ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2746/20 от 20.07.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Дудусов Д.А. № 33-2746/2020, А- 2.114

24MS0099-01-2019-001657-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Гаус Т.И.

судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.

при ведении протокола помощником судьи Кончаковой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О., гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе ФИО2,

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить частично.

Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» в солидарном порядке с ФИО1 и ФИО2 денежную сумму в размере 119 319 рублей 95 копеек; в том числе: сумму задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг 115 803 рубля 87 копеек и сумму уплаченной государственной пошлины 3 516 рублей 88 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ООО УК «Кров» обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 19 августа 2016 года была выбрана управляющая организация ООО УК «Кров». 26 сентября 2016 года между ООО УК «Кров» и собственниками помещений в многоквартирном доме был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому, управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО УК «Кров». Ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, членом семьи собственника является ответчик ФИО2. В период с октября 2016 года по март 2019 года ответчикам были оказаны коммунальные услуги, однако, оплата коммунальных услуг произведена не была, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность за содержание общего имущества, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, по статье управление, по статье текущий ремонт общего имущества, по статье водоотведение, за горячее водоснабжение на содержание общего имущества, за электроснабжение на содержание общего имущества, за тепло и горячую воду - на общую сумму (с учетом производимых ответчиками оплат за указанный период )- 100 803 рубля 87 копеек. На сумму задолженности истцом была начислена пеня в порядке ст. 155 ЖК РФ, размер которой составил 24 788 рублей 90 копеек.

С учетом изложенного, истец просил взыскать с ответчиков сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 100 803 рубля 87 копеек, сумму пени в размере 24 788 рублей 90 копеек, а также сумму уплаченной государственной пошлины.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом нарушены сроки, предусмотренные для рассмотрения гражданских дел. Также указывает, что судом полностью проигнорирована ст. 56 ГПК РФ, а именно истец не представил в судебное заседание ни одного оригинала договоров с ресурсоснабжающими организациями на прием платежей за ЖКУ с населения, на которые истец ссылался в качестве доказательства. Ссылаясь на протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, указывает, что жильцами дома принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги каждым собственником жилья непосредственно в РСО начиная с 01 сентября 2016 года. В связи с чем, ООО «Кров» не является РСО и по закону не наделено правом требования сбора платежей за услуги, к которым не имеет никакого отношения.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания: ООО УК «Кров» (уведомление о вручении), ФИО1 (уведомление о вручении), ФИО2 (уведомление о вручении), представитель третьего лица МУП «Минусинское городское хозяйство» (уведомление о вручении), в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ФИО2 ходатайствовала о рассмотрении дела, судом апелляционной инстанции в отсутствие ФИО2, ФИО1, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения.

Согласно требованиям статьи 153 ЖК РФ: «Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.».

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ: «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги».

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 19 августа 2016 года была выбрана управляющая организация ООО УК «Кров» (л.д. 32).

26 сентября 2016 года между ООО УК «Кров» и собственниками помещений в многоквартирном доме был заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 149), согласно которому, управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО УК «Кров».

Таким образом, ООО УК «Кров» с 2016 года осуществляет функции по управлению многоквартирным домом <адрес>, по обеспечению жильцов коммунальными услугами, а также, осуществляет управление и эксплуатацию указанного выше жилого многоквартирного дома.

Согласно разделу 3 договора управления, управляющая организация обязана, в том числе: принимать плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за коммунальные услуги и за управление многоквартирным домом; требовать платы от собственника в случае не поступления платы от его нанимателей и арендаторов в установленные законодательством и настоящим договором сроки; выдавать собственнику платежные документы не позднее 5-го числа месяца, следующего за оплачиваемым. Управляющая компания имеет право, в том числе требовать внесение платы за жилищно-коммунальные услуги согласно условиям договора, взыскивать с должников сумму задолженности и пени, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Ответчик ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28 сентября 2010 года (л.д. 23) является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, членом семьи собственника является ответчик ФИО2 (л.д. 27).

Согласно выписке из финансово-лицевого счета, представленной истцом, за период с 01 октября 2016 года по 31 марта 2019 года ответчиком за жилищно-коммунальные услуги было начислено 139 508 рублей 26 копеек, в том числе: управление многоквартирным домом - 2 390 рублей 37 копеек; содержание общего имущества - 9 339 рублей 29 копеек; холодное водоснабжение - 18 235 рублей 96 копеек; водоотведение - 27 897 рублей 93 копейки; сбор и вывоз ТБО- 2 062 рубля 76 копеек; текущий ремонт общего имущества - 8 079 рублей 48 копеек; горячее водоснабжение (теплоноситель) на содержание общего имущества - 157 рублей 95 копеек; электроснабжение на содержание общего имущества - 4 131 рубль 79 копеек; холодное водоснабжение на содержание общего имущества - 160 рублей 40 копеек; горячее водоснабжение (теплоэнергия) на содержание общего имущества - 677 рублей 02 копейки; ПК холодная вода- 393 рубля 98 копеек; отопление - 65 981 рубль 33 копейки.

За указанный период ответчиками было оплачено 37 623 рубля 95 копеек. Таким образом, размер задолженности по состоянию на 31 марта 2019 года составляет 100 803 рубля 87 копеек.

Взятые на себя обязательства по внесению платежей по оплате коммунальных услуг ответчики исполняют ненадлежащим образом. Так, последняя оплата задолженности была произведена в октябре 2018 года на сумму 25 000 рублей. Более никаких сумм ответчиками за заявленный период в счет оплаты коммунальных платежей не вносилось.

С учетом приведенных выше положений закона, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик ФИО1 как собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания принадлежащего ему по праву собственности имущества, а ответчик ФИО2 в силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ несет солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

При разрешении спора, суд принял во внимание расчет задолженности, представленный истцом и пришел к выводу о солидарном взыскании с ФИО1 и ФИО2 в пользу ООО УК «Кров» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с октября 2016 года по март 2019 года в размере 100 803 рубля 87 копеек, а также пени за несвоевременную оплату услуг в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, применив положения ст. 333 ГК РФ и уменьшив пени до 15000 рублей.

Между тем взыскивая задолженность солидарно с ФИО3 и ФИО2 суд не учел, что согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статья 30, статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, исходя из положений приведенных норм жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, собственник самостоятельно несет расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, и бремя несения таких расходов не может быть возложено на членов семьи собственника жилого помещения, проживающих совместно с ним.

Из представленного расчета следует, что задолженность по жилищно- коммунальным услугам складывается из задолженности за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 1719 рубль 61 копеек, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 12401 рубль 27 копеек, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в размере 3394 рубля 25 копеек. Итого общая сумма задолженности по оплате за содержание жилого помещения составляет 17515 рублей 13 копеек, указанная сумма в соответствии со ст. 158 ЖК РФ подлежит взысканию только с ФИО1

Задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 83288 рублей 74 копейки в соответствии с вышеприведенными разъяснениями подлежит взысканию солидарно с ФИО1 и ФИО2

Размер пени, с учетом вышеуказанных требований закона, размера и периода просрочки, составляет: в связи с задолженностью по оплате содержания жилого помещения – 4308 рублей 31 копейка, по оплате коммунальных услуг – 20480 рублей 59 копеек.

В соответствии с п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 г. N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 1 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что пеня, установленная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п. 1 ст. 333 ГК РФ).

Оценивая степень соразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиками обязательства, необходимости соблюдения баланса интересов сторон и принципов разумности и справедливости, судебная коллегия полагает возможным снизить размер пени начисленных в связи с неисполнением ответчиком ФИО1 услуг по содержанию жилого помещения до 2500 рублей, а за неисполнение ответчиками обязательств по оплате коммунальных услуг до 12500 рублей.

В связи с неправильным применением вышеприведенных норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит изменению: с ФИО1 в пользу ООО УК «Кров» подлежит взысканию задолженность за содержание жилого помещения в размере 17515 рублей 13 копеек, а также пени в размере 2500 рублей. С ФИО1, ФИО2 в пользу ООО УК «Кров» в солидарном порядке подлежит взысканию задолженность по коммунальным услугам в размере 83288 рублей 74 копейки, а также пени в размере 12500 рублей.

Из материалов дела следует, что истцом с учетом уточнений поддерживались требования на сумму 125592 рубля 77 копеек, которые фактически удовлетворены в полном объёме, за исключением применения к неустойке положений ст. 333 ГК РФ.

Таким образом, истец при подаче искового заявления должен был уплатить государственную пошлину в размере 3711 рублей 85 копеек.

Согласно представленным платежным поручения № 29 от 05 февраля 2019 года, №136 от 06 мая 2019 года, №131от 29 апреля 2019 года истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 1826 рублей 89 копеек.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом при увеличении исковых требований не доплачена государственная пошлина в размере 1884 рубля 96 копеек, она с учетом положений п. 10 ч. 1 ст. 333.20, п. 2 ч. 1 ст. 333.18, п. 2 ч. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию в местный бюджет с ответчиков.

Таким образом, с учетом положений ч.3 ст. 98 ГПК РФ с ФИО1 в пользу ООО УК «Кров» подлежат расходы по оплате государственной пошлины с учетом объёма удовлетворенных исковых требований в размере 645 рублей 12 копеек (3711 рублей 85 копеек х 17, 38%). Кроме того, с ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу ООО УК «Кров» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1181 рубль 77 копеек (1826 рублей 89 копеек -645 рублей 12 копеек). А также с ФИО1, ФИО2 солидарно в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1884 рубля 96 копеек.

Отклоняя доводы стороны ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 195-200 ГК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 24 Постановления от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», учитывая дату предъявления иска в суд 09 июля 2019 года, а также период за который истец просит взыскать задолженность фактически с августа 2017 года (с учетом произведенных оплат) по март 2019 года, пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Кров» не вправе взымать плату за коммунальные услуги, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение о заключении прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, судебная коллегия находит несостоятельными в виду следующего.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 161 ЖК РФ ( в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) на управляющую компанию возложена обязанность заключить в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоры с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.7 ст. 155 ЖК РФ( в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 (далее Правила) предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Как установлено пунктом 17 указанных Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления или если способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил; в жилых домах (домовладениях).

При этом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил. Пунктом 14 Правил предусмотрены случаи и порядок предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Согласно п.7 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона № 59-ФЗ от 03.04.2018г.) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ(в редакции Федерального закона № 59-ФЗ от 03.04.2018г.) при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме могут предоставляться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 данного кодекса; при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации по основанию, предусмотренному ч. 2 данной статьи; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона № 59-ФЗ от 03.04.2018г.) управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг.

Таким образом, в случае заключения собственниками многоквартирного дома договора на его управление с управляющей организацией, последней принимаются меры в части обеспечения потребителей соответствующими услугами, посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Жилищным законодательством как действующим на момент возникновения спорных отношений, так и в настоящее время ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а следовательно такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Таким образом, жилищное законодательство как действующее на момент возникновения спорных отношений, так и в настоящее время не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ, ч.12. ст. 161 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Что касается прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 59-ФЗ от 03.04.2018г., прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Как следует из представленных доказательств на основании решения собрания многоквартирного дома от 19 августа 2016 года, управление многоквартирным домом в период за который произведен расчет плата за жилищные и коммунальные услуги ( с октября 2016 года по марта 2019 года) осуществляет ООО УК «Кров», с которой заключен договор управления многоквартирным домом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы решение об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям собственниками многоквартирного дома 19 августа 2016 года принято не было.

Так из буквального толкования п.11 решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 19 августа 2016 года не следует, что такую плату с 01 сентября 2016 года будут осуществлять собственники непосредственно ресурсоснабжающим организациям ( л.д.185-188). Последующие действия собственников многоквартирного дома и в частности действия ФИО1 свидетельствуют о не достижении такого согласия. Так после принятия решения они не заключили прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и не осуществляли им непосредственно оплату коммунальных ресурсов с 01 сентября 2016 года.

Кроме того, согласно договору управления, именно Управляющая организация взяла на себя обязательства обеспечить с момента заключения договора с ресурсоснабжающими организациями предоставление коммунальных услуг Собственникам и иным потребителям коммунальных услуг установленного качества и в необходимом объёме, в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение. Принимать от собственников плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление многоквартирным домом и коммунальные услуги ( пункт 3.1.3,3.1.4 договора управления). (л.д.150).

Во исполнение указанных обязательств ООО УК «Кров» заключен договор № 2064 от 25 января 2016 года и дополнительное соглашение в соответствии с которым МУП города Минусинска «Городской водоканал» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с 01 октября 2010 года, оплату за которое осуществляло ООО УК «Кров».

Также заключен договор № 1/2017 от 01 февраля 2017 года в соответствии с которым МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» осуществляло поставку тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в МКД <адрес>, с 07 октября 2016 года. оплату за которые осуществляло ООО УК «Кров».

31 марта 2016 года между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Управляющая компания «Кров» заключен договор на поставку электроэнергии в том числе в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Из ответа ПАО «Красноярскэнергосбыт» на запрос судебной коллегии следует, что согласно договору заключенному между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП города Минусинска «Городской водоканал» заключен и действует Договор № 366-Е на оказание услуг от 17.07.2018 года в соответствии с которым ПАО «Красноярскэнергосбыт» с июня 2018 года по настоящее время включает услуги по поставке холодной воды и водоотведение в единый платежный документ.

Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 13 декабря 2018 года следует, что по вопросу № 2 собственниками принято решение о переходе на прямые договоры с собственниками ( нанимателями) по отоплению и горячему водоснабжению с Муниципальным унитарным предприятием города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» с 01 января 2019 года. По вопросу№ 3 принято решение о переходе на прямые договоры с собственниками (нанимателями) по вывозу ТКО с региональным оператором ООО «АЭРОСИТИ 2000» с 01 января 2019 года (л.д.189).

Из анализа расчета задолженности ФИО1 и ФИО2 следует, что ООО УК «Кров» за период с октября 2016 года по март 2019 года начислена плата за услуги Управления многоквартирным домом, содержание общего имущества многоквартирного дома, текущий ремонт общего имущества, горячее водоснабжение на содержание общего имущества, электроснабжение на содержание общего имущества, холодное водоснабжение на содержание общего имущества, горячее водоснабжение на содержание общего имущества. Плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отопление начислена до 01 января 2019 года, то есть до принятия собственниками многоквартирного дома решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Плата за услуги холодного водоснабжения и водоотведения начислялась до 01 мая 2018 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что плата за оказанные услуги начислялась в соответствии с договором управления и только за оказанные услуги, а доводы о том, что ООО УК «Кров» в оспариваемый период не являлось поставщиком услуг и не имело право требовать с собственников МКД оплату за жилищно- коммунальные услуги противоречат установленным обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные истцом доказательства, в подтверждение договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями соответствуют требованиям допустимости, сомневаться в их достоверности оснований не имеется.

Кроме того, для проверки доводов ответчиков, судебной коллегией были запрошены договоры у МУП г.Минусинск «Горводоканал», МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство», ПАО «Красноярскэнергосбыт», которыми представлены копии указанных договоров аналогичного содержания.

Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела аудиозаписи протокола судебного заседания, поскольку на имеющемся в материалах дела диске отсутствует запись, судебная коллегия приходит к выводу, что указанное процессуальное нарушение не может служить основанием для отмены решения по следующим основаниям.

Так, в материалах дела имеется протокол судебного заседания от 25 ноября 2019 года, в котором отражен ход судебного разбирательства. Протокол подписан председательствующим и секретарем.

Несмотря, на довод о том, что в ходе судебного заседания аудиозапись не велась, на протокол судебного заседания ни кем из участников судебного заседания в установленный законом срок замечания не поданы.

В силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в материалах дела имеется протокол судебного заседания в письменном виде, который подписан председательствующим в судебном заседании судьёй и секретарем, то есть лицами, указанными в ст. 230 ГПК РФ, а также учитывая, что отсутствие аудиозаписи протокола не привело к нарушению прав участников процесса, судебная коллегия находит, что указанное нарушение в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Выводы суда первой инстанции в неизмененной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Безусловных оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года изменить.

Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» задолженность по оплате за содержание жилого помещения за период с октября 2016 года по март 2019 года в размере 17515 рублей 13 копеек, пени в размере 2500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 645 рублей 12 копеек.

Взыскать с ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кров» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с октября 2016 года по март 2019 года в размере 83288 рублей 74 копейки, пени в размере 12500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1181 рубль 77 копеек.

Взыскать с ФИО1, ФИО2 солидарно в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1884 рубля 96 копеек.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: