Ленинский районный суд г.Махачкалы
Судья ФИО5
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2020 года по делу №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтуллаевой З.А.,
судей Алиевой Э.З. и Османова Т.С.,
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 РД об установлении факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности граждан, проживающих на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона в период с <дата> по <дата> и обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий"
по апелляционной жалобе представителя ФИО2ФИО11 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения представителя ФИО2ФИО11, просившего решение суда отменить, судебная коллегия
Установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 РД об установлении факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности граждан, проживающих на территории Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона в период с <дата> по <дата> и обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий"
В обоснование исковых требований указал, что в соответствиис указами Президента РФ от <дата>№, от 11.12.1994г. №, Постановлениями Правительства РФ от 30.11.1994г. №, от 20.12.1994г. №, совместного приказа Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5.02.1996г. № и других нормативных актов Федеральных органов государственной власти, находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона РФ в составе следственно-оперативной группы генеральной прокуратуры РФ и принимал непосредственное участие по восстановлению конституционной законности на территории Чеченской Республики, Республики Дагестан, то есть в расследовании уголовного дела о деятельности незаконных вооруженных формирований ФИО13 в <адрес> и <адрес> РД с <дата> по <дата>.
<дата> руководитель следственной - оперативной группы старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации старший советник юстиции ФИО9 обратился к Северо-Кавказскому транспортному прокурору ФИО10 за № с ходатайством о присвоении старшему следователю Махачкалинской транспортной прокуратуры ФИО2 классного чина «советник юстиции» досрочно. При этом в обращении указано, что в связи с тем, что служба была связана с риском для жизни при разминировании <адрес> в неблагоприятных климатических условиях, ФИО2 грамотно производил осмотры места происшествия, опознание убитых боевиков, сбор оружия и боеприпасов и осмотр подбитой техники, отличался вдумчивым подходом к порученным заданиям, аналитически обрабатывал следственно-оперативный материал, планировал свой рабочий день для выполнения важных следственных мероприятий в короткие сроки, что в конечном итоге способствовало полной и своевременной обработке материалов, грамотно и профессионально применял уголовный и уголовно-процессуальный закона на практике.
ПриказомСеверо-Кавказской транспортной прокураторы от <дата> за № II-п, старшему следователю ФИО2 Махачкалинской транспортной прокуратуры, за добросовестное отношение к своему служебному долгу, за успехи в деле борьбы с преступностью и нарушениями законности и в связи с 73-й годовщиной образования органов прокуратуры, приказано объявить благодарность.
Приказом от <дата> за №-п Северо- Кавказского транспортного прокурора государственного ФИО2. за добросовестное отношение к исполнению своих служебных обязанностей при расследовании уголовного дела в составе следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры РФ приказано выдать денежную премию в размере должностного оклада.
09.09.1996года за № руководитель СОГ ГП РФ ФИО9 направил прокуроруСеверо-Кавказской транспортной прокуратуры ФИО10 справку о льготах для участников СОГ ГП РФ на основании того, что старший следователь Махачкалинской транспортной прокуратуры, советник юстиции ФИО2 былкомандирован в следственно-оперативную группу Генеральной прокуратуры, созданной для расследования уголовного дела по действиям банды ФИО13 в <адрес> и <адрес> Республики Дагестан и находился в составе группы с 30января по 12сентября 1996года.
Приказом Генерального прокурора РФ от <дата>№-а <адрес> за примерное исполнение служебного долга, проявленную инициативу и оперативность при осуществлении прокурорского надзора, раскрытия и предупреждения преступлений, на основании Положения о классных чинах работников органов прокуратуры РФ советнику юстиции ФИО2, присвоен классный чин.
В соответствиис справкой от <дата>, выданной руководителем следственно-оперативной группы, старшим следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ, старшим советником юстиции ФИО9 в соответствии с указом Президента РФ от <дата>№, Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об условиях оплаты труда и представления дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике», от 20.12.1994г. № «О территориальных органах управления Федеральных органов исполнительной власти Чеченской Республике» истец имеет право: указанный период нахождения в командировке в прилегающем к Чеченской <адрес> регионе РФ засчитывается в выслуге лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц за три месяца; должностной оклад в двойном размере, суточные за дни нахождения в командировке в трехкратном размере; предоставляется дополнительный отпуск в размере двух дней за месяц нахождения в командировке.
17.05.2017г.ФИО2 обратился в ФИО1 южного ФИО3 округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветеранам боевых действий с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветерана боевых действий». Письмом от <дата> за Исх. № от начальника отделения управления кадров Южного ФИО3 округа подполковника ФИО14 ему рекомендовано обратиться с заявлением в адрес ФИО1 Южного ФИО3 округа РФ через военный ФИО4 г. Махачкала по месту постановки на воинский учет по адресу: 367010 РД, г. Махачкала <адрес>.
<дата> годаон обратился с заявлением и с приложенными документами в адрес ФИО1 г. Махачкалы, по адресу: 367010 РД, г. Махачкала <адрес>, с просьбой выдать ему удостоверение «Ветерана боевых действий». <дата> годаза № от ФИО1 Республики Дагестан получено письмо, в котором ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на территории РФ. Военный ФИО4 Республики Дагестан ссылается на п.9 гл.2 приказа Министра обороны РФ от <дата>№ определенный порядок выдаче удостоверения ветерана боевых действий вооруженных силах РФ. Основанием отказа является то, что для оформления удостоверения ветерана боевых действий гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта Чеченской республики и на прилегающих к ней территориях отнесенных к зоне вооруженного конфликта, необходимы выписки из приказов соответствующих командиров (Начальников) войсковых частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами.
На основании изложенного просил установить юридический факт участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Чеченской Республики, <адрес> и <адрес> Республики Дагестан в период с 30 января по <дата> и обязать ФИО1 РД г. Махачкала по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать ему удостоверение «Ветерана боевых действий».
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 Республики Дагестан об установлении факта участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, в <адрес> и <адрес> Республики Дагестан в период с <дата> по <дата> и обязании ФИО1 Республики Дагестан выдать ему удостоверение "Ветеран боевых действий" – отказать».
В апелляционной жалобе представитель ФИО2ФИО11 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что истцу не требовалось представлять доказательства своего нахождения на территории Чеченской Республики, так как контртеррористическая операция проходила на прилегающей к Чеченской Республике территории в <адрес> и <адрес>. В ходе судебного разбирательства истцом неоднократно было сказано, что он в ходе проведения следственных действий принимал участие в разминировании, в опознании погибших военнослужащих, в обмене военнопленными, а также принимал непосредственное участие в ходе перестрелки с боевиками. Более того, истец несколько суток находился в плену у боевиков, но в ходе проведенной операции с остальными военнослужащими был освобожден из плена. Указанные обстоятельства могли подтвердить свидетели, которые пришли на судебное заседания, однако ходатайство об их допросе суд посчитал нужным оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" от <дата> N 1210 к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена лишь территория Чеченской Республики. Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ "О зонах вооруженных конфликтов" от <дата> N 896 в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от <дата> N 280 предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от <дата> N 65 время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (ФИО3 службы) за 3 месяца; при этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со <дата> - руководителем контртеррористической операции. Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными доказательствами, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.
Из материалов дела следует, что приказом Северо-Кавказского транспортного прокурора ФИО10 от <дата>№-с истцу ФИО2 в связи с нахождением в период с <дата> по <дата> в служебной командировке в районе вооруженного конфликта Чеченской Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона в составе следственной группы прокуратуры РФ и работы без использования праздничных и выходных дней предоставлены отгулы в количестве 69 рабочих дней с <дата> по <дата>.
Факт нахождения ФИО2 в командировке также подтверждается представленным им командировочным удостоверением, выданным транспортным прокурором г.Махачкалы от <дата>, из которого усматривается, старший следователь Махачкалинской транспортной прокуратуры ФИО2 командирован в следственную группу Генеральной прокуратуры РФ с <дата> по <дата>; согласно командировочного удостоверения выбыл из г.Махачкалы <дата>, прибыл в <адрес><дата>.
Иных документов, свидетельствующих о непосредственном участии ФИО2 в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, истцом не представлено.
Доказательства своего нахождения именно в Чеченской Республике в период с января 1996г. по сентябрь 1996г. истцом суду не представлено. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец указал, что непосредственно в боевых действиях участия не принимал, являясь следователем транспортной прокуратуры, занимался проведением следственных действий в составе СОГ Генеральной прокуратуры РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом "О ветеранах", который, с учетом заслуг этих граждан по защите Отечества, безупречной ФИО3 службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, устанавливает такие категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны ФИО3 службы и ветераны труда (статья 1), и в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяет конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, относящимся к той или иной категории ветеранов.
Пункт 1 статьи 3 данного Федерального закона относит к ветеранам боевых действий, в частности, военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1). Для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Вместе с тем, как следует из взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", к числу лиц, которые могут быть признаны ветеранами боевых действий, а следовательно, и приобрести право на предоставление предусмотренных для данной категории граждан мер социальной поддержки, сотрудники органов прокуратуры, принимавшие участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, не отнесены.
Принимая во внимание, что <адрес> в период с <дата> по <дата> к зоне боевых действий не относился; клицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", ФИО2 не относился; непосредственного участия в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях ФИО2 не принимал, суд правомерно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2ФИО11 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Махачкалы РД.
Председательствующий:
Судьи: