ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2746/20 от 13.10.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Муромская С.В.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 13 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Чупрыной С.Н.,

судей: Леонтьевой И.В., Стародубова Ю.И.,

при секретаре: Крюковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к Администрации города Курска, Управлению по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска о возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 августа 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать семью ФИО в составе четырех человек - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.11.2016 года с целью использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита от 19.05.2018 года.

Обязать Администрацию города Курска включить семью ФИО в составе четырех человек - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами
граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году и последующих в хронологической последовательности, соответствующей дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 11.11.2016 года».

Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы ФИО1., ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3ФИО4 обратились в суд с иском к ответчикам Администрации г. Курска, Управлению по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, в котором указали, что их семья в составе 4 человек с целью улучшения жилищных условий и получения мер государственной поддержки в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2016 году обратилась в Управление по учету и распределению жилья города Курска и постановлением Администрации города Курска №3578 от 11.11.2016г. была признана нуждающейся в жилых помещениях. 30.11.2016г. они обратились в Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска с необходимыми документами для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы. Письмом Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска от 09.12.2016г. № 1817/04.2.01-16 они были проинформированы, что их заявление с прилагаемыми к нему документами рассмотрено и их семья признана участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050.

08.06.2017г. ими была приобретена в ипотеку квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 56,4 кв.м, посредством заключения ипотечного кредита с ПАО ВТБ, однако социальная выплата в 2017 году им предоставлена не была.

12.02.2018г. при обращении в Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска они предоставили все необходимые документы для дальнейшего участия в программе. При этом, чтобы сократить переплату процентов по ипотечному кредиту, ими был заключен договор рефинансирования ипотеки №193158 от 19.05.2018г. в ПАО Сбербанк.

Таким образом, <адрес>, купленная по кредитному договору, заключенному с банком ВТБ 24 (ПАО), является той же самой квартирой, в отношении которой заключен договор рефинансирования с ПАО Сбербанк. Распоряжением главы администрации Центрального округа г. Курска им было разрешено передать в залог квартиру от ПАО ВТБ в ПАО Сбербанк.

После предоставления новых документов о рефинансировании ипотечного кредита Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска письмом от 6.12.2018г. № 1703/04.2.01-16 их семье было отказано в признании участниками названной выше программы.

Полагают, что их семья соответствует требованиям, предъявляемым государственной программой по обеспечению жильем молодых семей, так как они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 11.11.2016г.; имеют ипотечный кредит, на первоначальный взнос которого были израсходованы средства материнского капитала; на момент получения ипотечного кредита семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Уточнив требования, истцы просили признать их семью в составе четырех человек: ФИО1ФИО2, ФИО3., ФИО4 участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.11.2016г. с целью использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита от 19.05.2018г.; обязать Администрацию города Курска включить семью в составе четырех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году и последующих в хронологической последовательности, соответствующей дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 11.11.2016г.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что на момент заключения кредитного договора с ПАО Сбербанк семья ФИО не являлась нуждающейся в жилом помещении и была обеспечена жильем; обязательства по кредитному договору с банком ВТБ24 были полностью исполнены; при заключении договора ипотеки с ПАО Сбербанк были внесены изменения в правоустанавливающие документы, а кредитные средства направлены не на приобретение жилья, а на погашение ранее предоставленного кредита.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3ФИО4 представителей ответчиков: Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска (ныне Управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска), Администрации города Курска, представителей третьих лиц: Управления по учету и распределения жилья г. Курска, Администрации Курской области, ПАО Сбербанк России, Банк ВТБ (ПАО), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; представители ответчиков направили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Поскольку истцами, представителем ответчика Администрации г.Курска, представителями третьих лиц решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1. и представителя истцов - Головань В.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г. №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 1 января 2018 года реализуется основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Порядок предоставления социальной выплаты, полномочия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 с последующими изменениями.

Подпунктом «е» пункта 2 данных Правил (в редакции, действовавшей до 15.07.2020г.) предусматривалось, что социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Курска от 11.11.2016г. № 3578 семья ФИО в составе четырех человек была признана нуждающейся в жилых помещениях; приказом Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска от 05.12.2016г. № 351-МС Морозовы были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

28.06.2017г. истцы обратились в Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска с заявлением о приобщении к учетному делу молодой семьи документов, подтверждающих приобретение двухкомнатной квартиры общей площадью 56,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> с использованием кредитных средств, предоставленных Банком ВТБ 24.

В 2017 году социальная выплата истцам предоставлена не была.

В феврале 2018 года Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска проинформировало участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» о необходимости подтверждения участия в программе путем подачи нового пакета документов.

Для подтверждения участия в государственной программе 12.02.2018г. ФИО обратились в Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска с заявлением об участии в государственной программе и предоставили все необходимые документы; приказом Управления от 16.02.2018г. №44-МС семья ФИО признана участницей государственной программы.

17.12.2018г. ФИО1 обратился в Управление с заявлением о приобщении новых документов: справки Управления по учету и распределению жилья города Курска от 14.12.2019г. № 3837/07.2.03-21; копии договора ипотеки № 193158 от 19.05.2018г. с ПАО Сбербанк; копии кредитного договора № 193158 от 19.05.2018г. с ПАО Сбербанк; копии заявления созаемщика на зачисление кредита от 19.05.2018г.; справки Сбербанка о задолженности заемщика по стоянию на 14.12.2018г. по кредитному договору № 193158.

Приказом Управления от 26.12.2018г. №536-МС семье ФИО было отказано в признании участниками программы, поскольку на момент заключения договора ипотеки с ПАО Сбербанк семья не являлась нуждающейся в жилых помещениях и была обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи более учетной нормы; обязательства по кредитному договору на приобретение жилья с Банком ВТБ 24 были полностью исполнены, а предоставленный договор ипотеки с ПАО Сбербанк заключен после 15 июня 2017 года – даты государственной регистрации права собственности на приобретенную в ипотеку квартиру; кредитные средства были направлены не на приобретение жилья, а на погашения ранее предоставленного кредита.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что 08.06.2017г. истец ФИО1 заключил с банком ВТБ 24 кредитный договор с целью приобретения квартиры по адресу: <адрес> помощью средств ипотечного кредитования; 19.05.2018г. он же заключил с ПАО Сбербанк России последующий кредитный договор об ипотеке, связанный с залогом той же квартиры, с целью снижения процентной ставки. И поскольку предмет залога не изменился, обязательства перед банком по указанному договору не исполнены, суд пришел к выводу, что квартира приобретена истцами с использованием средств ипотечного кредита, потому они вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом суд указал, что на дату заключения кредитного договора с ПАО Сбербанк семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, так как площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежит учету при определении нуждаемости в жилом помещении.

Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований находит правильным, так как он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.

Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что на момент заключения кредитного договора с ПАО Сбербанк семья ФИО не являлась нуждающейся в жилом помещении, нельзя признать состоятельным, принимая во внимание, что площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежит учету при определении нуждаемости в жилом помещении, о чем правомерно указано судом в обжалуемом решении.

Доводы жалобы о том, что обязательства по кредитному договору с банком ВТБ24 были полностью исполнены; при заключении договора ипотеки с ПАО Сбербанк кредитные средства были направлены не на приобретение жилья, а на погашение ранее предоставленного кредита, о незаконности решения суда не свидетельствуют, учитывая, что в результате заключения второго кредитного договора, а именно, договора рефинансирования с ПАО Сбербанк, жилое помещение по-прежнему осталось в залоге, как приобретенное за счет кредитных денежных средств.

И поскольку Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 (в прежней редакции), не содержали прямого запрета на предоставление кредитного договора, заключенного с целью рефинансирования долга по кредиту, а в действующей ныне редакции (с 15.07.2020г.) указанные Правила прямо предусматривают такую возможность (п.п. «е» п.2), данный довод подлежит отклонению.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ответчика Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, выводы суда не опровергают, на законность принятого судом решения не влияют и основанием к его отмене не являются.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись).

Судьи: (подписи).

<данные изъяты>

<данные изъяты>