ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2749 от 24.04.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Замотринская П.А. Дело № 33-2749

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Грибалевой М.Н.,

судей Филатовой В.Ю., Щипуновой М.В.,

при секретаре Силенко О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный природный газ, расходов на установку пломбы, возмещении стоимости работ по отключению газораспределительного оборудования, встречному иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» о возобновлении подачи газа, признании действий недобросовестными, вынесении частного определения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 18 декабря 2017 года, которым исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности от 20 октября 2017 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» ФИО3, действующей на основании доверенности от 01 января 2018 года, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Газпром межрегионгаз Саратов» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный природный газ, расходов на установку пломбы, возмещении стоимости работ по отключению газораспределительного оборудования.

Исковые требования обоснованы тем, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и в связи с использованием по данному адресу природного газа для бытовых нужд – абонентом ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».

Истцом обязательства по поставке природного газа ФИО1 с 01 марта 2016 года по 30 апреля 2017 года исполнялись надлежащим образом. Вместе с тем ответчик с 01 марта 2016 года обязательства по оплате оказанной коммунальной услуги надлежащим образом не исполняет, что привело к образованию задолженности в размере 80820 руб. 83 коп.

В связи с тем, что по результатам проверки газового оборудования, проведенной 18 июля 2016 года, в домовладении ФИО1 сотрудниками истца установлены нарушения в виде отсутствия оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства, начисление платы за пользование природным газом с 18 февраля 2016 года ответчиком произведено по нормативам потребления.

С учетом уточнений ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» просило суд взыскать с ФИО1 в его пользу задолженность за потребленный природный газ в размере 101439 руб. 40 коп., стоимость работ по отключению газораспределительного оборудования в сумме 4266 руб. 88 коп., расходы на установку пломбы в размере 508 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3324 руб. 29 коп.

ФИО1 обратилась с встречным иском к ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о возобновлении подачи газа, признании действий недобросовестными, вынесении частного определения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, по тем основаниям, что 18 июля 2016 года проверка сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» проведена с нарушением Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июня 2008 года № 549 (далее – Правила поставки газа). Указывает, что абонент не был предупрежден о проведении проверки в установленном законом порядке, проверка проведена в отсутствие собственника и правоустанавливающих документов на объект недвижимости, в акте указана площадь дома, превышающая отапливаемую. Ссылается на то, что установленный в принадлежащем истцу домовладении прибор учета является исправным.

ФИО1 с учетом уточнений просила суд возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обязанность возобновить поставку газа, признать действия общества недобросовестными и вынести в его адрес частное определение, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу ФИО1

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 18 декабря 2017 года с учетом определения об исправлении описки от 08 февраля 2018 года взысканы с ФИО1 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» задолженность за потребленный природный газ по состоянию на 08 октября 2017 года в размере 101439 руб. 40 коп., стоимость работ по отключению газораспределительного оборудования в размере 4266 руб. 88 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3308 руб. 39 коп. В удовлетворении остальной части заявленных ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» требований и встречных исковых требований ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, которым встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении требований ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» отказать. Обосновывая доводы жалобы, указывает на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, поскольку первоначальное исковое заявление было принято судом в нарушение положений ст. 132 ГПК РФ. Ссылается на составление акта проверки от 18 июля 2016 года с нарушением порядка проведения проверки. Полагает, что судом первой инстанции была дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в том числе ответу заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова, содержащему сведения о вынесения прокуратурой представления в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» об устранении нарушений жилищного законодательства. Автор жалобы полагает, что ответчиком поставка газа прекращена в отсутствие надлежащего уведомления собственника жилого помещения. По мнению автора жалобы, в связи с тем, что прибор учета потребления природного газа является исправным, у ответчика отсутствует задолженность за указанную коммунальную услугу. Считает, что неуказание ответчиком в акте проверки от 18 июля 2016 года информации о последствиях отсутствия оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства нарушает право истца на получение информации, а также положения п. 59 Правил поставки газа и нормы ст. 10 Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ).

Ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 в судебное заседание судебной коллегии не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки суду не сообщила, в судебном заседании интересы ФИО1 представляла действующая на основании доверенности представитель. При указанных обстоятельствах, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно ст. 548 ГК РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ).

Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (ст. 8).

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, определения объема потребления газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 09 августа 2008 года пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, которые вступили в силу 09 августа 2008 года.

Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении условий о том, что прибор учета газа находится в исправном состоянии (п. 25 Правил поставки газа).

Согласно п. 27 Правил определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю проверку.

Пунктом 21 Правил установлено, что абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.

В соответствии с п. 28 Правил в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и в связи с использованием по данному адресу природного газа для бытовых нужд – абонентом ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».

30 декабря 2015 года между ФИО1 и ООО «Саратовская газовая компания» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, по условиям которого истцом вне помещения установлен бытовой газовый счетчик СГД-ЗТ-G6*, заводской № 4-471693, дата выпуска 01 января 2015 года.

22 января 2016 года указанный выше прибор учета сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» опломбирован, введен в эксплуатацию, в связи с чем начисление платы за предоставленную услугу ФИО1 производилось на основании показаний прибора учета.

Согласно представленному в материалы делу акту обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения № 180716 от 18 июля 2016 года, сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» проведена проверка газопотребления абонента по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено отсутствие оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства

В связи с выявленными нарушениями ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» произведен перерасчет платы за потребленный природный газ с 18 февраля 2016 года на основании нормативов потребления.

ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» неоднократно направлялись в адрес истца претензии о необходимости погашения имеющейся задолженности, которые остались без удовлетворения (л.д. 90-91).

09 октября 2017 года ответчиком была установлена заглушка и прекращена подача газа в домовладение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 117).

Исковые требования ФИО1 о признании действий незаконными обоснованы нарушениями порядка проведения проверки, допущенными сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», отсутствием вмешательства в работу прибора учета и, как следствие, оснований для выполнения перерасчета платы за оказанную коммунальную услугу исходя из нормативов потребления.

В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Частями 1, 4 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится только на сопроводительные документы.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Как следует из ч. 4 указанной статьи результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

В соответствии с п. 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 февраля 1998 года № 162, учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2013 года № 961 утверждены Правила учета газа, которыми устанавливаются порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями (п. 1.1).

Согласно п. 1.4 Правил учета газа их действие распространяется на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.

Пунктами 1.6-1.8 Правил учета газа установлено, что средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

Как следует из положений п. 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.

При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями. Учет количества природного газа, реализуемого населению, осуществляется средствами измерений в условиях их применения (п. 3.9, 3.10 Правил учета газа).

В соответствии с п. 2.1 Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма», утвержденных приказом Госстандарта РФ от 26 ноября 2001 года № 477, действовавших на момент установки измерительного прибора, поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию и удостоверяющий, что проверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (котировочные) устройства.

Поверительное клеймо должно иметь четкий рисунок, который сохраняется на протяжении всего межповерочного интервала применительно к условиям, в которых эксплуатируется то или иное средство измерений (п. 2.3 указанных Правил).

В соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Госстандарта РФ от 18 июля 1994 года № 125, действовавшим на момент изготовления и установки прибора учета в домовладении истца, его действие распространяется на средства измерений при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, продаже и прокате, подлежащие применению и применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает требования к организации и порядку проведения поверки средств измерений.

Пунктом п. 1.1 Порядка установлено, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Согласно п. 1.2 Порядка средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

В силу п. 1.7 Порядка результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке». Поверительные клейма наносят на средства измерений во всех случаях, когда конструкция средств измерений не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность поверительных клейм в течение всего межповерочного интервала.

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений.

Если средство измерений по результатам поверки признано непригодным к применению, поверительное клеймо гасится, «свидетельство о поверке» аннулируется, выписыается «извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.

В целях предотвращения доступа к узлам регулировки или элементам конструкции средств измерений, при наличии у средств измерений мест пломбирования, на средства измерений устанавливаются пломбы, несущие на себе поверительные клейма.

Пунктом 2.14 Порядка установлено, что поверительные клейма считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию; пломбы, несущие на себе поверительные клейма, считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию, а также если они не препятствуют доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства.

В настоящее время действует Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02 июля 2015 года № 1815. Данный порядок поверки средств измерений содержит аналогичные приведенному выше порядку требования к проведению поверки.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, конструкция счетчика газа имеет пломбировочную чашу и предусматривает установку на прибор учета оттиска клейма поверителя.

Из изложенных выше норм права следует, что знак поверки на средство измерения наносится во всех случаях, когда конструкция такого средства не препятствует этому, отсутствие оттиска клейма поверителя на приборе учета должно быть зафиксировано соответствующей записью или отметкой.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что конструкция установленного в домовладении, принадлежащему ФИО1, прибора учета предусматривает установку оттиска клейма поверителя, в акте, составленном обществом до установления факта отсутствия на средстве измерения оттиска клейма поверителя, какой-либо информации, свидетельствующей о повреждении либо отсутствии оттиска клейма поверителя, не имеется.

Из ответа ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова управляющая компания холдинга «БелОМО» от 09 декабря 2016 года, направленного во исполнение запроса ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» следует, что для защиты от несанкционированного вмешательства в работу механизма счетчика газа СГД-3Т после его изготовления и приемки ТОК на счетчик устанавливаются защитные пломбы. Далее счетчик газа проходит государственную поверку представителями Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). После поверки счетчика госповеритель производит идентификацию свидетельства о приемке, которая включает соответствующие отметки в паспорте на счетчик газа и оттиски поверительного клейма, который ставится на мастику, закрывающую головку винта крепления крышки счетного механизма.

Как следует из материалов дела, производителем счетчика газа, установленного в домовладении, принадлежащем ФИО1, является Республика Беларусь.

Участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, утверждено Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии со ст. 3 данного Соглашения сторонами соглашения проводится согласованная политика в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности по следующим направления: принятие общих правил проведения работ по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности, представляющих собой межгосударственный интерес; взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и каблировки средств измерений; взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, каблировочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, в соответствии с пп. 1.4 Порядка, поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

В перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями относятся средства измерения, применяемые для осуществления торговли и товарообменных операций, выполнение работ по расфасовке товаров.

В соответствии с п. 4.1 ранее действовавших Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма», утвержденных Приказом Госстандарта РФ от 26 ноября 2001 года № 477, поверительные клейма, подтверждающие или аннулирующие результаты поверки, применяют сотрудники органов ГМС, ГНМЦ или метрологической службы юридического лица, аккредитованной на право поверки, аттестованные в качестве поверителей в порядке, установленном Госстандартом России.

Как следует из описания типа средства измерения, являющегося приложением к свидетельству об утверждении типа средств измерений, установленный у ФИО1 прибор учета газа, предусматривает по своим техническим характеристикам наличие места пломбирования и относится к области применения – осуществление торговли и товарообменных операций, что свидетельствует о проведении поверки данных счетчиков газа аккредитованной организацией.

Из изложенного следует, что поверка приборов учета производится не заводом-изготовителем, а уполномоченной на то организацией, в данном случае Белорусским государственным институтом метрологии (БелГИМ) в соответствии с установленными правилами и методиками, предусматривающими проставление клейма поверителя на средстве измерения.

В соответствии с положениями п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.

Таким образом, наличие клейма поверителя на приборе учета подтверждает как его соответствие предъявляемым требованиям, так и защищает прибор учета от несанкционированного доступа в механизм и нарушение знака поверки свидетельствует о неисправности прибора учета, вне зависимости от наличия на приборе учета иных неповрежденных пломб и отсутствия вмешательства в его работу.

Факт отсутствия оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства, установленном в принадлежащем ФИО1 домовладении, по состоянию на 18 июля 2016 года подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе показаниями допрошенной в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетеля ФИО4, являющейся контролером ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», согласно которым, при отсутствии оттиска клейма поверителя или выявлении иных причин несоответствия средства измерения предъявляемым требованиям, оно не допускается в эксплуатацию.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у судебной коллегии не имеется, поскольку свидетель предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и не является лицом, заинтересованным в исходе дела.

Разрешая заявленные первоначальные и встречные исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, исходя из изложенных выше норм права и обстоятельств дела, установив факт отсутствия оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства, установленном в принадлежащем ФИО1 домовладении, что свидетельствует о неисправности прибора учета. принимая во внимание, что доказательств обратного, в том числе исправности прибора учета в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом по встречному иску не представлено, пришел к правильному выводу о законности действий ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в связи с чем удовлетворил первоначальные исковые требования и отказал в удовлетворении встречных исковых требований.

С учетом положений приведенных выше Правил, согласно которым отсутствие оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства свидетельствует о неисправности прибора учета, доводы жалобы о соответствии прибора учета предъявляемым требованиям и его исправном состоянии, не влияют на выводы суда первой инстанции, изложенные в решении.

Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы ФИО1 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» порядка проведении проверки, поскольку проведение проверки в присутствии сына ФИО1 само по себе не влияет на достоверность зафиксированных данных в акте осмотра от 18 июля 2016 года и не свидетельствует о его недействительности, учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что абонент или кто-либо из членов его семьи возражали против проведения проверки, оспариваемый акт составлен в соответствии с требованиями Правил, содержит дату и место проведения проверки, сведения об абоненте, сведения о гражданине присутствующем при проведении проверке, реквизиты документа удостоверяющего личность, показания прибора учета газа, описание технического состояния прибора учета и нарушений выявленных в ходе проверки. Кроме того, как следует из материалов дела, указанный акт обследования в установленном законом порядке ФИО1 оспорен не был.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы в указанной части не влияют на законность и обоснованность решения суда и не влекут его отмену.

Не являются основанием для отмены решения суда доводы жалобы о нарушениях, связанные с отсутствием надлежащего уведомления о приостановлении исполнения обязательства по поставке газа.

В силу абз. 7 и 9 ст. 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство РФ в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве РФ», в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

В соответствии с приведенными нормами закона и в пределах своих полномочий постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливая особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также права и обязанности сторон при заключении и исполнении договора.

Пунктом 45 Правил поставки газа предусмотрено право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.

Из п. 46 Правил поставки газа следует, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Из материалов дела следует, что 24 мая 2017 года ответчиком в адрес истца направлено уведомление об имеющейся задолженности за газ в размере 107972 руб. 25 коп. и о предстоящем приостановлении подачи газа по истечении 20 календарных дней с момента направления настоящего уведомления, в случае непринятия мер по погашению указанной задолженности (л.д. 140), о чем также свидетельствует реестр об отправке почтовой корреспонденции № 377 и почтовая квитанция серия 412162-04 № 00011 (л.д. 138-139). Кроме того, из содержания апелляционной жалобы следует, что ФИО1 не оспаривает обстоятельство получения ею указанного выше уведомления (л.д. 187), в связи с чем в силу ст. 68 ГПК РФ данное обстоятельство не подлежит доказыванию.

Доводы апелляционной жалобы в той части, что при непроведении ответчиком работ по прекращению подачи газа в течение 20 дней с момента направления уведомления, обществу необходимо направить повторное уведомление, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

Не свидетельствует о незаконности постановленного судебного акта и нарушении прав ФИО1 на получение информации, доводы апелляционной жалобы об отсутствии в акте проверки от 18 июля 2016 года информации о последствиях отсутствия оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше отсчетного устройства, поскольку указанные выше Правила поставки газа содержат сведения, подлежащие фиксации в акте и не возлагают на проверяющего обязанность разъяснения потребителю о необходимости выполнения с его стороны каких-либо конкретных действий.

Являются необоснованными доводы жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях, связанных с принятием к производству суда искового заявления, учитывая, что исковое заявление по форме и содержанию соответствует положениям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: