дело, суд установил, что оспариваемое решение начальника УФМС России по Курской области об отказе в выдаче заявителю свидетельства участника Государственной программы ввиду истечения срока действия соответствующей региональной программы на период 2008-2012 г.г., суд первой инстанции исходил из того, что такое основание отказа противоречит требованиям пункта 48 Административного регламента, которым предусмотрены только такие основания отказа в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы как получение от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации информации о несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения и получение по результатам проверок по учетам МВД России, ФСБ России и ФМС России информации об обстоятельствах, препятствующих участию соотечественника в Государственной программе, в том числе въезду соотечественника (и/или члена его семьи) на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", либо о наличии оснований аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

На основе установленных судом обстоятельств, исходя из того, что кандидатура заявителя прошла все необходимые согласования для участия в Государственной программе, и при этом соответствующая административная процедура была завершения в 2012 году, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ УФМС по Курской области в выдаче Катречко КЮ свидетельства участника Государственной программы является незаконным и нарушает права заявителя, предусмотренные указанной программой.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции оценил заслуживающие внимания обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал все представленные доказательства, которым дал надлежащую оценку и потому судебная коллегия считает возможным согласиться с принятым районным судом решением.

Выводы суда соответствуют материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Доводы заинтересованного лица о том, что свидетельство участника Государственной программы не могло быть выдано Катречко КЮ, поскольку на день обращения в УФМС по Курской области с заявлением о его выдаче истек срок действия Государственной программы на территории Курской области, обоснованно отклонены районным судом, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего дела.

Так в силу положений Указа Президента РФ от 14.09.2012 г. N 1289 Государственная программа, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 637, изложенная в новой редакции (редакция, действующая с 31.12.2012 г.), временных ограничений действия программы не содержит.

Программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением администрации Курской области от 15.01.2009 г. №5, принятая и реализуемая в настоящее время, в соответствии с пунктом 26 Приложения N к Программе социально-экономического развития Курской области в 2011 - 2015 годах, утвержденной Законом Курской области от 26.02.2011 г. №15-ЗКО, входит в перечень целевых программ, реализуемых в Курской области в 2011 - 2015 годах.

Следовательно, само по себе истечение срока действия Государственной программы на территории Курской области области, утвержденной постановлением администрации Курской области от 15.01.2009 г. №5, не приостанавливает и не прекращает ее реализацию в Курской области в 2013 году.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что обращение Катречко КЮ в УФМС по Курской области с заявлением о выдаче свидетельства участника программы после 31.12.2012 г. не может свидетельствовать о том, что заявитель был обязан и имел возможность обратиться в УФМС до указанной даты.

Доказательств того, что УФМС предприняло все зависящие от него меры к соблюдению права заявителя обратиться с соответствующим заявлением до истечения 2012 года, суду не представлено. Напротив, заявитель не был уведомлен о каких-либо временных ограничениях для подачи заявления.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12,56,67 и 249 ГПК РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Курска от 06 сентября 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Курской области Вершининой Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: