ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2750/17 от 22.08.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Рожкова Н.В. Дело № 33-2750/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 августа 2017 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Винеля А.В.,

судей: Ивановой М.Ю., Мацкив Л.Ю.,

при секретаре Будяковой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение <данные изъяты> районного суда Смоленской области от 04.05.2017.

Заслушав доклад судьи Ивановой М.Ю., объяснения истицы ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру общей площадью 46,6 кв.м., жилой – 27,5 кв.м., расположенную по адресу: ... в/ч д...

В обоснование иска, с учетом уточненных требований, указала, что ФИО1 проживает в спорной квартире на основании ордера № 112 от 24.05.1988, выданного Министерством обороны СССР (КЭЧ Ржевского района Московского военного округа), вместе с сыном ФИО3 (не намерен принимать участия в приватизации). С момента вселения в спорную квартиру и по настоящее время истица исполняет обязанности нанимателя жилого помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ, на основании этого полагает, что на занимаемое жилое помещение распространяются условия договора социального найма. Считает, что факт отсутствия спорного жилого помещения в реестре муниципального имущества, реестре государственного имущества Смоленской области, реестре федерального имущества сам по себе не может служить основанием для отказа в защите права на приватизацию квартиры.

Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 22.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Определениями Смоленского районного суда Смоленской области от 21.12.2016 и 24.01.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ.

Истица ФИО1, ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение г. Смоленска, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, представили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В отзыве ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (л.д.15 т.1) указано, что спорное жилое помещение в реестре федерального имущества числится как имущество, заявленное правообладателем -учреждением, подведомственным МО РФ - ФГКУ «Ржевская КЭЧ» МО РФ. Министерство обороны РФ наделено полномочиями по распоряжению спорным жилым помещением. При наличии основания для приватизации, установленных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 N 1541-1, и отсутствия претензий на имущество со стороны учреждения, собственника в лице МО РФ, требования могут быть удовлетворены.

ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области представлены письменные возражения относительно исковых требований (л.д.62,80 т.1), в которых указано, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. Собственником спорного жилого помещения является Министерство обороны РФ. Уполномоченным органом, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны РФ организациями, является Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через структурные подразделения, являющиеся правообладателями соответствующих объектов недвижимости. Жилой дом по адресу: ... в/ч д...., в рамках приказа Министра обороны РФ №1781 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» состоит на балансовом учете ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. На момент предоставления истцам вышеуказанного жилого помещения военный городок №1 являлся закрытым военным городком и исключен из списка таковых распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 №1779-р, то есть спорное жилое помещение предоставлялось как служебное жилое помещение, в связи с этим оснований для признания права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации не имеется.

В отзыве ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.67-69 т.1) просит в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что нет документов подтверждающих предоставление спорной квартиры для постоянного пользования, а не как служебной.

В возражениях на исковое заявление представитель Министерства обороны РФ ФИО4 (л.д.194-196 т.1) указал, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не принималось, истица не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось. Спорная квартира располагалась в военном городке, соответственно не могла быть предоставлена в бессрочное пользование по той причине, что закрепление жилой площади в военных городках за военным ведомством направлено для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, а также рабочих и служащих, работающих в воинских частях, в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Решением <данные изъяты> районного суда Смоленской области от 04.05.2017 в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации отказано.

В апелляционной жалобе представитель истицы ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность состоявшегося решения, ввиду недоказанности выводов суда об определении статуса спорной квартиры как служебной.

От ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ поступили возражения на апелляционную жалобу истицы, в которых они просят решение Смоленского районного суда Смоленской области от 04.05.2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области, Министерство обороны РФ ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Администрация <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, учитывая нормы ч.ч. 3,4 ст. 167, 327 ГПК РФ, судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда находит обжалуемое решение подлежащим отмене.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76 –ФЗ военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Таким законом, на основании которого вышеуказанная категория граждан имеет право получить безвозмездно в собственность занимаемые жилые помещения, является Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о приватизации). Из содержания вышеуказанной нормы Федерального закона следует, что не могут быть переданы в собственность служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках.

В силу статьи 1 Закона о приватизации приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

По смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона о приватизации).

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)

Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту - ЖК РСФСР), действовавшей на момент возникновения спорных отношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (ст.104 ЖК РСФСР).

Согласно ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до 01.03.2005) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Действовавшим на момент предоставления ФИО5 (супруг ФИО1) спорной квартиры приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 288 было установлено, что заселение служебных жилых помещений производится после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось, что ФИО5 (до 09.03.1997), ФИО1, ФИО3 проживают в спорной квартире по адресу: Смоленская область Смоленский район <данные изъяты> сельское поселение д. ... в/ч ... с и зарегистрированы с 28.05.1987, по настоящее время, право приватизации не использовали.

Указанная квартира была предоставлена семье военнослужащего ФИО5, состоящей из трех человек: жена ФИО1, сын ФИО3 на основании ордера № 112 от 24.05.1988, в котором отсутствует отметка «служебный». ФИО5 09.03.1997 умер.

По данным Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» общая площадь квартиры составляет 46,6 кв. м, жилая – 27,5 кв.м.

Спорное жилое помещение не приватизировано, в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципального имущества города Смоленска, МО «<данные изъяты> район» Смоленской области, МО «<данные изъяты> сельского поселения» Смоленского района Смоленской области не числится, в ЕГРП сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют.

Определяя статус спорной квартиры, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку спорная квартира на момент предоставления находилась на территории закрытого военного городка, весь жилищный фонд которого имеет статус служебного жилья (независимо от государственной регистрации такого права), квартира могла быть предоставлена ФИО5 только в качестве служебного жилого помещения, и пришел к выводу об отказе в иске, поскольку истица занимает служебное жилое помещение, не подлежащее приватизации.

Между тем, с таким выводами нельзя согласиться ввиду недоказанности приведенных обстоятельств и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении.

Так, из материалов дела следует, что выданный ФИО5 ордер № 112 от 24.05.1988 на спорную квартиру не содержит отметок о том, что предоставляемое жилое помещение является служебным; форма ордера не соответствует форме ордера на служебное жилое помещение, установленной Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР».

Постановлением главы муниципального образования «<данные изъяты> район» № от 06.12.2000 перечень квартир домов № 28, 29, 30, 31, находящихся на территории военного городка, отнесены к служебным, спорная квартира в этот список не включена.

Договор найма служебного жилого помещения в отношении данной квартиры не заключался.

Отнесение д. Старые Батеки Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России» к числу закрытых военных городков в 2000 году, то есть после предоставления спорной квартиры ФИО5, не влияет на правовую природу правоотношений, возникших между сторонами; сведений о том, что на момент предоставления ФИО5 спорной квартиры д.Старые Батеки имела статус закрытого военного городка, ответчиком представлено не было. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 № 1779-р д. ... была исключена из перечня закрытых военных городков (л.д. 195 т. 1).

Таким образом, обязательное решение компетентного органа о включении спорного жилого помещения в число служебных, а также иные доказательства, подтверждающие статус спорной квартиры как жилого помещения специализированного жилищного фонда в материалы дела не представлены.

В силу требований ч.1 ст.15 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшей на момент предоставления ФИО6 спорной квартиры, государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва на военную службу (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии со ст. 23 п. 5 вышеуказанного закона - семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с соответствующими предприятиями, учреждениями или организациями.

Следовательно, исходя из положений приведенных норм, ФИО5 и члены его семьи имели право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма.

При этом, при проживании в служебном жилом помещении, после смерти ФИО5, члены его семьи, являлись бы необеспеченными жилой площадью и состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях.

С момента вселения истица с сыном постоянно проживали в спорной квартире, ранее право приватизации не использовали.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3, представлено заявление о том, что он не возражает против удовлетворения требований истца, от права приватизации спорной квартиры отказывается.

Жилой дом, где расположена спорная квартира, числится в реестре федерального имущества ТУ Росимущества в Тверской области, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Минобороны РФ, которое ликвидируется путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, являющегося структурным подразделением Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время дом состоит на балансовом учете ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

17.11.2008 указом Президента России «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны России было официально определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил России и подведомственных организаций.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для реализации данных полномочий в военном ведомстве был создан Департамент имущественных отношений, который Приказом Министра Обороны N 355 от 30.04.2009 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» наделен полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении Минобороны РФ.

Поскольку спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, состоит на балансовом учете ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ структурного подразделения Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ- уполномоченный орган, осуществляющий управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны РФ организациями, названные юридические лица являются надлежащими ответчиками по делу.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в признании за истицей права пользования спорной квартирой на условиях социального найма и права собственности на жилое помещение на основании ст.2 Закона о приватизации, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.

Учитывая изложенное, на основании п.2, п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение- квартиру № 6, расположенную по адресу: ...... в/ч , д. ..., общей площадью 46,6 кв.м., в том числе жилой 27,5 кв.м., в порядке приватизации, к остальным ответчикам в иске следует отказать.

Руководствуясь п.2 ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение <данные изъяты> районного суда Смоленской области от 04 мая 2017 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на квартиру № 6, расположенную по адресу: ..., общей площадью 46,6 кв.м., в том числе жилой 27,5 кв.м., в порядке приватизации.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение в Смоленской области, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ отказать.

Председательствующий

Судьи