ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2741 от 28.10.2015 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Сергунина И.И. дело № 33-2741

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2015 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Коротченковой И.И.

судей Хомяковой М.Е., Ларионовой С.В.

при секретаре Митюревой И.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мценского межрайонного прокурора Орловской области к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Казенному образовательному учреждению Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» об обязании проведения капитального ремонта жилого дома,

по апелляционной жалобе Департамента образования Орловской области и апелляционному представлению Межрайонного прокурора Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 21 августа 2015 г., которым постановлено:

«Исковые требования Мценского межрайонного прокурора Орловской области к Казенному образовательному учреждению Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» об обязании проведения капитального ремонта жилого дома удовлетворить частично.

Обязать Казенное образовательное учреждение Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» произвести ремонтно-строительные работы конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: Орловская область Мценский район с. Тельчье ул. Комсомольская д.11, в частности: стены и внешнее благоустройство: ремонт отмостки по периметру здания, (отбивка отслоившейся штукатурки, расшивка и зачеканивание трещин в стенах, штукатурка и окраска); ремонт фасада здания (смена стропильной системы, кровли); балконы: ремонт балконных плит и козырьков над входами в подъезды; водопровод, отопление, электрооборудование; ремонт инженерных коммуникаций: трубопроводы ХВС на вводе, отопление на чердаке (теплоизоляция, запорная арматура, отопление в приямке в вводе в дом (смена труб и арматуры), подвод отопления к дому (выравнивание опор, теплоизоляция), электропроводка и оборудование (ВРУ, поквартирные щитки); разработка проекта наружной канализации и выполнение работ по организации отвода сточной бытовой канализации; двери и окна: ремонт (смена) входных дверей в подъезды; наружная отделка : ремонт площадок крылец, ремонт внутренней отделки мест общего пользования (подъезд №1).

В остальной части требований Мценского межрайонного прокурора Орловской области отказать.

В удовлетворении исковых требований Мценского межрайонного прокурора Орловской области к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области отказать».

Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., объяснения представителя Департамента образования Орловской области по доверенности Кузнецова Д.Ю., представителя Казенного образовательного учреждения Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Чижиковой М.В., представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области по доверенности Кондрашовой О.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Болдиной С.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором, уточнив исковые требования, окончательно просил признать незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области и КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» по непроведению капитального ремонта жилого дома по адресу: ул. Комсомольская д.11, с. Тельчье, Мценского района, Орловской области.

Обязать КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» произвести в течение трех месяцев ремонтно-строительные работы конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Комсомольская д.11, с. Тельчье, Мценского района, Орловской области, в частности: стены и внешнее благоустройство: ремонт отмостки по периметру здания, (отбивка отслоившейся штукатурки, расшивка и зачеканивание трещин в стенах, штукатурка и окраска); ремонт фасада здания (смена стропильной системы, кровли); балконы: ремонт балконных плит и козырьков над входами в подъезды; водопровод, отопление, электрооборудование: ремонт инженерных коммуникаций: трубопроводы ХВС на вводе, отопления на чердаке (теплоизоляция, запорная арматура, отопление в приямке в вводе в дом (смена труб и арматуры), подвод отопления к дому (выравнивание опор, теплоизоляция), электропроводка и оборудование (ВРУ, поквартирные щитки); разработка проекта наружной канализации и выполнение работ по организации отвода сточной бытовой канализации; двери и окна: ремонт (смена) входных дверей в подъезды; наружная отделка: ремонт площадок крылец, ремонт внутренней отделки мест общего пользования (подъезд №1);

Возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области субсидиарную ответственность по обязательствам КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» произвести в течение трех месяцев ремонтно- строительные работы конструкций многоквартирного дома расположенного по адресу: ул. Комсомольская д.11, с. Тельчье, Мценского района, Орловской области.

В обоснование требований указывал, что в прокуратуру Орловской области обратился депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновский В.В. с просьбой проверить доводы, изложенные в обращении Картамышевой Э.Н. по вопросу необходимости проведения капитального ремонта дома, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Комсомольская, д 11.

Из обращения Картамышевой Э.Н. следует, что в 1962 году учителям ОГОУ «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями» были предоставлены жилые помещения, расположенные по вышеуказанному адресу.

Ссылался на то, что часть жильцов являются собственниками квартир данного дома, 1958 года постройки. Право собственности на квартиры возникло в результате приватизации.

На протяжении всего срока эксплуатации дом капитально не ремонтировался. Срок эксплуатации дома на сегодняшний день составляет свыше 50 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов установлена ведомственными строительными нормами.

При дальнейшем бездействии по проведению капитального ремонта вышеуказанного дома создается угроза его прихода в аварийное состояние и причинения вреда жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

Определением суд заменил ответчика Управление государственного имущества Орловской области его правопреемником Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области.

Соответчиком по делу было привлечено Казенное образовательное учреждение Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

В связи с чем, прокурор Мценского района Орловской области уточнил исковые требования к Департаменту государственного имущества и КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», указывая на то, что согласно Уставу КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждением государственного имущества осуществляют Коллегия Орловской области и Департамент имущественной, промышленной политики Орловской области (ранее Комитет по управлению имуществом Орловской области, Управление государственного имущества администрации Орловской области).

Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

При этом данная обязанность сохраняется перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, согласно ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Департамент образования Орловской области не согласился с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении предъявленного к нему иска.

Считает, что Мценским прокурором Орловской области не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта спорного жилого дома на момент первой приватизации квартир в данном жилом доме (1999год), в связи с чем, у ответчика, в силу закона, не возникает обязанности по его капитальному ремонту, поскольку именно с установлением данного факта связано сохранение за бывшим нанимателем обязанности по капитальному ремонту.

Ссылается на то, что в экспертном заключении ООО «Облкоммунпроект» указано на отсутствие документов, позволяющих определить необходимость проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома по состоянию на 1999 год на основании его технического состояния, поэтому выводы суда первой инстанции о том, что истечение срока минимальной продолжительности эффективной эксплуатации само по себе свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Полагает, что суд не дал должной правовой оценки последствиям пропуска истцом как общего срока исковой давности, предусмотренного нормами ст.196 ГК РФ, так и десятилетнего пресекательного срока давности, установленного п.2 ст.200 ГК РФ.

Ссылается и на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что на момент рассмотрения спора по существу, спорный жилой дом был снят с баланса школы.

Межрайонный прокурор Орловской области также обратился с апелляционным представлением на постановленное решение, в котором просит об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области субсидиарной ответственности по обязательствам КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» произвести в течение трех месяцев капитальный ремонт жилого дома и удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и представления согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и представления.

Из материалов дела усматривается, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Комсомольская, д. 11, 1958 года постройки, является 16-квартирным жилым домом. Из технического паспорта по состоянию на 12 января 1999г. собственником данного дома указана Тельченская специальная школа – интернат (т.3 л.д. 55-63). Из справки о ходе строительства и проведении текущего и капитального ремонта школ Мценского района следует, что 16-ти квартирный дом для учителей Тельченской школы-интерната строился за счет государственных средств (т.1 л.д.7-8).

Согласно решению исполкома Мценского районного Совета депутатов трудящихся № 323 от 11декабря 1963 г. была создана хозяйственная комиссия по приему 16-ти квартирного дома для учителей Тельченской школы-интерната (т.2 л.д.161).

Распоряжением Коллегии Орловской области № 302-р от 08 октября 2007 г. года принято решение: закрепить за областным государственным образовательным учреждением для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии» на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества Орловской области, указанные в приложении к настоящему распоряжению. Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области осуществить необходимые действия по исполнению настоящего распоряжения (т.3 л.д.28).

Приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 12 октября 2007 г. № 318 закреплено согласно перечню в приложении к приказу недвижимое имущество за ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии» на праве оперативного управления (т.3 л.д.64-65).

Согласно выписки из реестра государственной собственности Орловской области жилой дом по вышеуказанному адресу находится в собственности Орловской области и на праве оперативного управления принадлежит ОГОУ «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями» ( т.1 л.д.6).

Согласно справки о содержании правоустанавливающих документов от 18 марта 2015 г., выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, договор передачи в собственность № 281 от 15 января 1999 г. был заключен между администрацией района, в лице начальника отдела по управлению имуществом и ФИО13

Из справки Управления по муниципальному имуществу Мценского района от 22 июня 2015 г. следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: с.Тельчье ул.Комсомольская д.11, в муниципальную собственность Мценского района не передавался.(т.2 л.д.89)

Согласно инвентарной карточки учета основных средств № 8722 от 01 июня 2015 г. 16-ти квартирный дом по адресу: с. Тельчье ул.Комсомольская д.11, введенный в эксплуатацию 01 сентября 1963 г., в 2015 году снят с баланса КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (т.2 л.д.91).

Жильцами дома производится частично оплата коммунальных услуг с 2013 года.

По делу была проведена строительно-техническая экспертиза. В экспертном заключении ООО «Орелоблкоммунпроект» № 15-80 МС 2015 года указано, что техническое состояние многоквартирного жилого дома в с. Тельчье по ул.Комсомольская д.11, на основании изложенных требований нормативных документов (ВСН 58-88(р) и фактического срока эксплуатации здания по состоянию на 15 января 1999 г. (40 лет) соответствовали сроку постановки на капитальный ремонт элементы здания согласно перечню, указанного экспертом, которые не соответствуют нормативным требованиям (т.2 л.д.1- 44)

Минимальная продолжительность эксплуатации элементов домов до их капитального ремонта, установленная ведомственными строительными нормами и Положением об организации и проведению реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, составляет для фундамента – 50 лет, стен каменных обыкновенных – 40лет, балконов – 40 лет, кровли жилого дома из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, трубопроводов канализации чугунных до постановки на капитальный ремонт составляет (закрытых) - 40 лет, (открытых) - 30 лет, трубопроводов холодной воды из оцинкованных труб - 30 лет, трубопроводов центрального отопления - 15 лет и т.д.

Как указано выше, капитальный ремонт дома не проводился более 50 лет.

В связи с этим, верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по выполнению работ, относящихся к капитальному ремонту, на КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», на балансе которого находился на 1999 год спорный жилой дом.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы Департамента образования Орловской области в апелляционной жалобе о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия ответчика не входит.

На момент вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01 марта 2005 г.), рекомендованный срок эксплуатации конструктивных элементов жилого дома, подлежащих капитальному ремонту, истек.

Поскольку обязательства по проведению капитального ремонта конструктивных элементов жилого дома, нормативный срок эксплуатации которых истек и которые фактически пришли в неудовлетворительное состояние в период действия Жилищного кодекса РСФСР, органом местного самоуправления не были выполнены, то эти обязательства сохраняются.

Возлагая обязанность по производству капитального ремонта на ответчика - КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона РФ от 04 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ.

Вопреки доводам жалобы Департамента образования Орловской области о том, что прокурором не были представлены доказательства необходимости проведения капитального ремонта на момент первой приватизации квартиры в 1999 году, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и экспертным заключением ООО «Орелоблкоммунпроект».

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, опровергаются материалами дела.

Не влечет отмену решения суда и довод жалобы прокурора в части отказа в удовлетворении требований о возложений субсидиарной ответственности на собственника имущества и проведении капитального ремонта в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу положений ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Таким образом, у суда отсутствует обязанность возложения субсидиарной ответственности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области по проведению капитального ремонта спорного жилого помещения.

Кроме того в силу ст. ст. 8, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 26.13 ФЗ от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета субъекта РФ осуществляется органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Из пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, а заключение и оплата бюджетным учреждением государственных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (часть 2 статьи 161 Кодекса).

Частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ определены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым отнесены конкурсы), аукционы, запрос котировок, запрос предложений, для организации и проведения которых требуются как выполнение определенной процедуры, так и наличие времени (часть 3 статьи 48, часть 1 статьи 49, часть 1 статьи 51, статья 52, часть 1 статьи 53, часть 2 статьи 54, часть 2 статьи 61, части 1 и 2 статьи 63, часть 2 статьи 67, часть 5 статьи 69, части 2, 3, 8 - 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ).

Помимо этого статьями 48 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена процедура, включающая в себя разработку проектно-сметной документации с последующим прохождением государственной экспертизы проекта, оформление правовой документации, получение разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку КОУ ОО «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», в пределах своей компетенции необходимо провести работы по изготовлению проекта и смете работ на капитальный ремонт спорного жилого дома, и направить соответствующие документы в Департамент образования Орловской области для рассмотрения в пределах своей компетенции, у суда отсутствовали основания для установления срока на проведение капитального ремонта.

Таким образом ссылка в апелляционном представлении на то, что суд должен был применить положения ст. 204 ГПК РФ и установить реальный срок исполнения решения, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку установление такого срока является правом, но не обязанностью суда.

Не является основанием к отмене решения суда и указание в жалобе Департамента образования Орловской области об отказе в применении срока исковой давности к спорным правоотношениям, поскольку судом при разрешении дела установлено, что ремонт жилого дома не производился на протяжении длительного времени, то есть нарушение прав граждан- жильцов спорного жилого дома носят длящийся характер, в связи с чем срок исковой давности не применен судом первой инстанции обоснованно.

С учетом изложенного остальные доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления подлежат отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, опровергаются материалами дела.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 21 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Орловской области и апелляционное представление Мценского межрайонного прокурора Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи