Судья Ребус А.В. Дело № 33-2748/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Руди О.В.,
судей Нечепуренко Д.В., Фоминой Е.А
при секретаре Нетесове И.М.,
помощник судьи Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 на решение Северского городского суда Томской области от 22 июня 2021 года,
по гражданскому делу №2-574/2021 (УИД 70RS0009-01-2021-000478-10) по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4», акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» о возложении обязанности выполнить нормативные требования по управлению многоквартирным домом по оформлению платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, составить акт о ненадлежащем оказании услуг по управлению многоквартирным домом, произведении перерасчета платы по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, взыскании компенсации морального вреда, неустойки,
заслушав доклад председательствующего,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» (далее - ООО «ЖЭУ-4»), акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» (далее - АО «ЕРКЦ») в котором с учетом уточнения просила:
- обязать ООО «ЖЭУ-4» выполнять нормативные требования по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом, расположенного по адресу: /__/, в соответствии с требованиями жилищного законодательства;
- обязать ООО «ЖЭУ-4» и АО «ЕРКЦ» осуществлять оформление платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в том числе при оформлении платежных документов указывать информацию об исполнителе оказания услуг по управлению и содержанию общего имущества - ООО «ЖЭУ-4», а именно: о номере факса и адресе электронной почты, адресе сайта в сети Интернет;
- указывать не реже 1 раза в квартал о сроках и порядке снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях ООО «ЖЭУ-4» или уполномоченному им лицу; указывать информацию об исполнителе оказания услуг отопления, горячего водоснабжения – АО «РИР» (адрес (место нахождения), адрес сайта в сети Интернет); указывать информацию об исполнителе оказания услуг водоснабжения, водоотведения – АО «Северский водоканал» (адрес электронной почты); указывать информацию об исполнителе оказания услуг электроснабжения – АО «Томскэнергосбыт» (номер факса, адрес электронной почты); указывать информацию об исполнителе оказания услуг вывоза твердых коммунальных отходов – ООО «АБФ Система» (номер факса, адрес сайта в сети Интернет);
- обязать ООО «ЖЭУ-4» составить акт о ненадлежащем оказании услуг по управлению многоквартирным домом, выразившемся в ненадлежащем осуществлении оформления платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставлении коммунальных услуг за период с октября по декабрь 2020 года;
- обязать ООО «ЖЭУ-4» произвести ФИО1 перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в связи с ненадлежащим осуществлением ООО «ЖЭУ-4» деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: /__/, выразившемся в невыполнении нормативных требований по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом, а именно: ненадлежащем оформлении платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг;
- взыскать с ООО «ЖЭУ-4» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.; судебную неустойку в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда; расходы по оплате нотариального оформления свидетельства о государственной регистрации права в размере 100 руб.; расходы по оплате почтовых услуг в размере 226,94руб. (л.д. 2-9, 134-136).
В обоснование требований истец указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: /__/, управление домом осуществляет ООО «ЖЭУ-4».
01.01.2021 установлено, что платежный документ для составления платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за декабрь 2020 года составлен с нарушениями требований действующего законодательства.
08.01.2021 представитель истца ФИО2 обратился в управляющую организацию с просьбой составить акт о ненадлежащем оказании жилищно-коммунальных услуг и предоставить его ФИО1; обеспечить выполнение требований, предъявляемых к оформлению платежных документов; выдать ФИО1 платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за декабрь 2020 года, оформленный в соответствии с требованиями жилищного законодательства, правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и иных нормативно-правовых актов; произвести ФИО1 перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 в связи с нарушением требований жилищного законодательства к платежному документу и в связи с ненадлежащим оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: /__/.
В ответе от 21.01.2021 №101 ООО «ЖЭУ-4» признало факт отсутствия в платежном документе информации о месте нахождения АО «РИР» и адресе сайта в сети «Интернет», об отсутствии сведений о номере факса АО «Томскэнергосбыт», об отсутствии сведений о номере факса и адресе сайта в сети «Интернет» ООО «АБФ Система», но отказалось признать факт неисполнения требований по информированию потребителей о сроках и порядке снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу.
Указанный ответ явился основанием для обращения 08.01.2021 ФИО2 в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области с заявлением о возложении обязанности ООО «ЖЭУ-4» обеспечить требования, предъявляемые к платежному документу, и принять меры реагирования. Согласно ответу на указанное обращение ООО «ЖЭУ-4» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, а также указано на необходимость размещения 1 раз в квартал в платежном документе информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу, в случаях предусмотренных Правилами № 354.
Ненадлежащее исполнение деятельности по управлению многоквартирным домом, нарушило права истца, в связи с чем ей был причинен моральный вред.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика ООО «ЖЭУ-4», представителя ответчика АО «ЕРКЦ», представивших письменные возражения.
Обжалуемым решением ч.1 ст.8, ст.10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации; ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации; п.69, п.71 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; ст.3, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования ФИО1 к ООО «ЖЭУ-4», АО ЕРКЦ оставлены без удовлетворения (л.д. 155-158).
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования ФИО1 к ООО «ЖЭУ-4», АО ЕРКЦ удовлетворить в полном объеме (л.д. 162-171).
В обоснование жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, неправильное определение и недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что ООО «ЖЭУ-4» ненадлежащим образом осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, не выполнило нормативные требования по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом, ненадлежащим образом оформило платежный документ за период с октября 2020 по декабрь 2020 года.
Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие в платежных документах информации, предусмотренной п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354, носят формальный характер и не нарушают права истца как потребителя коммунальной услуги.
Считает необоснованным довод суда о том, что избранный истцом способ защиты нарушенного права (возложение обязанности в будущем соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов) не предусмотрен ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является неверным. Суд при вынесении решения не принял во внимание разъяснения Верховного суда Российской Федерации, изложенные в п.27 Обзора судебной практики №2 от 17.07.2017, и не выносил на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ООО «ЖЭУ-4» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ч.3, 4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие истца ФИО1, представителей ответчиков ООО «ЖЭУ-4», АО «ЕРКЦ».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры № /__/ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/ (л.д.10).
Управление многоквартирным домом в соответствии с договором №4-63-13 управления многоквартирным домом по адресу: /__/ осуществляет ООО «ЖЭУ-4» (л.д. 106-113).
ООО «ЖЭУ-4» (принципал), действуя в рамках исполнения обязательства по управлению многоквартирным домом, в соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации 31.08.2014 заключило агентский договор с ОАО «ЕРКЦ» (Агент), согласно которому агент обязуется осуществлять деятельность по приему платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иные услуги; выполнять услуги по обработке этих платежей и осуществлять последующие расчеты с ООО «ЖЭУ-4», а также производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам с отражением изменений в базе данных; изготовление, печать и доставку гражданам единых платежных документов; осуществление деятельности по приему платежей за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и иные услуги; предоставление информации в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО «Северск» о размере начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг»; выдачу справок финансово-лицевых счетов (п 1.1) (л.д.95).
По сведениям ЕГРЮЛ 01.08.2014 МП ЕРКЦ переименовано в ОАО ЕРКЦ, 26.01.2015 переименовано в АО ЕРКЦ.
Полагая, что платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за декабрь 2020 года, платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за октябрь-ноябрь 2020 года составлены с нарушениями требований действующего законодательства (в платежных документах отсутствует объем информации, предусмотренный правилами №354, Приказом №43/пр, который в соответствии с письмом Минстроя России от 21.06.2018 N 27125-ОГ/04 «По вопросам платы за жилое помещение и коммунальные услуги» является обязательным), представитель ФИО1 - ФИО2 08.01.2021 посредством ГИС ЖКХ обратился в ООО «ЖЭУ-4» с заявлением, в котором просил:
1. составить акт о ненадлежащем оказании жилищно-коммунальных услуг и предоставить его ФИО1;
2. обеспечить в отношении платежного документа требования жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и иных нормативно-правовых актов; выдать ФИО1 платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за декабрь 2020 года, оформленный в соответствии с требованиями жилищного законодательства к платежному документу с учетом требований жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и иных нормативно-правовых актов;
3. произвести ФИО1 перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 в связи с нарушением требований жилищного законодательства к платежному документу и в связи с ненадлежащим оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: /__/ (л.д.57-58).
ООО «ЖЭУ-4» в ответе от 25.01.2021 №101 на обращение ФИО2 со ссылкой на п.69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №37, указало, что информация о категории помещения (жилое, нежилое) не входит в перечень подлежащей обязательному включению в платежный документ, вместе с тем указанная информация отражена в заголовке платежного документа. Объем горячей воды, предоставленной потребителю за декабрь 2020 года, отражен в строке «Теплоноситель для ГВС». Услуга пользования коллективной антенной не относится к жилищно-коммунальным услугам и не включена в перечень услуг по содержанию общего имущества МКД. Информация об адресе сайта в сети Интернет АО «Северский водоканал», АО «Томскэнергосбыт» присутствует в соответствующем разделе платежного документа. Информация о показаниях ИПУ электроснабжения, ХВС и ГВС, как текущих, так и предыдущих, имеется в платежном документе за декабрь 2020 года. Информация о сроках и порядке снятия потребителем ИПУ и передаче сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному лицу не отнесена к числу обязательных для включения в платежный документ. Также в ответе содержатся сведения о том, что ресурсоснабжающим организациям сообщено о необходимости добавить в платёжный документ сведения о его местонахождении и адресе сайта в сети Интернет (АО «РИР»), о номере факса (АО «Томскэнергосбыт»), о номере факса и адресе сайта в сети Интернет (ООО АБФ система) (л.д. 16-18).
01.03.2021ФИО2 посредством ГИС ЖКХ обратился в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области с заявлением аналогичного содержания обращению ООО «ЖЭУ-4» от 08.01.2021, в котором просил: провести проверку по жалобе, обязать ООО «ЖЭУ-4» обеспечить требования жилищного законодательства в отношении платежного документа с учетом требований жилищного законодательства, правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и принять меры реагирования; о результатах проведения проверки и принятого решения уведомить ФИО2 (л.д. 60-61).
Ответом от 09.02.2021 №Л-0022 Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области со ссылкой на подп. «з» п.31, п.69, п.69 (1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" № 354 сообщило ФИО2 о соответствии платежного документа за декабрь 2020 года указанным Правилам, вместе с тем указало, что ООО «ЖЭУ-4» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством РФ, в том числе указано на необходимость размещения 1 раз в квартал в платежном документе информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета и сроках передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу в случаях, предусмотренных правилами №354 (л.д. 21-22).
Ответ ООО «ЖЭУ-4» от 25.01.2021 №101, ответ Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 09.02.2021 №Л-0022, содержащие сведения о несоответствии платежного документа за декабрь 2020 года предъявляемым к нему требованиям, а именно: отсутствие сведений о местонахождении и адресе сайта в сети Интернет(АО «РИР»), о номере факса (АО «Томскэнергосбыт»), о номере факса и адресе сайта в сети Интернет (ООО АБФ система) и указание на необходимость размещения 1 раз в квартал в платежном документе информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета и сроках передаче сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу в случаях, предусмотренных правилами №354, явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отсутствие в платежных документах информации о факсе и сроках, порядке снятия потребителем показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета и сроках передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу не повлекло нарушений прав истца, как потребителя услуги, поскольку не повлияло на правильность выбора услуги; информация об адресе сайта и электронной почты указывается только при их наличии, а примерная форма платежного документа является рекомендацией, в связи с чем не усмотрел нарушений прав потребителя при предоставлении коммунальной услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их обоснованностью согласилась.
Как следует из преамбулы к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей".
Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации целями управления многоквартирным домом являются, в том числе, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Согласно указанным правилам исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе, в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами (п.149).
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п.1 ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Платежный документ имеет двойную функцию: информационную и расчетно-платежную.
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены п.69 Правил N 354.
Согласно п.69 Правил № 354 в платежном документе указываются в том числе:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В соответствии с п.31 Правил № 354 исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передаче сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п.71 Правил №354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), работах, услугах и реализуемых им товарах.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите потребителей" на исполнителя возложена обязанность предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность свободного и правильного выбора услуги потребителем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно правил и условий ее эффективного использования. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о защите прав потребителей на исполнителя возложена обязанность предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность свободного и правильного выбора услуги потребителем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно правил и условий ее эффективного использования.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
В соответствии с ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
При рассмотрении споров о защите прав потребителей применяются специальные положения в части распределения бремени доказывания, что следует из разъяснений, изложенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которым бремя доказывания факта предоставления надлежащей информации не обладающему специальными познаниями покупателю в доступной для него форме законом возложена на продавца, следовательно, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а на потребителя возлагается обязанность доказывания факта нарушения его прав действиями ответчика.
Исходя из смысла приведенных выше норм следует, что установление факта нарушения прав потребителя, является обязательным условием для вынесения решения об удовлетворении исковых требований, что согласуется с общими положениями ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающими судебную защиту только нарушенных гражданских прав.
Таким образом, в данном случае юридически значимым обстоятельством является установление факта нарушения прав истца (потребителя).
Заявляя требование о возложении обязанности на ответчика выполнять нормативные требования по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом, расположенного по адресу: /__/, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, а также возложении обязанности на ООО «ЖЭУ-4» и АО «ЕРКЦ» осуществлять оформление платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг в соответствии с требованиями жилищного законодательства, истец указывает на то, что платежные документы не в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям, изложенным в Правилах №354, что в свою очередь повлекло причинение истцу морального вреда и обязанность ответчика осуществить перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) по оказанию услуг по управлению многоквартирного дома за период с 01.10.2020 по 31.12.2020.
Так, действительно, в платежных документах за октябрь 2020 года и ноябрь 2020 года (л.д.12-13) отсутствует указание на номер факса, адрес электронной почты и адрес исполнителя в сети интернет, при этом в платежном документе за декабрь 2020 года (л.д.11) адрес электронной почты указан.
В ходе рассмотрения дела ответчиком в подтверждение факта предоставления надлежащей информации потребителю в доступной для него форме приобщены к делу платежные документы за февраль-март 2021 года, в которых указан номер факса <***>, который является аналогичным номеру телефона, указанному в платежных документах за октябрь-декабрь 2020 года. Учитывая изложенное, истец при намерении направить обращение либо передать информацию управляющей организации не был лишен возможности это сделать, набрав номер телефона <***>.
Как следует из возражений представителя ответчика ФИО3 (л.д. 85 оборот), отсутствие в платежном документе указания адреса сайта исполнителя обусловлено проведением работ по техническому переустройству сайта, по мере окончания указанных работ информация, размещенная на сайте управляющей организации, станет доступна пользователям и появится в платежных документах.
Утверждение истца о неуведомлении его, как потребителя, не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу в случаях является безосновательным.
Так, согласно п.2 ст.192 Гражданского кодекса Российской Федерации к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.
Обязанность исполнителя, предусмотренная подп. «з» п.31 Правил №354, была исполнена в квитанции за ноябрь 2020 гола (л.д.12 оборот), в феврале 2021 года (л.д. 93 оборот). Учитывая правила исчисления сроков квартами, АО «ЕРКЦ», действуя от имени ООО «ЖЭУ-4», исполнило указанную обязанность в спорный период - 4 квартал 2020 года, а также в 1 квартале 2021 года. Таким образом, требования истца в указанной части являются безосновательными и не влекут нарушения прав потребителя коммунальной услуги.
Ссылаясь на нарушение прав, истец фактически указывает на отсутствие номера факса, адреса электронной почты, адреса сайта и информации, предусмотренной подп. «з» п.31 Правил №354 в платежных документах.
Однако, как следует из платежных документов, представленных в материалы дела, на момент вынесения решения суда недостатки, на которые ссылается истец, были устранены.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о наступлении для истца негативных последствий (просрочка оплаты, образование задолженности по оплате, начисление пени, невозможность получить информацию посредством обращения к управляющей организации), вследствие отсутствия данных о том, что номер телефона, указанный в платежных документах, одновременно является факсом, отсутствие указания адреса электронной почты (указание которого не относится к императивному) повлекли нарушение прав ФИО1, как потребителя, не представлено, напротив, материалами дела подтверждается, что истец в полной мере реализует свои права, в том числе посредством обращения к ответчику через портал ГИС ЖКХ.
Направленные истцу платежные документы содержат достаточно информации для того, чтобы проверить правильность и обоснованность начислений платы за оказанные услуги. Доказательств обращения истца с заявлениями о даче разъяснений по платежным документам, о возникновении препятствий исполнения обязанности по оплате оказанных услуг не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в данном случае отсутствие в квитанциях информации, на которую истец ссылается в иске, само по себе не нарушает ее прав и законных интересов, не является основанием для компенсации морального вреда.
Что касается требования о составлении акта о ненадлежащем оказании услуг по управлению многоквартирным домом, то оно не подлежит удовлетворению, поскольку случаи составления актов предусмотрены Правилами №354, возможность составления актов в связи с отсутствием каких- либо реквизитов в платежных документах, указанными правилами не предусмотрена, в связи с чем суд верно оставил указанное требование без удовлетворения.
Утверждение истца в апелляционной жалобе о ненадлежащем осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом и невыполнении нормативных требований по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") не может быть принято во внимание, поскольку указанным постановлением предусмотрены стандарты, к числу которых относится оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Учитывая, что ответчиками обеспечено оформление платёжных документов и направление их истцу, довод об обратном в отсутствие соответствующих доказательств является несостоятельным. В этой связи судом верно отказано в требовании о возложении обязанности выполнять нормативные требования по соблюдению стандарта по управлению многоквартирным домом.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п.150 Правил № 354).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя (подп. б п.149 Правил № 354).
Поскольку нарушения качества предоставления коммунальной слуги вследствие ненадлежащего качества и или с перерывами судом не установлено и истцом об этом не заявлялось, оснований для перерасчета платы (уменьшения вплоть до полного освобождения от оплаты) не имеется, указанное требование верно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на письмо Минстроя России от 21.06.2018 N 27125-ОГ/04 несостоятельна. Как следует из содержания данного письма, в нем излагается позиция Минстроя России по вопросам применения нормативных правовых актов, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Поскольку требования истца оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания судебных расходов и неустойки не имеется.
Иных правовых аргументов апелляционная жалоба не содержит, по доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи