ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2747 от 09.07.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дербентский городской суд РД

Судья Мустафаев С.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 июля 2013 г. по делу N 33-2747, г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Шихгереева Х.И.

судей – Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.

при секретаре – Азизовой Д.М.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Ахмедова С.С. и апелляционному представлению старшего помощника прокурора Кайтагского района Республики Дагестан Абакарова П.Х. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 07 мая 2013 года по делу по иску Ахмедова Селима Седретдиновича о признании незаконным постановления собрания депутатов городского собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент»; признании недействительным протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года; признании недействительным протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года в части избрания председателем Рагимова М.Г.; признании незаконным постановления Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 2-в; восстановлении в должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент»; взыскании с Собрания депутатов городского округа «город Дербент» в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула на день решения суда; компенсации за моральный вред в сумме 50.000 руб.; по встречному иску Собрания депутатов городского округа «город Дербент» об обязании Ахмедова С.С. передать (вернуть) печать Собрания депутатов городского округа «город Дербент» и ключи от служебного сейфа и входных дверей от служебного кабинета Собрания депутатов городского округа «город Дербент»,

установила:

Ахмедов С. С. обратился в суд с иском:

о признании недействительным протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года, согласно которому на внеочередной сессии Собрания депутатов городского округа «город Дербент» обсуждались вопросы об его освобождении от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» и об избрании на эту должность депутата Рагимов М.Г.;

о признании незаконным постановления собрания депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент», которым он освобожден от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент»;

о признании незаконным постановления Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 2-в «Об избрании председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», согласно которому на должность председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» избран Рагимов М.Г.;

о восстановлении его в должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент»;

о взыскании с Собрания депутатов городского округа «город Дербент» в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула в сумме 183.166 рублей 32 коп.;

компенсации за моральный вред в сумме 50.000 рублей.

Собрание депутатов городского округа «город Дербент» обратилось с встречным иском об обязании Ахмедова С.С. передать (вернуть) печать Собрания депутатов городского округа «город Дербент» и ключи от служебного сейфа и входных дверей от служебного кабинета Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Свои требования Ахмедов С.С. мотивировал тем, что он был избран 4 апреля 2011 года на должность председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» из числа депутатов и осуществлял организацию деятельности представительного органа муниципального образования.

На заседании внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» 13 июля 2012 года было принято решение об освобождении его от занимаемой должности. Постановлением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент» он освобожден от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Указывает, что данное постановление является незаконным, а протокол внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

Согласно ст.6 Закона республики Дагестан от 29 декабря 2004 года за №43 (в редакции от 06 апреля 2012 года) «О местном самоуправлении в республике Дагестан» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции республики Дагестан, законам, иным нормативным правовым актам республики Дагестан.

Согласно пунктам 8, 13 ст.34 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года за № 43 «О местном самоуправлении в республике Дагестан» представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа    обладает правами юридического лица. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из самого состава.

Вышеуказанным законом в статье 39 (п.п.3, 5.1) установлено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Обсуждение вопроса на заседании о председателе Собрания депутатов состоялось в присутствии 20 депутатов, членов фракции, остальные 15 депутатов не присутствовали при обсуждении указанного вопроса, так как вообще не были извещены о проведении заседания, тем самым были лишены права прямого волеизъявления, выражения своего мнения по вынесенному на заседание вопросу в нарушение ст.18 Конституции РФ.

Более того, депутаты созывались на внеочередное заседание по телефону выборочно, в нарушение всех норм законодательства, депутатской и человеческой этики.

В статье 19 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент» сказано, что о созыве сессии председатель издает распоряжение. Однако до проведения заседания распоряжение председателем собрания не принималось.

Председатель Собрания в течение 5 календарных дней до созыва сессии доводит до ведения депутатов и населения информацию о времени и месте ее проведения, вопросы, вносимые на рассмотрение. Внеочередные сессии созываются по инициативе председателя Собрания и не менее одной трети депутатов от числа избранных депутатов Собрания. Данное внеочередное заседание Собрания депутатов было созвано и проводилось в нарушение действующего законодательства и основ местного самоуправления.

Согласно п.2 ст.28 Устава муниципального образования «город Дербент» порядок принятия решений Собрания депутатов городского округа «город Дербент» устанавливается Регламентом Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Статья 28 Регламента Собрания депутатов городского округа гласит, что принятые Собранием депутатов решения подписываются председателем Собрания депутатов в течение 5 календарных дней со дня принятия. Соответственно председательствующий на внеочередном заседании депутат собрания депутатов городского округа «город Дербент» Бабаев А. не имел законного права подписывать постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа город Дербент».

Прекращение его полномочий, как выборного должностного лица осуществлено в нарушение ст.40 федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства и в других случаях, в том числе в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.

Основания досрочного освобождения Ахмедова С.С. не подпадают ни под один случай, указанный в ст.40 названного закона.

Согласно п.З ст.34 указанного федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» превысили свои полномочия, и вышли за пределы компетенции, установленной уставом муниципального образования «город Дербент» и действующим законодательством.

Все указанные нарушения законодательства, Устава и Регламента Собрания депутатов были допущены отдельными депутатами, а также оргкомитетом по организации и проведению внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Согласно закону Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» председатель представительного органа, муниципального органа муниципального образования входит в перечень муниципальных должностей Республики Дагестан.

Согласно ст.2 Закона республики Дагестан от 11 марта 2008 года за № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должности муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Соответственного на него, то есть Ахмедова С.С. распространяются трудовые права гарантии, установленные ТК РФ.

В связи с тем, что 9 июля 2012 года он находился в очередном отпуске, то согласно ст.81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Согласно ст.11 ч.7 ТК РФ на государственных гражданских служащих муниципальных служащих действие трудового права, распространяется с особенностям предусмотренными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми акт субъектом Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Поскольку ни один из специальных законов, касающихся вопросов регулирования муниципальной службы, не регулирует вопросы увольнения находящегося в отпуске выборного должностного лица, в связи с прекращением его полномочий, то действие ст.127 ТК РФ на указанные правоотношения распространяются.

Распоряжения или другого какого-либо документа об его увольнении принято не было, в том числе не были указаны основания увольнения. Он не был ознакомлен с принятым решением об освобождении от занимаемой должности, трудовая книжка ему в установленном порядке не выдавалась.

В связи с незаконным увольнением он считает, что Собрание депутатов городского округа «город Дербент» должно выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 183.166 руб. из расчета 19.837 руб. ежемесячный оклад + 33.723 руб. ежемесячное денежное поощрение, 6.612 руб. ежеквартальное денежное поощрение + 4.959 руб. премия + 6.546 надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну + 6.612 руб. материальное поощрение, 17.233 руб. 56 коп пенсионные отчисления = 61.055 руб. 34 коп. х 3 месяца = 183.166 руб. 32 коп.   

Незаконными действиями ему причинены нравственные страдания, которые должны быть компенсированы в соответствии со ст.ст.237 и 394 ТК РФ, которые он оценивает на сумму 50.000 рублей.    .

Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 07 мая 2013 года постановлено: «Отказать в иске Ахмедова Селима Седретдиновича о признании незаконным постановления собрания депутатов городского собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент»; признании недействительным протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года; признании недействительным протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года в части избрания председателем Рагимова М.Г.; признании незаконным постановления Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 2-в; восстановлении в должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент»; взыскании с Собрания депутатов городского округа «город Дербент» в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула на день рассмотрения дела, компенсации за моральный вред в сумме 50.000 рублей.

Встречный иск Собрания депутатов городского округа «город Дербент» частично удовлетворить. Обязать Ахмедова С.С. вернуть печать Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

В остальной части во встречном иске отказать».

На указанное решение Ахмедовым С.С. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.

Указывает, что решение незаконно и подлежит отмене, так как судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также суд не применил закон, подлежащий применению.

Суд первой инстанции при принятии решения отошел от основных принципов и положений при рассмотрении дел данной категории. Так из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

В судебном заседании судом вообще не рассматривался вопрос -нарушены ли права истца оспариваемым актом или действиями органа местного самоуправления, и соответствует ли постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года № 1-в нормам закона. Однако суд, установил, что нарушены права главы муниципального образования городской округ «город Дербент» действующим регламентом.

Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции не выяснил и не дал оценки тому, что Собрание депутатов муниципального образования приняло решение о проведении внеочередного заседания в неправомочном составе.

Ответчиком при рассмотрении настоящего дела не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что истец был в установленный Регламентом срок уведомлен о времени и месте проведения заседания, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение совета депутатов.

Установление судом факта, что Ахмедова С.С. уведомляли по телефону, ничем не подтверждены. В материалы дела не представлена даже телефонограмма соответствующего содержания.

В возражениях на апелляционную жалобу Ахмедова С.С. представитель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Мукаилов Т.А. (по доверенности) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что решение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Довод истца о нарушении Регламента Собрания депутатов при проведении процедуры освобождения председателя Собрания депутатов от обязанностей является несостоятельным и необоснованным.

Регламент представительного органа местного самоуправления является нормативным правовым актом. Указанный Регламент Собрания депутатов городского округа «город Дербент», принятый на заседании 16.12.2008 г., не был направлен главе городского округа для подписания и обнародования, не был подписан и обнародован и, соответственно, не был включен в реестр нормативных правовых актов муниципального образования (грубо нарушены требования п.13 ст.35 Закона РФ от 06.1 0.2003 г. N 131 -ФЗ).

Вывод истца о том, что Регламент не оспорен ответчиком, прокурором или иным лицом, следовательно, он становится нормативным правовым актом и можно им руководствоваться, не соответствует требованиям закона и является субъективным мнением истца.

Нормативный правовой акт, принятый с нарушением законодательства не может быть принят к исполнению и признается ничтожным, такой акт необязательно нужно признать в судебном порядке ничтожным. Фактически, Собрание депутатов не имело легитимного Регламента.

Новый Регламент Собрания депутатов принят 11.09.2012 г. на очередном 20-м заседании Собрании депутатов, подписан главой городского округа и опубликован (обнародован) в газете «Дербентские новости», т.е после освобождения Ахмедова С.С. от должности председателя Собрания.

Другой довод истца о том, что не все депутаты были извещены о времени и месте проведения заседания депутатов, в том числе и сам истец, также является несостоятельным.

06.07.2012 г. был создан оргкомитет по организации и проведению внеочередного заседания Собрания депутатов в количестве 14 депутатов (т.е. не нарушена норма закона - не менее 1/3 состава депутатов для созыва заседания) и протокол был направлен (вручен) в аппарат Собрания депутатов.

В решении оргкомитета указано следующее: созвать и провести 13.07.2012 г. в 10-00 часов в здании администрации г.Дербента внеочередное заседание Собрания депутатов городского округа «город Дербент» с предполагаемой повесткой дня «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент».    О времени, месте и повестке дня внеочередного заседания Собрания депутатов извещены депутаты Собрания путем направления им уведомлений нарочно, а также с использованием почтовой и телефонной связи, по сложившейся при Ахмедове С.С. практике.

Ссылка истца на нарушения Трудового кодекса РФ при освобождении депутатским корпусом его председателя является также необоснованной и не соответствующей законодательству. Заключение срочного трудового договора с депутатом не требуется и, соответственно, нормы Трудового кодекса Российской Федерации о расторжении трудового договора к депутату не могут быть применены.

Довод Ахмедова С.С. о том, что во время проведения внеочередного заседания он находился в отпуске, является несостоятельным и незаконным.

На основании проведенной служебной проверки аппаратом Собрании депутатов выявлен факт фальсификации приказов Собрания депутатов № 2 и № 3 от 06.07.2012 г. о предоставлении отпуска бывшему председателю Собрания депутатов Ахмедову С.С. и водителю Собрания депутатов Алирзаеву P.P., подписаны Ахмедовым С.С. в период после 16.07.2012 г., то есть после освобождения его от должности председателя Собрания. Материалы по данному факту находятся в Дербентском МРСО Следственного Комитета РФ по РД и по настоящее время окончательное решение по нему не принято.

Старшим помощником прокурора Кайтагского района Абакаровым П.Х. на решение Дербентского городского суда от 07 мая 2013 года подано апелляционное представление, в котором содержится просьба об отмене решения суда как незаконного и необоснованного по следующим основаниям.

Постановлением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.07.2012г. № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Ахмедов С.С. освобожден от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Данное постановление противоречит нормам действующего законодательства.

Как усматривается из ст.24.1 Устава муниципального образования городского округа «город Дербент» председатель собрания депутатов осуществляет свою деятельность на постоянной основе. В связи с этим, при досрочном прекращении полномочий Ахмедова С.С. были нарушены нормы Трудового Кодекса РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, исчерпывающие основания досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрены ч.40 Федерального закона № 131-ФЗ, ни одного из этих оснований не имелось при принятии оспариваемого решения.

В соответствии с п.4 ст.18 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» № 5-2 от 16.12.2008 г. внеочередные сессии созываются по инициативе председателя Собрания и не менее 2/3 депутатов от числа избранных депутатов Собрания депутатов городского округа «г.Дербент». Предложение о созыве внеочередной сессии Собрания депутатов должно содержать обоснование созыва внеочередного заседания сессии, предлагаемые для рассмотрения на сессии вопросы, проекты соответствующих решений по данным вопросам.

Согласно протоколу заседания оргкомитета по организации и проведению внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербе от 06.07.2012 г. инициаторами созыва внеочередного заседания Собрания явились 14 депутатов, когда как 2/3 от избранных депутатов Собрания городского округа «город Дербент» составляет 23 депутата.

Кроме того, при созыве внеочередной сессии председателю Собрания депутатов не было вручено письменное уведомление с требованием о созыве внеочередного заседания, как это предусмотрено п.5 ст.18 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Указанные нарушения свидетельствуют о незаконности созыва внеочередной сессии Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Довод ответчика и суда о том, что регламент Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденный решением Собрания № 5-2 от 16.12.2008 г., не вступил в законную силу, следовательно, является нелегитимным, также не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Из ст.42 указанного Регламента следует, что он вступает в силу со дня заседания Собрания депутатов, следующего после заседания, на котором был принят настоящий Регламент.

Данный Регламент никем не был оспорен и на момент освобождения Ахмедова С.С. от занимаемой должности Собрание депутатов городского округа «город Дербент» руководствовалось этим Регламентом. Доказательств неисполнения истцом обязанностей, определенных Регламентом, ответчиком не представлено. Ответчик представил в суд справку о проведенных истцом заседаний городского собрания, и их количество соответствует Регламенту.

Также указывает, что при освобождении председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Ахмедова С.С. от занимаемой должности необходимо было руководствоваться нормами трудового законодательства.

Согласно ст.17 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, в полной мере применима к выборным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе.

О возникших трудовых правоотношениях между Ахмедовым С.С. и Собранием депутатов городского округа «город Дербент» также свидетельствует то, что Ахмедову С.С. начислялась заработная плата, заполнялись табеля учета рабочего времени, ежегодно предоставлялись отпуска.

В соответствии ст.81 Трудового кодекса РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

На момент освобождения председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Ахмедова С.С. от занимаемой должности он находился в очередном отпуске с 09.07.2012 г.

Довод ответчика о том, что Ахмедов С.С. подделал решения сессий Собрания депутатов городского округа «город Дербент» и приказ о предоставлении ему отпуска, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.

При вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно истолковал закон, что в силу требований статей 362 и 363 ГПК РФ является основаниями для отмены решения суда.

В возражении на апелляционное представление прокурора представитель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Мукаилов Т.А. (по доверенности) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения. Указывает, что решение суда является законным и обоснованным. Указывает, что доводы, изложенные в апелляционном представлении, опровергаются совокупностью доказательств собранных и исследованных в ходе судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Ахмедова С.С., представителя истца по доверенности Алиеву Е.К., просивших решение суда первой инстанции отменить, объяснения представителя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Мукаилова Т.А. просившего оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобу и представление без удовлетворения, объяснения помощника прокурора Карабудахкентского Района Республики Дагестан Гасанова З.Г., полагавшего необходимым отменить решение суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, а также возражения на них, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как видно из постановления Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 4 апреля 2011 года истец Ахмедов С.С. является депутатом городского округа «город Дербент», из числа депутатов он избран на должность председателя собрании депутатов городского округа «город Дербент» и с этого времени постоянно осуществлял организацию деятельности указанного представительного органа.

Внепартийная депутатская фракция Собрания депутатов городского округа «город Дербент» из 18 депутатов на своем заседании от 6 июля 2012 года обсуждала вопрос о деятельности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», признала, что председатель Собрания грубо нарушает свои обязанности, и приняла решение создать оргкомитет из 14 депутатов по организации и проведению внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент», поручив ему организовать и назначить время и место проведения внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» и утвердив обращение к главе городского округа с просьбой оказать содействие в проведении внеочередного заседания Собрания.

Организационным комитетом группы депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» из 14 депутатов 6 июля 2012 года был обсужден вопрос о созыве внеочередной сессии Собрания депутатов городского округа «город Дербент» с предполагаемой повесткой дня «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент», по результатам этого обсуждения было принято решение созвать в 10 часов 13 июля 2012 года внеочередное заседание Собрания депутатов городского округа «город Дербент» с предполагаемой повесткой дня «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент», известив депутатов Собрания нарочно, а также с использование почтовой и телефонной связи.

На заседании внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» 13 июля 2012 года было принято решение об освобождении Ахмедова С.С. от обязанностей председателя Собрания депутатов.

На основании этого решения постановлением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент» он освобожден от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Одновременно Собранием депутатов городского округа «город Дербент» обсуждался вопрос об избрании нового председателя Собрания, было принято решение об избрании на эту должность депутата Рагимова М.Г., о чем вынесено постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 2-в «Об избрании председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», согласно которому на должность председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» избран Рагимов М.Г.

Ахмедов просит признать протокол внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года, согласно которому на Собрании обсуждался вопрос о его работе в должности председателя Собрания, его освобождении от должности председателя Собрания и избрании на эту должность другого лица, а также вынесенные этим заседанием постановления о его освобождении от должности председателя Собрания и избрании на эту должность Рагимова М.Г.

Основанием для этого он приводит то, что в нарушение требований закона депутаты Собрания депутатов на внеочередное заседание созывались по телефону выборочно, вопрос о председателе Собрания депутатов обсуждался на заседании, где присутствовали всего 20 депутатов- членов фракции, остальные 15 депутатов не извещались о проведении заседания, не присутствовали при обсуждении указанного вопроса и были лишены права прямого волеизъявления, выражения своего мнения по вынесенному на заседание вопросу, кроме того, согласно статье 19 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент» полномочия по созыву сессии Собрания принадлежат председателю Собрания, который по этому поводу издает распоряжение, он же обеспечивает доведение до сведения депутатов и населения информации о времени и месте ее проведения, вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, внеочередные сессии созываются по инициативе председателя Собрания и не менее одной трети депутатов от числа избранных депутатов Собрания, однако им распоряжение о созыве заседания Собрания не принималось, внеочередное заседание Собрания депутатов на 13 июля 2012 года было созвано и проводилось в нарушение действующего законодательства и основ местного самоуправления, в соответствии со статьей 28 Регламента Собрания депутатов городского округа принятые Собранием депутатов решения подписываются председателем Собрания депутатов в течение 5 календарных дней со дня принятия, внеочередное заседание Собрания депутатов городского округа провел председательствующий на внеочередном заседании депутат собрания депутатов городского округа «город Дербент» Бабаев А., тогда как решения сессии Собрания депутатов подлежать подписанию председателем Собрания депутатов, поэтому, Бабаев А. не имел законного права подписывать постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа город Дербент».

Прекращение его полномочий, как выборного должностного лица осуществлено в нарушение требований ст.40 федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства и в других случаях, в том числе в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным юном, однако, основания, по которым Ахмедов С.С. досрочно освобожден от должности председателя, не подпадают ни под один случай, указанный в ст.40 названного закона.

Он также указывает на то, что согласно п.З ст.34 указанного федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования, депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» превысили свои полномочия, и вышли за пределы компетенции, установленной уставом муниципального образования «город Дербент» и действующим законодательством.

Все указанные нарушения законодательства, Устава и Регламента Собрания депутатов были допущены отдельными депутатами, а также оргкомитетом по организации и проведению внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Согласно закону Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» председатель представительного органа, муниципального органа муниципального образования входит в перечень муниципальных должностей Республики Дагестан, а муниципальная служба согласно ст.2 Закона республики Дагестан от 11 марта 2008 года № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должности муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В связи с этим, по мнению Ахмедова С.С., на него распространяются гарантии трудовых прав, установленные ТК РФ, соответственно, на него распространяется запрет на увольнение в период отпуска, предусмотренный статьей 81 ТК РФ, однако, его трудовые права нарушены, поскольку он от занимаемой должности председателя Собрания освобожден 13 июля 2012 года по инициативе работдателя, тогда как он с 9 июля 2012 года находился в отпуске,

Кроме того, он указывает на то, что распоряжения или другого какого-либо документа о его увольнении с указанием оснований увольнения не принималось, он не был ознакомлен с принятым решением об освобождении от занимаемой должности, трудовая книжка ему в установленном порядке не выдавалась.

Однако, указанные доводы Ахмедова С.С. судом первой инстанции правильно опровергнуты как не состоятельные и не основанные на законе.

В соответствии с частью 3 статьи 34, частью 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Структура муниципального образования «город Дербент» определена пунктом 1 статьи 22 Устава, согласно которой эту структуру составляют представительный орган городского округа – Собрание депутатов, глава городского округа, администрация городского округа и контрольно-счетная палата округа.

Других органов местного самоуправления либо должностных лиц, составляющих структуру муниципального образования «город Дербент», этим Уставом не предусмотрено.

Председатель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» также не предусмотрен как выборное должностное лицо, входящее в структуру муниципального образования «город Дербент».

Представительный орган городского поселения, согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, в количестве, предусмотренном частью 6 этой статьи Федерального закона и Уставом городского округа.

Председатель представительного органа муниципального образования входит в общее число депутатов представительного органа муниципального образования, на основе которого определятся общее количество депутатов, имеющих право в соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 40 названного выше закона осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Отсюда следует, что председатель представительного органа городского поселения, назначаемый на эту должность решением представительного органа местного самоуправления из своего состава, не является лицом, избираемым избирателями на выборах на основе прямого и равного избирательного права путем тайного голосования.

Согласно части 4 статьи 35 Названного Федерального закона организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Такая же норма права предусмотрена и частью 13 статьи 34 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан».

Пунктом 2 статьи 24 Устава муниципального образования «город Дербент» предусмотрено, что председатель Собрания депутатов избирается депутатами Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что председатель представительного органа является лицом, избираемым депутатами в соответствии с уставом муниципального образования из своего состава для организации деятельности представительного органа муниципального образования, председатель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» избирается депутатами Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания.

Регламент в соответствии со ст.7 Закон Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 «О нормативных правовых актах Республики» является нормативным правовым актом, регулирующим порядок деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления и их подразделений.

Соответственно, Регламент Собрания депутатов городского собрания «город Дербент» приобретает свою силу и может применяться только в том случае, если он принят в порядке, предусмотренном для принятия муниципального нормативного акта.

Согласно ч.13 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

По смыслу приведенных норм в указанном случае на главу муниципального образования, исполняющему полномочия главы местной администрации, возложена обязанность подписать и обнародовать нормативный правовой акт.

Как усматривается из материалов настоящего дела (из писем директора МАУ «Информационного центра «Дербентские новости» № 19 и 20 от 6 июля 2012 года- л.д.57-58, т.2, справки руководителя аппарата администрации городского округа «город Дербент» А.Аванесова б\н от 9 июля 2012 года- л.д.59, т.2, письма заместителя прокурора г.Дербент М.Г.Казиахмедова № 10-4в-2012 от 18 мая 2012 года на имя начальника юридического отдела администрации городского округа «город Дербент» Мукаилова Т.А. - л.д.60, т.2), указанный выше принятый представительным органом Регламент, на который ссылается Ахмедов С.С., не был направлен главе муниципального образования для его подписания и обнародования.

Согласно Регламенту Собрания депутатов городского округа «город Дербент» он вступает в силу со дня заседания Собрания депутатов следующего после заседания, на котором он был принят. Однако, такой порядок вступления нормативного муниципального акта противоречит приведенным выше нормам закона, в частности. ч.13 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поэтому, несоблюдение предусмотренного законом порядка вступления в законную силу лишает этот документ его юридической силы и не может применяться.

Кроме того, данный Регламент не содержит нормы, регламентирующей порядок и основания освобождения председателя Собрания от его обязанностей председателя.

В связи с этим названный Регламент Собрания депутатов городского округа «город Дербент», на который ссылается Ахмедов С.С., не может применяться для разрешения настоящего заявления Ахмедова С.С.

Согласно статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования является актом высшей юридической силы и все остальные муниципальные акты должны соответствовать ему.

Устав муниципального образования «город Дербент» также не содержит нормы, регулирующей конкретный порядок прекращения полномочий председателя Собрания депутатов.

Действующее иное законодательство также не содержит какие-либо нормы права, регулирующих порядок и основания прекращения полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и его освобождения от этой должности.

Поэтому, суд первой инстанции при отсутствии норм закона, регулирующих основания о досрочном освобождении от должности председателя Собрания депутатов, обоснованно пришел к выводу о том, что председатель Собрания, который обязан обеспечить организацию работы представительного органа, но не выполняет надлежаще свои обязанности, подлежит освобождению по этому основанию в том же порядке, в котором он избирался на эту должность.

Как указано выше, Ахмедов С.С. председателем Собрания депутатов был избран самими депутатами Собрания из своего состава, т.е. был избран Собранием депутатов.

Соответственно, он мог быть освобожден от этой должности решением самих же депутатов, т.е. Собранием депутатов.

Таким образом, освобождение Ахмедова С.С. от должности председателя Собрания имело место по решению уполномоченного органа.

Ахмедов С.С. утверждает, что он не был извещен о времени и месте заседания Собрания депутатов.

В обоснование таких доводов Ахмедов С.С. ссылается на положения Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Однако, как указано выше, положения Регламента, на который ссылается Ахмедов С.С., не могут применяться, поскольку он не приобрел статуса нормативного акта.

Ни Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Законом Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» не предусмотрен порядок, ни Устав муниципального образования «город Дербент» не содержат норм, определяющих форму и порядок извещения депутатов о заседании представительного органа местного самоуправления, а также об его повестке.

С учетом этого Судебная коллегия приходит к выводу о том, что депутаты представительного органа могут быть извещены в любой допустимой и доступной форме.

Поэтому и в связи с этим не исключается любая форма извещения депутатов о времени и месте заседания Собрания.

Из протокола заседания организационного комитета группы депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 6 июля 2012 года следует, что депутаты могли быть извещены о времени и месте заседания Собрания депутатов, созванной по их инициативе, а также о повестке дня заседания внеочередной сессии Собрания депутатов городского округа «город Дербент» нарочно, а также с использование почтовой и телефонной связи.

В судебном заседании установлено, что Ахмедов С.С. о созыве заседания внеочередной сессии Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года, времени и месте проведения заседания сессии и повестке для сессии был извещен секретарем Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Джавадовым Б.А. по телефону. При этом Джавадов Б.А. пояснил, что такой порядок извещения сложился в Собрании депутатов городского округа «город Дербент».

Оснований не доверять показаниям свидетеля Джавадова Б.А., предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, судебная коллегия, также как и суд первой инстанции, не находит.

Тем самим опровергнуты доводы Ахмедова С.С. о том, что он не был извещен о времени и месте заседания сессии Собрания депутатов.

Ахмедов С.С. утверждает, что на него распространяются все положения трудового законодательства в той части, в которой он не урегулированы законодательством о муниципальной службе, в том числе и запрет на увольнение со службы в период нахождения в отпуске. В обоснование этому он ссылается на Законы Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О перечне муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» и «О муниципальной службе в Республике Дагестан».

Однако, эта ссылка не состоятельна.

Законом Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О перечне муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» должность председателя представительного органа муниципального образования включена в «Перечень муниципальных должностей в Республике Дагестан».

Между тем, включение этой должности в указанный Перечень само по себе не определяет ни порядок назначения на эту должность, ни порядок и основания освобождения с этой должности.

Как указано выше, должность председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» не входит в структуру муниципального образования, не является выборным должностным лицом, под которым понимается лицо, избранное населением городского поселения на основе всеобщего прямого и равного избирательного права путем тайного голосования, избирается депутатами из своего состава для организации и согласно пункту 1 статьи 23 Устава муниципального образования входит лишь в структуру Собрания депутатов.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 02 марта 2007 года 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования этого Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Этим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Отсюда следует, что депутаты представительного органа, которые избираются в состав представительного органа местного самоуправления на основе всеобщего прямого и равного избирательного права путем тайного голосования, не являются муниципальными служащими, и правоотношения депутатов, в том числе тех, которые работают в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, не подпадают под действие этого закона.

Тем самим правоотношения депутатов по отношению к представительному органу местного самоуправления могут регулироваться только исходя из законодательства и устава муниципального образования, определяющих их статус.

Поэтому, положения Федерального закона от 02 марта 2007 года 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» о том, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом часть 2 статьи 3 этого Федерального закона), не могут распространяться.

В связи с этим депутат, работающий в представительном органе на постоянной основе, в том числе и избранный представительным органом местного самоуправления председателем этого органа для организации его деятельности, также не приобретает статус муниципального служащего и положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Дагестан «О муниципальной службе в Республике Дагестан» и трудового законодательства в части назначения на должность председателя и освобождения от этой должности не применимы.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Такие же правила предусмотрены и частью 5 статьи 39 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан».

Названные законы и трудовое законодательство регулируют правоотношения по поступлению гражданина на службу, работу, а депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, в том числе и председатель представительного органа местного самоуправления, не является лицом, поступающим на службе, между представительным органом местного самоуправления и депутатом, осуществляющим полномочия на постоянной основе, не возникают отношения, присущие отношениям между работодателем и работником по найму на работу, председатель избирается депутатами из своего состава для организации деятельности этого органа, поэтому, у него возникают только внутриструктурные отношения с составом депутатов представительного органа.

То обстоятельство, что депутат, выполняющий свои полномочия на постоянной основе, а именно, по должности председателя представительного органа местного самоуправления, получает вознаграждение за выполнение своих обязанностей по должности, не приводит к возникновению между ними отношений найма и поступления на работу.

Соответственно, положения об ограничении освобождения от должности в период отпусков и временной нетрудоспособности, предусмотренное трудовым законодательством, к внутриструктурным правоотношениям, складывающимся в составе представительного органа местного самоуправления, не применимы.

Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, проведенной служебной проверки аппаратом Собрания депутатов выявлен факт фальсификации приказов Собрания депутатов № 2 и № 3 от 06.07.2012 г. о предоставлении отпуска председателю Собрания депутатов Ахмедову С.С. и водителю Собрания депутатов Алирзаеву P.P. Данные приказы подписаны Ахмедовым С.С. в период после 16.07.2012 г., то есть, после освобождения его от должности председателя собрания. К материалам дела приобщено заключение специалиста Центра независимой экспертизы № 1010-12и (л.д.73, Т-2) с соответствующими выводами, подтверждающими данный факт фальсификации.

Частью 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 10 статьи 39 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предусмотрены основания прекращения полномочий депутата, влекущие утрату депутатом этого статуса депутата.

Освобождение депутата от должности председателя представительного органа местного самоуправления само по себе не влечет утрату депутатом своего статуса, поскольку он не лишается права и полномочий принимать участие в заседаниях представительного органа, голосовать за то или иное решение, осуществлять иные полномочия, присущие статусу депутата.

Отсюда следует, что положения части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 10 статьи 39 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» определяет не основания для освобождения депутата от должности председателя представительного органа местного самоуправления, который не является выборным должностным лицом, а основания прекращения статуса депутата.

Как следует из материалов дела, Собрание депутатов городского округа «город Дербент» не принимало какого-либо решения о прекращении статуса Ахмедова С.С. как депутата представительного органа местного самоуправления.

Поэтому, ссылка Ахмедова С.С. на эти нормы права не может быть признана правильной.

Ахмедов С.С. утверждает, что депутат представительного органа местного самоуправления не может быть освобожден от должности председателя этого органа произвольно, в отсутствие каких-либо оснований и поводов.

Судебная коллегия также считает, что депутат представительного органа местного самоуправления, замещающий должность председателя этого органа, не может быть освобожден от этой должности произвольно, в отсутствие каких-либо оснований и поводов.

Между тем, анализ материалов дела свидетельствует о том, что Собрание депутатов городского округа «город Дербент» имела предусмотренные законом основания для постановки на заседании Собрания депутатов вопроса о председателе Собрания депутатов.

Как это следует из протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года, вопрос о председателе заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» был внесен на сессию Собрания в связи с тем, что действующий к этому времени председатель Собрания Ахмедов С.С. не выполняет свои обязанности, предусмотренные Уставом муниципального образования, им не обеспечена организация работы Собрания, нарушаются порядок принятия и введения в действие нормативных актов, свидетельством этому приводится вышеуказанный Регламент, который действительно не соответствует требованиям закона и на момент проведения данной сессии действующего с марта 2011 года Собрания не приобрел статуса нормативного акта, поскольку не была обеспечена предусмотренная законодательством процедура введения в действие, не соблюдаются порядок проведения заседаний Собрания, без созыва сессий Собрания депутатов опросным путем принимаются решения Собрания, тогда как законодательство не предусматривает такую форму принятия представительным органом местного самоуправления решений, заседания Собрания проводится неквалифицированно, обращения депутатских групп не рассматриваются в установленном порядке и т.д.

    Согласно части 3 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, к которым относится и представительный орган, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

    Пунктом 4 статьи 23 Устава муниципального образования «город Дербент» предусмотрено, что заседания Собрания проводятся не реже одного раза в три месяца.

Из протокола внеочередного заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года, на котором присутствовало 20 из 35 депутатов Собрания, следует, что последнее заседание Собрания депутатов под председательством Ахмедова С.С. было проведено 5 апреля 2012 года, впоследствии какие-либо заседания Собрания депутатов председателем Собрания депутатов Ахмедовым С.С. не созывались и не проводились, без проведения заседания Ахмедовым С.С. 29 июня 2012 года был организован сбор подписей депутатов под решениями, которые не принимались на каком-либо заседании Собрания.

В деле отсутствуют доказательства, опровергающие эти утверждения Собрания депутатов от 13 июля 2012 года, и Ахмедовым С.С. они не представлены.

Тем самим подтверждается невыполнение Ахмедовым С.С. своих полномочий, предусмотренных статьей 24.1 Устава городского округа «город Дербент».    

В соответствии с частью 2.1 статьи 73 указанного Федерального закона то обстоятельство, что представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, может служить основанием для внесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Отсюда следует, что невыполнение Ахмедовым С.С. возложенных на него полномочий могло повлечь роспуск Собрания депутатов городского округа «город Дербент», в связи с чем само Собрание депутатов не лишено полномочий на освобождение председателя Собрания депутатов, который допускает нарушения, влекущие роспуск этого Собрания.

Таким образом, постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 1-в «О председателе Собрания депутатов городского округа «город Дербент», которым Ахмедов С.С. освобожден от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», не противоречит требованиям закона, принято Собранием депутатов в пределах своих полномочий и оснований для его признания незаконным, не имеется.

Поэтому, в удовлетворении его требований в этой части судом отказано правильно.

Постановление Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13 июля 2012 года за № 2-в «Об избрании председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», которым на должность председателя Собрания депутатов избрано другое лицо, вынесено после освобождения Ахмедова С.С. не может свидетельствовать о нарушении прав Ахмедова С.С., поскольку в связи с освобождением Ахмедова С.С. от должности председателя Собрания депутатов возникла необходимость избрания другого лица для обеспечения организации деятельности этого органа местного самоуправления.

Поэтому, данное постановление не может считаться решением, нарушающим права Ахмедова С.С., в связи с чем в удовлетворении требований Ахмедова С.С. о признании указанного постановления судом также отказано правильно.

Остальные требования Ахмедова С.С. производны от приведенных решения и постановлений, в связи с чем отказ в удовлетворении указанных требований правильно привели суд к выводу об отказе в удовлетворении и этих требований.

Требования заявителя о возмещении компенсации за причиненный моральный вред также подлежат отклонению, поскольку судом по настоящему делу разрешен спор депутата не о восстановлении на работе, а об освобождении его от должности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент». Моральный вред действиями, нарушающими личные неимущественные права Ахмедова С.С., либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага, предусмотренные ст.151 ГК РФ не нарушены, следовательно, оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Оценив все изложенные обстоятельства в совокупности, суд пришел к обоснованному и правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Ахмедова С.С.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

    решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахмедова С.С. и апелляционное представление прокурора Кайтагского района Республики Дагестан Абакарова П.Х. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи