ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2748/2015 от 24.06.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья <.>

Дело № 33-2748/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24.06.2015г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Сидоренко М.И., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре Магомедовой Х.М., с участием прокурора ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании от 24.06.2015г. дело по апелляционной жалобе главы администрации городского округа «<адрес>» ФИО9 на решение Избербашского городского суда РД от 22.04.2015 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора г.Избербаш, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1 к Администрации ГО «Город Избербаш» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с Администрации ГО «Город Избербаш» в пользу ФИО1 17.12.1957 года рождения, уроженки с.Мекеги Левашинского района ДАССР, проживающей по адресу: РД. <адрес>, задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 2012 - 2014 гг. в размере 59 770 (пятьдесят девять тысяч семьсот семьдесят) рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов. связанных с предоставлением гражданам субсидий.

Заслушав доклад судьи ФИО14, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

Установила:

Прокурор г.Избербаш в лице заместителя ФИО7 обратился в суд с иском в интересах ФИО8 к Администрации ГО «город Избербаш» о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату коммунальных услуг, указывая на то, что прокуратурой г.Избербаш по заявлению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам отделом субсидий Администрации ГО «Город Избербаш».

Проведённой проверкой установлено, что отделом субсидий МБУ «УЖКХ» г.Избербаш ФИО1 не выплачена субсидия на оплату коммунальных услуг за 2012-2014 г.г. в сумме 59 770 рублей.

Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Согласно ч.4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч.1 ст. 155 настоящего кодекса, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Правила предоставления субсидий в РФ регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Согласно п.66 Правил финансирования расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджета субъектов РФ. а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти РФ (п. 71).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Дагестан Постановлением от 26.08.2011 №294 утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.

Согласно п.п. 6, 10, 11 и 12 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсации, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций. Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; финансирование расходов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов Бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах: ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ГУ «РЦС» сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по представлению субсидий финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий несет администрация соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст.5 Закона РД от 24.12.2007 № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсации, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Согласно п.п. 111, 112 Приказа Минрегиона РФ №58, Минздравсоцразвития № 403 от 26.05.2006г. финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан пли выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта РФ органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъектов РФ следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Администрации ГО "г.Избербаш" ФИО9 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В жалобе указывается на то, что представитель администрации ГО «город Избербаш» ФИО10, в ходе рассмотрения данного дела в Избербашском городском суде признал, что имеется задолженность по субсидии перед населением города, так как их отдел не может предоставить субсидии гражданам, по причине недофинансирования выплат на субсидии Министерством финансов РД.

Выводы Избербашского городского суда о том, что: отсутствие финансирования указанных расходов и недостаточное выделение Республикой Дагестан Администрации ГО «г.Избербаш» субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах ФИО1,

законом РД от 28.12.2012 года № 101 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе и бюджету городского округа «город Избербаш») на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 года,

переданные городскому округу «г.Избербаш» государственные полномочия были подкреплены соответствующими финансовыми средствами, которые согласно ст.ст. 15, 85-86 и 140 Бюджетного кодекса РФ подлежали включению в бюджет городского округа ничем не обоснованны.

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).

В соответствии с абзацем вторым п. 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

В соответствии со ст. 1 Закона РД от 24.12.2007 г. № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее -также органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий;

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 указанного закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее - местные бюджеты) субвенции на осуществление государственных полномочий.

В соответствии со ст. 5 Закона РД от 24.12.2007 года № 68 финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Порядком перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 26.08.2011 г. № 294, средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций (пункт 6).

ГУ "РЦС" обеспечивает проверку правильности расчета величины субсидий уполномоченными органами, соблюдение способов доставки субсидий, осуществляет контроль за ежемесячным проведением уполномоченными органами сверки расчетов оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги получателями субсидий с организациями жилищно-коммунального хозяйства с последующим их обобщением и представлением ежемесячно до 20 числа в Министерство финансов Республики Дагестан (п. 9).

В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 10 указанного Порядка Министерство финансов Республики Дагестан:

перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ "РЦС" предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.

В соответствии с п. 12 указанного Порядка ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.

Законом РД от 27.12.2011 N 85 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Избербаш на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере на 2012 г. -42230,0 тыс. рублей (табл. 4 приложения 14).

Законом РД от 28.12.2012 N 101 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Избербаш на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере на 2013 г. -47869,0 тыс. рублей (табл. 4 приложения 14).

Законом РД от 30.12.2013 N 110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Избербаш на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере в 2014 г. -39684,0 тыс. рублей (табл. 4 приложения 1 7).

Общая задолженность перед населением по оплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с недофинансированием Министерством Финансов РД бюджета городского округа «город Избербаш» на 01.01.2015 года, составила 111032,2 тыс. рублей (сто одиннадцать миллионов тридцать две тысячи двести рублей).

Задолженность по субсидиям переходит из года в год в связи с постоянным недофинансированием Министерством Финансов РД.

Министерство Финансов РД направляет с республиканского бюджета в бюджет городского округа «город Избербаш» на много меньше, чем начислено по факту субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городском округе «город Избербаш».

Суд при вынесении обжалуемого решения не учел, что Министерство финансов РД в 2015 году не направляет средства на погашение задолженности по субсидиям за 2012-2014 года.

Задолженность отдела субсидии МБУ «УЖКХ» перед ФИО2 образовалась по причине недофинансирования Министерством Финансов РД.

По данному делу в качестве ответчика Избербашский городской суд должен был привлечь Министерство Финансов РД и обязать их перечислить задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 2012 - 2014гг. в администрацию городского округа «город Избербаш», чтобы в свою очередь ими эти денежные средства были доведены до получателя субсидии.

Избербашский городской суд своим волевым решением от 22.04.2015 года обязательства республиканского бюджета переложил на администрацию городского округа «город Избербаш».

П.4. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Статьей 5 Закона РД от 24.12.2007 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год

В возражениях на жалобу ст. помощник прокурора г.Избербаш Бакаев Ш.А. просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 (далее - Правила) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В соответствии с п.п. 66, 77 указанных Правил, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года № 294 утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.

Согласно п.п. 6, 10, 11, 12 указанного Порядка, средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций. Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ «РЦС» (Республиканский центр субсидий) предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и ГУ «РЦС» сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по предоставлению субсидий. Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Судом правильно применены указанные нормы материального права и сделан вывод, что фактическим получателем субвенций в городском округе «город Избербаш» является администрация городского округа «город Избербаш», которая на основании произведенных МБУ «УЖКХ» начислений должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субсидий банковские счета.

Согласно п.п. 111, 112 Приказа Министерства регионального развития РФ №58 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 403 от 26 мая 2006 г., финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.

Судом установлено, что ФИО12 ежемесячно субсидии не получала, с 2012г. возникла задолженность по субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Расчет задолженности произведен отделом субсидий МБУ «УЖКХ» и сторонами в суде не оспаривался.

Суд пришел также к правильному выводу, что по вине администрация ГО «город Избербаш» не обеспечена ежемесячная выплата (доставка) субсидии ФИО1

Доводы Администрации ГО «Город Избербаш» о том, что Министерство финансов РД является надлежащим ответчиком по иску прокурора в интересах ФИО13 о взыскании задолженности по субсидиям, несостоятельны, так как указанными выше законами предусмотрено, что Министерство финансов РД осуществляет лишь финансирование делегированных ей полномочий по перечислению субсидий в муниципальные бюджеты, а непосредственное обеспечение получателей субсидий указанными средствами возложено на местные администрации, которые обязаны были предпринимать предусмотренные законом меры для своевременного получения субсидий из республиканского бюджета с целью своевременного исполнения своих обязанностей.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрация ГО «город Избербаш» обращалась к Министерству финансов РД по поводу своевременного перечисления денежных средств для выплаты субсидий, в отсутствие таких доказательств, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по иску прокурора в интересах ФИО1 является администрация ГО « город Избербаш».

В данном споре правоотношения возникли между физическим лицом ФИО1 и органами государственной власти (делегированы местным администрациям), согласно ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ, физические лица не являются участниками бюджетного процесса (они не относятся к получателям бюджетных средств, понятие которого дается в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ). Поэтому доводы администрации ГО « город Избербаш» о том, что к участию по делу следовало привлечь Министерство финансов РД и с них взыскать задолженность по субсидиям, неубедительны.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Избербашского городского суда РД от 22.04.2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: