Дело № 33-2752/2015
апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Киселёвой Л.В. | |
судей: Шаламовой И.А., Пятанова А.Н. | |
при секретаре: Самороковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области принять решение о выборе для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......> основного вида разрешенного использования «для размещения многоэтажной жилой застройки» и обеспечить внесение данных изменений в государственный кадастр недвижимости и обеспечить внесение данных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области внести изменение в договор аренды земельного участка от 27.10.2014 № <.......> в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, а именно: изменить указанное в договоре аренды разрешенное использование земельного участка с «для размещения объектов социального обслуживания населения, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон» на «для размещения многоэтажной жилой застройки».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Киселёвой Л.В., объяснение представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об обязании принять решение о выборе для земельного участка с кадастровым номером <.......> основного вида разрешенного использования «для размещения многоэтажной жилой застройки» и обеспечить внесение данных изменений в государственный кадастр недвижимости: внесении изменения в договор аренды земельного участка от 27.10.2014 г. № <.......> в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <.......>: а именно изменить разрешенное использование земельного участка на «для размещения многоэтажной жилой застройки».
Требования мотивированы тем, что в соответствии с договором аренды от 27.10.2014 г. ему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 10524 кв.м., расположенный по адресу: <.......>, с кадастровым номером <.......>, имеющий разрешенное использование - для размещения объектов социального обслуживания населения, при этом территория в границах земельного участка с данным кадастровым номером отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1. В соответствии с проектом планировки территории, данная территория предназначена для размещения многоэтажной жилой застройки. Таким образом, изменение разрешенного использования земельного участка на основной вид разрешенного использования земельных участков для зоны Ж-1 - «для размещения многоэтажной жилой застройки» позволит привести разрешенное использование земельного участка в соответствии с Правилами застройки г. Тюмени и обеспечить его оптимальное использование. Однако письмом от 17.12.2014 г. в изменении разрешенного использования земельного участка отказано. Считает данный ответ необоснованным и незаконным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ он вправе выбирать один из видов разрешенного использования земельного участка для территориальной зоны Ж-1 без дополнительных разрешений и согласований, а также полагает, что с учётом положений Земельного кодекса РФ необходимости проведения торгов в отношении указанного земельного участка с учётом изменения разрешенного использования не требуется, поэтому ответ Департамента имущественных отношений Тюменской области нарушает его права.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что суд не применил ст.30.1 Земельного кодекса РФ, подлежащую применению. Указывает, что предоставление земельного участка для строительства многоквартирных жилых домов осуществляется по итогам аукциона. Аукцион в отношении данного земельного участка не проводился. Осуществление жилищного строительства на земельном участке, предоставленном в обход установленной процедуры, не допускается в силу п.1, 2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ. В связи с чем, изменение вида разрешённого использования на вид разрешённого использования «для размещения многоэтажной жилой застройки» без проведения торгов не допускается.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 27 октября 2014 года между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <.......>, площадью 10524 кв.м., с кадастровым номером <.......> для размещения объектов социального обслуживания населения на срок с 22.10.2014 года по 21.09.2019 года. Данный договор прошел государственную регистрацию (л. д. 9-10).
На основании решения Тюменской городской Думы от 29.08.2013 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени» № 154, территория в границах арендуемого истцом земельного участка отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1, что не оспаривается Департаментом.
01.12.2014 года истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением об изменении разрешенного использования данного земельного участка с: «для строительства объектов социального назначения» на разрешенное использование: «для размещения многоэтажной жилой застройки» со ссылкой, что спорный земельный участок располагается полностью в зоне, предназначенной для застройки многоэтажными жилыми домами. Однако, ответом от 17.12.2014 года ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка со ссылкой на положения статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с указанием на то, что представление данного земельного участка с требуемым истцом разрешенным использованием без проведения торгов не представляется возможным (л.д.7, 8).
Удовлетворяя требования истца и возлагая на ответчика обязанность внести изменения в договор аренды земельного участка суд пришел к выводу, что право аренды земельного участка уже имеется, в настоящее время договор не расторгнут, недействительным не признан, следовательно довод Департамента имущественных отношений Тюменской области о необходимости проведения торгов в связи с изменением разрешенного использования является необоснованным.
Достаточных оснований не согласиться с данным выводом суда не имеется.
Так, согласно статье 16 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154 размещение многоэтажной жилой застройки относится к основным видам разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу ч.3 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с ч.1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент рассмотрения дела в суд) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Часть 2 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает, что истец, являясь арендатором спорного земельного участка, вправе его осваивать в соответствии с существующими градостроительными регламентами, которые предусматривают в зоне нахождения участка размещать многоэтажную жилую застройку. При этом следует учитывать то обстоятельство, что площадь находящегося у истца в аренде земельного участка допускает такое строительство.
Доказательств того, что требования истца об изменение вида разрешенного использования арендуемого им земельного участка, повлечет нарушение прав иных лиц, либо входит в противоречие с существующими градостроительными регламентами, стороной ответчика не представлено.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды, по мнению судебной коллегии, также не является поводом к отмене решения, поскольку Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривают возможность освоения данного земельного участка в целях размещения многоэтажной жилой застройки. Кроме того, в случае изменения характеристик земельного участка при изменении вида разрешенного использования, стороны договора аренды не лишены возможности изменений его условий по указанным обстоятельствам.
Кроме того, при изменении вида разрешенного использования земельного участка истец, являясь законным правообладателем спорного земельного участка на правах арендатора, получит возможность использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель, к которой он относится.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что недопустимо осуществление жилищного строительства на земельном участке, предоставленном в обход установленной процедуры – аукциона, судебная коллегия находит несостоятельным в силу того, что, как правильно указал суд первой инстанции, договор аренды земельного участка от 27 октября 2014 года, в настоящее время является действующим, не расторгнут, никем не оспорен, недействительным не признан, то есть, поскольку, спорный земельный участок не является свободным, поэтому процедура проведения аукциона к нему не может быть применима.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: