ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Москалева И.В. Дело № 33-2748/2016
Докладчик Торговченкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В., Берман Н.В.,
при секретаре Беляковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июня 2016 года, которым постановлено:
«Признать за Строй Н.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области назначить Строй Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда с 17.10.2014 года, засчитав в специальный стаж периоды работы с 08.01.1992 года по 15.02.1993 года, с 17.10.1996 года по 14.10.1997 года.».
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Строй Н.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (далее - УПФР в г.Липецке Липецкой области) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости за работу с тяжелыми условиями труда по Списку №2, ссылаясь на то, что ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 10 лет. В специальный стаж ответчик не засчитал ряд периодов работы, в том числе с 08 января 1992 года по 15 февраля 1993 года в МП «Эзол» в должности слесаря 5 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов участка по ремонту котельного оборудования действующей ТЭС и с 17 октября 1996 года по 14 октября 1997 года на Согринской ТЭЦ АО «Алтайэнерго» в должности слесаря по обслуживанию тепловых сетей по 4 группе квалификации котлотурбинного цеха, из-за отсутствия документального подтверждения характера работы в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец, с учетом уточнений исковых требований, просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в тяжелых условиях труда, засчитав в специальный стаж указанные периоды работы, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня достижения возраста 56 лет - с 17 октября 2014 года.
Представитель ответчика УПФР в г.Липецке Липецкой области – ФИО1 в судебном заседании иск не признала, считая решение об отказе в установлении пенсии правомерным.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части зачета в специальный стаж периода работы с 17 октября 1996 года по 14 октября 1997 года и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в тяжелых условиях труда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав истца Строя Н.Н., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014года N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Аналогичные нормы были предусмотрены статьей 9 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», статьей 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», а также подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно разделу Х111 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда пользуются слесари, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455), слесари по обслуживанию тепловых сетей, постоянно занятые на подземных трубопроводах, камерах и каналах до мест разграничения с абонентами (код позиции 2140000а-18505).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Строй Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ года, в 1977 году окончил профессионально-техническое училище, трудовую деятельность начал с 24 августа 1977 года.
19 сентября 2014 года, за несколько дней до достижения возраста 56 лет, имея страховой стаж 25 лет 7 месяцев 18 дней, Строй Н.Н. обратился в УПФР в г.Липецке Липецкой области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда по Списку №2 на основании абз. 2 п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31 декабря 2014 года.
Решением УПФР в г.Липецке от 20 марта 2015 года № 503 истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа 10 лет. Ответчиком в специальный стаж истца по Списку №2 включены периоды работы: с 03 декабря 1985 года по 01 ноября 1991 года (05 лет 10 месяцев 29 дней), с 18 мая 1993 года по 29 октября 1993 года (00 лет 05 месяцев 12 дней), с 11 февраля 2008 года по 24 июля 2008 года (00 лет 05 месяцев 14 дней), с 07 сентября 2009 года по 17 января 2011 года (01 год 04 месяца 11 дней).
С учетом указанных периодов специальный стаж истца составил 08 лет 02 месяца 06 дней, что является недостаточным для досрочного назначения пенсии по старости по Списку №2 по достижению возраста 56 лет.
В специальный стаж истца органом Пенсионного фонда РФ не включены периоды работы с 08 января 1992 года по 15 февраля 1993 года в МП «Эзол» в должности слесаря 5 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов участка по ремонту котельного оборудования действующей ТЭС (01 год 01 месяц 08 дней) и с 17 октября 1996 года по 14 октября 1997 года на Согринской ТЭЦ АО «Алтайэнерго» в должности слесаря по обслуживанию тепловых сетей по 4 группе квалификации котлотурбинного цеха (00 лет 11 месяцев 28 дней) по мотиву отсутствия документального подтверждения постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что в спорные периоды истец в течение полного рабочего дня выполнял обязанности слесаря, занятого на ремонте котельного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в производстве «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», то есть выполнял работу, предусмотренную Списком №2.
Решение суда в части зачета в специальный стаж периода работы с 08 января 1992 года по 15 февраля 1993 года ответчиком не обжалуется.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На момент обращения истца в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении трудовой пенсии действовали нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно - подпункт 2 части 1 статьи 27, которые аналогичны положениям, содержащимся в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н (далее - Порядок), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 указанного Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Таким образом, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений правовым регулированием, как и ныне действующим, предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в том числе в тяжелых условиях труда, соответствующими справками и другими документами, выписками из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающими характер и условия труда, а также полную занятость лица, обращающегося за назначением пенсии.
Как следует из трудовой книжки истца, в спорный период с 17 октября 1996 года по 14 октября 1997 года он работал на Согринской ТЭЦ АО «Алтайэнерго» в должности слесаря по обслуживанию тепловых сетей по 4 группе квалификации котлотурбинного цеха.
В подтверждение характера работы для назначения льготной пенсии истцом представлена справка от 25 сентября 2015 года № 05-184, выданная правопреемником работодателя – ТОО «АЭС Согринская ТЭЦ», согласно которой Строй Н.Н. в период с 17 октября 1996 года по 14 октября 1997 года полный рабочий день работал во вредных и тяжелых условиях труда, что предусмотрено разделом 13 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка №2, в качестве слесаря по обслуживанию подземных и наружных тепловых сетей по 4 группе квалификации в котлотурбинном цехе (л.д.47).
Как следует из анализа норм, содержащихся в СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», тепловые сети – совокупность устройств (включая тепловые пункты, насосные станции), предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Трубопровод – труба, по которой транспортируется сырье, пар, вода, топливо, реагенты и другие материалы, обеспечивающие выполнение технологического процесса и эксплуатацию оборудования.
Таким образом, «тепловые сети» и «трубопровод» - понятия не равнозначные, трубопроводы являются частью тепловых сетей.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 года № 351/22-71 утверждены Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей (далее – Нормативы численности).
В соответствии данными Нормативами численности в состав персонала, осуществляющего комплекс работ по обслуживанию и ремонту оборудования тепловых сетей и сооружений, обеспечивающих бесперебойную передачу тепла потребителям, входят слесари по обслуживанию тепловых сетей.
Согласно разделу 3.9 Нормативов численности в содержание работы слесаря по обслуживанию тепловых сетей входит: «Обход трасс подземных и наземных тепловых сетей. Предупреждение затопления подземных трубопроводов верховыми и грунтовыми водами. Проверка и чистка попутных дренажей, дренажных колодцев, грязевиков и отстойников, откачка воды из камер и колодцев. Осмотр, обслуживание, текущий и капитальный ремонт трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, опускных и воздушных кранов, опор, металлоконструкций, сальниковых компенсаторов и другого оборудования и сооружений тепловых сетей. Проверка камер на загазованность, содержание камер, павильонов и всего оборудования в чистоте, покраска металлоконструкций и внутренней поверхности стен камер и павильонов, маркировка трубопроводов и арматуры. Проверка состояния трубопроводов и оборудования».
Таким образом, из анализа должностных обязанностей слесаря по обслуживанию тепловых сетей следует, что в его обязанности входит, в частности, обход трасс тепловых сетей (как подземных, так и наземных), а также осмотр, обслуживание, текущий и капитальный ремонт трубопроводов.
Аналогичная позиция относительно наименования указанной должности содержится в ЕКТС, выпуск 68, согласно которому действовавшим выпуском ЕКТС наименование профессии предусмотрено как «слесарь по обслуживанию подземных теплопроводов и сооружений тепловых сетей 3-5 групп квалификации», а в выпусках ЕКТС, утвержденных в 1983-1986 годах, - «слесарь по обслуживанию тепловых сетей 4-5 групп квалификации».
Следовательно, именуя профессию как «слесарь по обслуживанию тепловых сетей», законодатель в то же время предусматривает наименование этой же профессии как «слесарь по обслуживанию подземных теплопроводов и сооружений тепловых сетей».
Трудовая книжка истца содержит наименование занимаемой истцом должности в спорный период в точном соответствии с ЕТКС.
Работодатель, подтверждая характер работы Строя Н.Н. и его право на досрочное пенсионное обеспечение, в справке от 25 сентября 2015 года № 05-184 указывает на его полную занятость на обслуживании тепловых сетей (подземных и наружных). При этом, исходя из анализа приведенного правового регулирования, обслуживание тепловых сетей предполагает и обслуживание подземных трубопроводов.
Истец Строй Н.Н. в суде апелляционной инстанции подтвердил, что в спорный период работы он постоянно был занят на обслуживании только подземных трубопроводов до мест их разграничения с абонентами.
В соответствии с п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При таких обстоятельствах, коль скоро, работодатель, который в силу ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых им для установления и выплаты страховой (ранее – трудовой) пенсии, подтвердил характер работы Строя Н.Н. и его полную занятость на работах с тяжелыми условиями труда в спорный период, то, следовательно, оснований предполагать иное у суда первой инстанции не имелось. Подтверждая занятость на обслуживании тепловых сетей, работодатель, таким образом, подтверждает и полную занятость истца на подземных трубопроводах до мест их разграничения с абонентами, то есть занятость на выполнении таких работ не менее 80% рабочего времени.
Вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период истец в течение полного рабочего дня выполнял обязанности слесаря, занятого на ремонте котельного оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, в данном случае не может повлечь отмену судебного постановления, поскольку работа в должности слесаря по обслуживанию тепловых сетей, постоянно занятого на подземных трубопроводах, камерах и каналах до мест разграничения с абонентами, также дает право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях труда.
Довод апелляционной жалобы о том, что в спорный период истец совмещал работу, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, – обслуживание подземных трубопроводов и работу, для которой законодатель льготного пенсионного обеспечения не предусмотрел, - обслуживание наружных тепловых сетей, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку обслуживание наружных тепловых сетей при занятости на обслуживании подземных трубопроводов не менее 80% рабочего времени не исключает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что определение характера условий труда работника относится к прерогативе работодателя, учитывая представленные по делу доказательства, обоснованно признал установленным, что в спорный период времени истец полный рабочий день был занят на работах в тяжелых условиях труда. Доводы истца о его постоянной занятости на указанных работах ничем не опровергнуты.
Справка, уточняющая характер работы истца, выдана в период действия юридического лица, уполномоченным лицом – правопреемником работодателя истца, подписана уполномоченным органом – руководителем предприятия, подпись которого удостоверена печатью юридического лица, содержит основания выдачи, угловой штамп, дату и номер исходящего документа. В качестве оснований выдачи справки указаны документы, которые по своему назначению содержат сведения о характере работы истца и его занятости в течение рабочего дня.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установив работу истца в спорные периоды в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, суд пришел к правильному выводу, что с учетом признанного органом Пенсионного фонда РФ специального стажа (08 лет 02 месяца 06 дней) стаж истца на работах и в должностях, предусмотренных Списком №2, составляет 10 лет 03 месяца 12 дней.
Поскольку на момент возникновения права на пенсию за работу в тяжелых условиях труда по Списку №2 у истца Строя Н.Н. имелся необходимый как специальный, так и страховой стаж, то суд обоснованно признал за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с абз. 2 п.п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязал ответчика назначить пенсию со дня достижения 56-летнего возраста, то есть с 17 октября 2014 года.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области – без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: Судья:
Секретарь: