Дело № 33-2763 судья Заря А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 августа 2019 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Абросимовой Ю.Ю., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Балакиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Донского городского суда Тульской области от 5 июня 2019 года по иску ФИО1 к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отдела социальной защиты населения по г. Донскому об обязании присвоения звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отдела социальной защиты населения по г. Донскому об обязании присвоения звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований ссылался, что является пенсионером по старости с 10.02.2011, имеет трудовой стаж свыше 40 лет. 17.04.2018 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив награду – почетную грамоту ОАО «Россевзапстрой». выданную ему за многолетнюю и плодотворную работу в области строительства, высокий профессионализм, большой личный вклад в развитие отрасли, на основании постановления №21 от 23.07.1999 ОАО «Россевзапстрой». Однако, решением ответчика №241 от 20.04.2018 в присвоении звания «Ветеран труда» ему было отказано со ссылкой на то, что выданная награда не относится к ведомственным наградам и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». С отказом не согласен, просил суд обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его представитель адвокат Тарасова И.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН ТО по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в виду отсутствия правовых оснований.
Суд постановил решение, которым отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Тульской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
(п. 1 в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 №40-ЗТО)
1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
(п. 1-1 введен Законом Тульской области от 01.06.2016 №40-ЗТО)
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, представляют следующие документы:
1) подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
(п. 1 в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 №40-ЗТО)
2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
(п. 2 в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 №40-ЗТО)
3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Только в случае награждения работника за особые трудовые заслуги закон предусматривает возможность присвоения гражданину звания «Ветеран труда». Награждение при иных обстоятельствах не может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
При рассмотрении спора судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, имеет трудовой стаж более 40 лет.
13.08.1999 в период осуществления трудовой деятельности в строительном управлении №8 треста «Новомосковскпромстрой» (трест «Новомосковскхимстрой», строительное управление №8 ОАО «Новомосковскхимстрой», строительное управление №8 филиал ОАО «Новомосковскхимстрой») награжден почетной грамотой ОАО «Россевзапстрой» за многолетнюю и плодотворную работу в области строительства, высокий профессионализм, большой личный вклад в развитие отрасли и в связи с празднованием профессионального праздника –Дня строителя на основании постановления от 23.07.1999 №21 ОАО «Россевзапстрой».
17.04.2018 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Решением №241 от 20.04.2018 в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что выданная награда не относится к ведомственным наградам и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Не согласившись с данным отказом истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данные требования, проанализировав нормы законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленная истцом награда - почетная грамота ОАО «Россевзапстрой» не является ведомственным знаком отличия в труде, ввиду того, что ОАО «Россевзапстрой» не входило в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а являлось коммерческой организацией и не обладало полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде в сфере строительной системы Российской Федерации.
Так, открытое акционерное общество «Россевзапстрой» в силу положений ч.1 ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу) являлось коммерческой организацией, не входящей в систему органов государственной власти; сведения о том, что ОАО «Россевзапстрой» были переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
На момент награждения ФИО1 почетной грамотой ОАО «Россевзапстрой» (13.08.1999), государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, градостроительства, архитектуры, жилищной политики, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно - коммунального хозяйства и его реформирования, а также регулирование и контроль оценочной деятельности в области строительства и жилищно - коммунального хозяйства в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.01.1999 №95 председатель Госстроя России:
- представляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, особо отличившихся федеральных государственных служащих и работников Госстроя России, работников строительной отрасли и жилищно - коммунального хозяйства к награждению государственными наградами Российской Федерации;
- учреждает в установленном порядке ведомственные награды, утверждает положения об этих наградах и их описания, награждает работников, занятых в сфере строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно - коммунальном хозяйстве, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами.
В настоящее время этими полномочиями наделено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) в соответствии с Положением «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденным Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1038, пунктом 6.3 которого установлено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Ввиду того, что ОАО «Россевзапстрой» не входило в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а являлось коммерческой организацией и не обладало полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде в сфере строительной системы Российской Федерации, вывод суда первой инстанции о том, что почетная грамота ОАО «Россевзапстрой» не является ведомственным знаком отличия в труде и не подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания федерального значения «Ветеран труда», судебная коллегия признает правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Ссылку истца на разъяснение Департамента социальной защиты населения Администрации Тульской области от 27.06.2002 №38-07/287 нельзя признать обоснованной, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом.
Доводы истца в апелляционной жалобе сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Донского городского суда Тульской области от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи