ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2750/2021 от 01.09.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Гуслина Е.Н. Дело № 33-2750/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Величко М.Б., Радикевич М.А.

при секретаре Крючковой А.Е.,

помощнике судьи К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя истца Пожиловой Ирины Владимировны Пожилова Дмитрия Александровича на решение Северского городского суда Томской области от 29 июня 2021 года

по гражданскому делу № 2-508/2021 по иску Пожиловой Ирины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» о признании бездействия нарушающим права потребителя, возложении обязанности разместить информацию, произвести перерасчёт платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) по оказанию услуг по управлению и содержанию многоквартирного дома, взыскании судебной неустойки, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Пожиловой И.В. Пожилова Д.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Пожилова И.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» о признании бездействия по обслуживанию многоквартирного дома, выразившееся в неразмещении информации на информационной доске в подъезде № 4 многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, нарушающим права потребителя Пожиловой И.В. на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, возложении обязанности в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда на информационной доске в подъезде № 4 многоквартирного дома по вышеназванному адресу разместить информацию, определенную подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а именно: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адрес и номер телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31 (1) настоящий Правил; о размере тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; об информации о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны; о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, а также недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации в отношении жилых домов (домовладений) для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, технического обслуживания и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) прибора учета электрической энергии, расположенного в таком помещении, в случаях, предусмотренных разделом VII настоящих Правил; о показателях качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о наименовании, адресах и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информации об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): о сведениях о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки,

о возложении обязанности в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда на информационной доске в подъезде № 4 многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, разместить информацию, определенную подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, а именно: сведения о наименовании (фирменном наименовании) управляющей организации, о номере лицензии, о сроке действия лицензии, информация об органе, выдавшем лицензию, об адресе местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, о режиме работы, информация о днях и часах приема, об адресе официального сайта управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об адресе официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет»; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийных служб ресурсоснабжающих организаций,

о возложении обязанности составить акт о ненадлежащем оказании услуг - недоведении до сведения потребителя Пожиловой И.В. необходимой и достоверной информации, предусмотренной подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, и подп. «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/,

о возложении обязанности произвести Пожиловой И.В. перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) за период с 22.12.2020 до исполнения обязанности по размещению в соответствии с действующим законодательством информации в связи с недоведением до сведения Пожиловой И.В. необходимой и достоверной информации, предусмотренной вышеназванными нормами,

о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб., судебной неустойки в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, расходов по оплате нотариального оформления свидетельства о государственной регистрации права в размере 100 руб., расходов по оплате почтовых услуг в размере 226,87 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником квартиры в доме по адресу: /__/, управление которым осуществляет ООО «ЖЭУ-4». 18.12.2020 и 21.12.2020 при осмотре помещения (четвертого подъезда) общего пользования многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в котором на лестничной клетке между первым и вторым этажом размещена доска информации, установлено, что до ее сведения как потребителя не доведена в наглядной и доступной форме необходимая и достоверная информация, предусмотренная подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, и подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. В этой связи 24.12.2020 ее представитель Пожилов Д.А. посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства обратился в ООО «ЖЭУ-4» с заявлением, где просил составить акт о ненадлежащем оказании услуг – недоведении до сведения потребителя необходимой и достоверной информации, предусмотренной в вышеуказанных Правилах. ООО «ЖЭУ-4» посредством Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства предоставило ответ (исх. от 18.01.2021 № 54), в котором указало, что в ближайшее время планирует замену устаревших информационных стендов, размещенных внутри подъездов многоквартирного дома по /__/. Таким образом, ООО «ЖЭУ-4», будучи исполнителем жилищно-коммунальных услуг, не предоставило ей как потребителю необходимую и достоверную информацию о коммунальных услугах. Полагает, что ООО «ЖЭУ-4» нарушило ее право на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, и причинило ей этим моральный вред.

Определением суда от 29.06.2021 принят отказ представителя истца от исковых требований к ООО «ЖЭУ-4» в части возложении обязанности в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда на информационной доске в подъезде № 4 многоквартирного дома по адресу: /__/, разместить информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; об адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31(1) настоящих Правил; в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;

в части возложения обязанности на ООО «ЖЭУ-4» в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда на информационной доске в подъезде № 4 указанного многоквартирного дома разместить информацию: сведения о наименовании (фирменном наименовании) управляющей организации, о номере лицензии, о сроке действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, об адресе местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, о режиме работы, информация о днях и часах приема, об адресе официального сайта управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об адресе официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет»; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, с прекращением производства по делу в указанной части.

Определением суда от 29.04.2021 к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество «Единый расчетно-консультационный центр» (далее АО «ЕРКЦ»).

Дело рассмотрено в отсутствие истца, его представителя, представителя ответчика, третьего лица.

Ранее в судебном заседании представитель истца Пожилов Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что 18.12.2020 и 21.12.2020 истцом было обнаружено отсутствие информации на досках объявлений снаружи и внутри подъезда, в котором она проживает. 24.12.2020 посредством ГИС истец обратилась в ООО «ЖЭУ-4» и просила составить акт о ненадлежащем оказании услуг и устранить недостатки. Представитель ответчика указывает, что требования истца удовлетворены, необходимая информация по инициативе ответчика может быть указана в договоре, на сайте сети Интернет, досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя, доступных потребителю, информационных досках как внутри подъездов, так и около них, и утверждает, что управляющая организация разместила полный перечень информации в здании самой управляющей организации, тем самым, исполнив свои обязанности по управлению многоквартирным домом. Однако, по мнению представителя истца, исходя из формулировки в нормативных Правилах данная информация должна быть размещена исполнителем не по своему выбору одним из вышеперечисленных способов, а как в договоре, так и в помещении организации, и на информационных досках внутри и около подъезда. Сторона ответчика неверно толкует требования законодательства, информация, предусмотренная подп. «п» п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и подп. «б» п. 31 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» не была размещена в полном объеме на информационных досках, расположенных внутри подъезда № 4 многоквартирного дома по адресу: /__/, между 1 и 2 этажом, а также с правой стороны снаружи 4 подъезда этого дома. 18.01.2021 сотрудниками организации был осуществлен выход на место многоквартирного дома, однако никто из собственников квартир приглашен не был. Лица, указанные в актах в качестве собственников квартир, могли быть заинтересованными лицами. Стороной ответчика не были предприняты меры для надлежащего уведомления истца о предстоящем осмотре информационных досок, соответственно при осмотре и составлении актов истец не присутствовала. 19.01.2021 истцу был направлен ответ ответчика, что они планируют заменить информационную доску. В акте осмотра от 19.01.2021 содержатся сведения о размещении необходимой информации на досках объявлений как внутри, так и снаружи дома, в котором проживает истец, однако не указано, в каких именно подъездах многоквартирного дома был произведен осмотр, в том числе приложенные фотографии подтверждают, что необходимая информация отсутствует на информационных досках. Из акта осмотра от 05.03.2021 не следует, какой конкретный перечень информации, предусмотренный законодательством, был размещен на информационных досках, нет ссылки на постановление Правительства РФ № 354, соответственно информация, указанная в постановлении, не была размещена на информационной доске внутри и около подъезда. Несмотря на то, что проверка проводилась по заявлению истца, ни на один осмотр она не была приглашена. Собственник квартиры многоквартирного дома вправе проверять надлежащее исполнение организацией своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, однако истца отстранили от контроля над таким исполнением. Перерасчет, осуществленный за март 2021 года, произведен не в полном объеме, должен быть в ином размере. В требования истца входило произвести перерасчет за декабрь 2020 года. Факт ненадлежащего оказания услуг по размещению информации подтверждает сам ответчик в своих актах. Поскольку на сегодняшний день в полном объеме не размещена необходимая информация на информационных стендах, компенсация морального вреда в размере 15000 рублей является обоснованной. Судебная неустойка предусмотрена действующим законодательством. Расходы по оплате оформления нотариального свидетельства о государственной регистрации являются обязательными расходами, поскольку без представления таких доказательств истец не смогла бы обратиться в суд за защитой нарушенного права, равно как и расходы по оплате почтовых услуг.

Представитель ответчика Севрюкова Н.В., участвуя ранее в судебных заседаниях, исковые требования не признала. Указала, что согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2016 № 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора, для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Утверждение представителя истца о том, что граждане, осуществляющие осмотр, являлись заинтересованными лицами, в судебном заседании не нашло своего подтверждения. Факт того, что истец была заявителем, не обязывает их привлекать именно ее к участию в осмотре общего имущества. Однако в квартиру истца тоже стучались, дверь никто не открыл. Акты осмотра составляли лица, уполномоченные на это должностной инструкцией. То, что в актах отражены сведения о наличии соответствующей информации в подъезде, означает, что такая информация была размещена во всех подъездах многоквартирного дома. Акты осмотра от 18.01.2021, 19.01.2021, 11.02.2021 и 05.03.2021 составлены с соблюдением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 491. На информационных досках размещены именно те сведения, которые установлены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». 11.02.2021 был составлен акт осмотра, из которого следовало, что информационная доска была заменена, однако информация на ней осталась в том же объеме, что и отражено в акте осмотра от 19.01.2021. На заявление истца отреагировали незамедлительно. Отметка на ее заявлении стояла 25.12.2020. Согласно п. 36 постановления Правительства РФ № 416 срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).Ответ истцу на ее обращение был дан своевременно, как и осуществлен выход к многоквартирному дому. Управляющая компания обнаружила факт размещения неполной информации 18.01.2021 и восполнила эту информацию 19.01.2021. Полагает, что права истца были нарушены лишь 1 день, нарушение заключается в отсутствии на досках объявлений внутри и около подъезда, где проживает истец, информации, предусмотренной подп. «б» п. 31 постановления Правительства № 416. 19.01.2021 инженеры управляющей компании пригласили собственников жилых помещений на осмотр общего имущества, составили акт о том, что вся необходимая информация была размещена, сделали фотографии. Впоследствии истцу был сделан перерасчет. Постановление Правительства Российской Федерации № 491 предусматривает способ перерасчета, ими был взят тариф, действующий на тот момент, рассчитали сумму применительно к площади квартиры истца, и вычислили определенную сумму, что подтверждается платежным документом за март 2021 года. По состоянию на 2015 год и на сегодняшний день действует единый перечень тарифов. В едином платежном документе истца отражен тариф. В ГИС ЖКХ в открытом доступе имеется данный перечень, в котором содержится отдельная строка - услуга управления. В постановлении Правительства РФ № 491 предусмотрен механизм применения перерасчета. Поскольку сторона истца требует произвести перерасчет, то с ее стороны должен быть представлен расчет. Ответчик представил перерасчет за 1 день нарушения прав истца и приложил формулу к возражениям на иск, таким образом, удовлетворили исковые требования истца в части. Что касается сведений об аварийно-диспетчерском обслуживании ресурсоснабжающей организацией, то такое обслуживание осуществляет круглосуточно УК «Техсервис», данная информация имеется на стендах, что подтверждается фотографиями, указан ее адрес и контактный телефон. 18.01.2021 данная информация также была размещена. Информация размещается там, где и положено в соответствии с действующим законодательством и в достаточном объеме, обновляется своевременно. В своей деятельности ответчик руководствуется постановлениями Правительства РФ № 354, № 290 и № 416. Расчет платы за содержание многоквартирного дома в части оплаты по размещению информации на информационных досках осуществляет ООО «ЖЭУ-4» по агентскому договору.

Решением Северского городского суда Томской области от 29.06.2021 исковые требования Пожиловой И.А. к ООО «ЖЭУ-4» оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Пожиловой И.В. Пожилов Д.А. просит решение суда отменить, приняв новое – об удовлетворении требований иска.

Излагает обстоятельства, указанные в первоначальном исковом заявлении, обращает внимание на то, что информация, предусмотренная подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, и подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, должна быть размещена на постоянной основе на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома.

Полагает, что акты осмотра имущества от 18.01.2021, от 19.01.2021, от 11.02.2021 не являются доказательствами факта устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, так как в нарушение п. 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах ответчик не согласовал с истцом время осуществления проверки, не обеспечил возможность принять участие в данных осмотрах как истца, так и государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественному объединению потребителей, составил акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, не предоставив стороне истца возможности его подписания.

В отсутствии надлежащих актов проверки считает, что период нарушения ООО «ЖЭУ-4» качества коммунальной услуги по содержанию и текущему ремонту продолжается и по настоящее время, поэтому основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению в наглядной и доступной форме информации, предусмотренной в вышеназванных Правилах, не отпали.

В возражениях с дополнениями на апелляционную жалобу ООО «ЖЭУ-4» с доводами истца, указанными в жалобе, не согласно, считает решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика ООО «ЖЭУ-4» и третьего лица АО «Единый расчетно-консультационный центр».

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается собственниками помещений дома; одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Статьями 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

В соответствии с подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31(1) настоящих Правил; размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны; порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, а также недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации в отношении жилых домов (домовладений) для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, технического обслуживания и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) прибора учета электрической энергии, расположенного в таком помещении, в случаях, предусмотренных разделом VII настоящих Правил; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки.

Согласно подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О Порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что 24.12.2020 представитель Пожиловой И.В. Пожилов Д.А. обратился в управляющую компанию ООО «ЖЭУ-4» с заявлением, в котором просил составить акт о ненадлежащем оказании услуг – недоведении до сведения потребителя Пожиловой И.В. необходимой и достоверной информации, предусмотренной подп. «б» и подп. «п» пунктов 31 вышеуказанных Правил и ненадлежащем оказании услуг по содержанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, обеспечить незамедлительное размещение на лестничной клетке между первым и вторым этажом четвертого подъезда и около входной двери четвертого подъезда многоквартирного дома доски информации с необходимой и достоверной информацией, произвести Пожиловой И.В. перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в связи с недоведением до сведения Пожиловой И.В. необходимой и достоверной информации, изложенной в вышеуказанных Правилах.

Ответчиком при рассмотрении заявления Пожиловой И.В. 18.01.2021 произведен осмотр информационных досок объявлений, расположенных внутри подъездов и на фасаде дома по адресу: /__/, составлены акты, согласно которым на наружных досках объявлений отсутствует информация о номере лицензии, сроке действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации в сети «Интернет», адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет», контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; на внутриподъездных досках объявлений отсутствует информация о наименовании управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации в сети «Интернет», адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет», контактные телефоны управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы (кроме подъездов № 1,2,4), и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций (л.д. 106-110).

19.01.2021 ответчиком с участием собственников помещений многоквартирного дома составлены акты осмотра общего имущества, согласно которым нарушения, установленные 18.01.2021 и указанные в соответствующих актах, устранены, информация, отсутствовавшая на досках объявлений, размещена (л.д. 111-112).

АО «ЕРКЦ» на основании письма ООО «ЖЭУ-4» произвело перерасчет платы за содержание жилого помещения Пожиловой И.В. за январь 2021 года в размере 5 руб., что подтверждается письмом от 05.03.2021 № 452 и отражено в платежном документе за март 2021 года, составленном АО «ЕРКЦ».

С учетом указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела от истца поступило заявление об отказе от части требований, поскольку они удовлетворены ответчиком в добровольном порядке.

Вместе с тем, по мнению истца, кроме той информации, которую ответчик разместил на досках объявлений 19.01.2021, им там же должна быть размещена и остальная информация, указанная в подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Судебная коллегия, рассматривая данный довод апелляционной жалобы, полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные выше Правила предусматривают возможность управляющей организации выбирать способ исполнения своей обязанности по размещению необходимой информации любым из указанных способов: путем размещения информации на досках объявлений, в сети Интернет на сайте управляющей компании, на сайте ГИС ЖКХ.

Позиция истца о том, что информация должна быть размещена во всех средствах информирования, основана на неверном толковании Правил.

Как следует из возражений (дополнительных) ответчика на апелляционную жалобу Пожиловой И.А., вся информация, предусмотренная подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размещена: с 2016 года по настоящее время на доске объявлений (информационном стенде), расположенной в помещении ответчика по адресу: /__/; с марта 2020 г., с учетом ограничений, установленных распоряжением Губернатора Томской области № 156-ра от 18.03.2020, снаружи здания ответчика по вышеуказанному адресу на информационном стенде; с 01.07.2017 по настоящее время в ГИС ЖКХ на странице ответчика; с 2016 года на сайте исполнителя в сети Интернет.

С учетом изложенного судебная коллегия, как и суд первой инстанции, приходит к выводу о том, что ответчиком до сведения потребителя Пожиловой И.В. надлежащим образом доведена информация, предусмотренная подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», подп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О Порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», путем ее размещения на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома по адресу: /__/ снаружи дома, а также путем размещения на сайте Интернет.

Доказательства того, что истец обращалась к ответчику с требованием о предоставлении какой-либо информации, указанной в подп. «б» и «п» п. 31 Правил, и она не была предоставлена ей, в материалах дела отсутствуют. Заявление о размещении информации на доске объявления в подъезде, где истец проживает, было удовлетворено в короткие сроки.

О том, что отсутствием данной информации на информационной доске в подъезде дома истец лишилась каких-то благ либо не смогла реализовать какие-либо права, то есть для нее наступили неблагоприятные последствия, ею не представлено. Указанную информацию истец при необходимости в ней могла получить в любое время на сайте управляющей компании.

С учетом всех обстоятельств по делу оснований полагать о нарушении прав истца со стороны ответчика не имеется, обязанность по размещению информации исполнялась ответчиком надлежащим образом, в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении требований истца об обязании ответчика разместить информацию на доске объявлений в подъезде №4 многоквартирного дома по адресу: /__/ в удовлетворении производных от него требований о возложении обязанности составить акт о ненадлежащем оказании услуг; произвести Пожиловой И.В. перерасчет платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) за период с 22.12.2020 до исполнения обязанности по размещению в соответствии с действующим законодательством информации, о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб., судебной неустойки в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, расходов по оплате нотариального оформления свидетельства о государственной регистрации права в размере 100 руб., расходов по оплате почтовых услуг в размере 226,87 руб.

Довод апелляционной жалобы о том, что акты осмотра имущества от 18.01.2021, от 19.01.2021, от 11.02.2021 не являются доказательствами факта устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, так как в нарушение п. 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах ответчик не согласовал с истцом время осуществления проверки, не обеспечил возможность принять участие в данных осмотрах как истца, так и государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественному объединению потребителей, составил акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, не предоставив стороне истца возможности его подписания, отклоняется в связи со следующим.

Согласно п. 113 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

Как следует из общих положений данных Правил, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, предоставление информации к коммунальному ресурсу не относится. Соответственно, обязанности составлять акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, с участием собственника у ответчика не имелось.

Вместе с тем, ООО «ЖЭУ-4» с участием собственников помещений жилого дома были составлены акты осмотра имущества от 18.01.2021, от 19.01.2021, от 11.02.2021, данные акты подписаны членами комиссии, не доверять им у суда оснований не имелось, с учетом также того, что истцом признан факт размещения указанной в данных актах информации, в связи с чем заявлен отказ от части иска.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца. Являясь законным и обоснованным, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Пожиловой Ирины Владимировны Пожилова Дмитрия Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи