ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2765/20 от 10.11.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Карабатова Е.В. Дело № 33-2765/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей: Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.

при секретаре Пензиной О.С.,

помощник судьи C.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 на решение Северского городского суда Томской области от 05 августа 2020 года

по гражданскому делу №2-384/2020 по иску ФИО1 к акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» о возложении обязанности осуществлять плату за жилое помещение и коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами в кассе, предоставлении информации, взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки, судебных расходов,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И.,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Единый расчетно-консультативный центр» (далее – АО ЕРКЦ), в котором в окончательном варианте требований просила:

- обязать ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществлять прием от истца платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО «ЕРКЦ»;

-обязать ответчика в течение 7 (семи) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставление истцу в доступной форме следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей, а также идентификационных номеров налогоплательщика; 3) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 4) способов подачи претензий;

-обязать предоставить информацию о специальном банковском счете для осуществления расчетов с физическими лицами по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг;

-взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., судебную неустойку в размере 50 руб. за каждый день неисполнения решения суда, расходы по оплате услуг по копированию документов в размере 200 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: /__/. Ее представитель ФИО2 обратился в АО ЕРКЦ с заявлением, в котором просил организовать АО ЕРКЦ прием платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от ФИО1 в наличной форме в кассу АО ЕРКЦ и предоставить ФИО1 предусмотренную ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» информацию, указанную истцом в просительной части иска. Согласно ответу АО ЕРКЦ в предоставлении такой информации истцу отказано, поскольку доверенность представителя ФИО2 не предоставляет ему право на запрос информации, размещенной в открытом доступе на официальном сайте АО ЕРКЦ в сети Интернет по адресу: erkc.tomsk-7.ru в разделе «Информация плательщикам». На странице телекоммуникационно-информационной сети «Интернет» (http://erkc.tomsk-7.ru) не размещена информация идентификационных номеров налогоплательщиков – оператора по приему платежей и платежного субагента, о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору АО ЕРКЦ по приему платежей и платежному субагенту. Кроме того, на странице телекоммуникационно-информационной сети «Интернет» (http://erkc.tomsk-ru/informatsiyaplatclschikam/adreskontroliruyuscheisluzhbv) неправильно указан адрес федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. АО ЕРКЦ не выполняет требования, установленные Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а именно не осуществляет прием платежей от физических лиц коммунальных платежей наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО ЕРКЦ, и не предоставляет плательщикам информацию, приведенную в ч. 13 ст. 4 указанного закона. Своим отказом в предоставлении такой информации, а также бездействием, выразившимся в необеспечении возможности ФИО1 производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги путем внесения денежных средств в наличной форме по выбору потребителя, АО ЕРКЦ нарушило права и законные интересы истца, в связи с чем ей причинен моральный вред.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика АО ЕРКЦ ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала возражения на иск. Дополнительно пояснила, что АО ЕРКЦ в соответствии с заключенными агентскими договорами с управляющими и ресурсоснабжающими организациями осуществляет организацию начисления и сбора платы платежей собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах за жилищно-коммунальные и иные услуги. АО ЕРКЦ привлекает для оказания услуг третьих лиц (субагентов). Так, в целях исполнения условий договорных отношений АО ЕРКЦ заключило с АО «Почта России» договор на прием платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, прием оплаты пени. АО «Почта России» в обязательном порядке размещает всю необходимую информацию, предусмотренную законом. Также АО ЕРКЦ заключило с кредитными организациями (банками) договоры по осуществлению переводов денежных средств в валюте Российской Федерации на основе предоставленных реестров, содержащих сведения о плательщиках, платежных документов, поручений плательщиков через все каналы обслуживания физических лиц, включая удаленные. В помещении АО ЕРКЦ установлен терминал для приема платы за жилищно-коммунальные услуги и иные услуги. На стендах АО ЕРКЦ для плательщиков размещена полная информация, подлежащая обязательному размещению, установленная ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Также на сайте АО ЕРКЦ размещена полная необходимая информация. На территории г. Северска размещено несколько почтовых отделений, а также отделений ПАО «Сбербанк», где можно осуществить внесение платы за жилищно-коммунальные и иные услуги. В магазинах и торговых центрах установлены банкоматы кредитных организаций, осуществляющих как наличный, так и безналичный приемы платежей. В связи с чем АО ЕРКЦ в полном объеме исполняет условия договоров, заключенных с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Истцом не представлены доказательства причинения ей физических или нравственных страданий в результате деятельности АО ЕРКЦ.

Обжалуемым решением суд на основании ч. 3 ст. 123 <...> ст. 16.1, ч. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 140, ст. 151, 210, п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ч. 1,п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса <...> ст. 2, п. 1 ст. 3, ч. 1, 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», п. 63, 65 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исковые требования ФИО1 к АО ЕРКЦ оставил без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования ФИО1 к АО ЕРКЦ удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, неправильное определение и недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Полагает, что право выбора способа оплаты коммунальных услуг имеется у потребителя, а не у АО ЕРКЦ. Ответчик обязан, в свою очередь, обеспечить возможность исполнения обязанности потребителя производить оплату потребленных услуг наличными денежными средствами в кассу АО ЕРКЦ. У ФИО1 отсутствовала возможность произвести оплату коммунальных услуг по своему выбору. В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что в АО ЕРКЦ организован прием платежей за коммунальные услуги в кассу АО ЕРКЦ.

Кроме того, в материалах дела отсутствует договор, возлагающий на ФИО1 обязанность производить оплату коммунальных услуг исключительно через платежных агентов, с которыми АО ЕРКЦ заключило агентские договоры. Договором управления многоквартирным домом по адресу: /__/ такая обязанность также не предусмотрена.

Довод суда о том, что в АО ЕРКЦ установлен терминал для приема платы, является необоснованным, поскольку, как следует из пояснений представителя АО ЕРКЦ, терминал находится в нерабочем состоянии, в связи с чем произвести оплату не представляется возможным.

Вывод суда о том, что из фотоснимков стендов АО ЕРКЦ, расположенных в помещении ОА ЕРКЦ, почтовых отделениях Почты России и официального сайта АО ЕРКЦ, следует, что на стендах и сайте АО ЕРКЦ размещена полная информация, предусмотренная ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», также является необоснованным, поскольку, как того требуют положения ст. 77 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представитель АО ЕРКЦ, приобщая фотоснимки к материалам дела, не указала когда, кем и в каких условиях осуществлялась фотосъемка. На фотоснимках отсутствует привязка к объектам, при наличии которых возможно определить место производства фотосъемки. В решении суда также не указана, какая информация, предусмотренная вышеназванным законом, размещена на стендах АО ЕРКЦ, расположенных в помещении АО ЕРКЦ и официальном сайте АО ЕРКЦ.

Руководствуясь ст. 167, ч. 1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, представителя ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебного акта.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с п. 63 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносятся потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием Счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуга вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов (п. 65 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям, помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В силу ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (пункт 2); платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (пункт 3); платежным субагентом - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 5).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской. Федерации, включал требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

В соответствии со п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Частью 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1991 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1991 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: /__/.

Представитель истца ФИО2 26.11.2019 обратился в АО ЕРКЦ с заявлением, в котором просил организовать прием платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от ФИО1 в безналичной форме в кассу АО ЕРКЦ и предоставить информацию, предусмотренную ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Из ответа АО ЕРКЦ № 01-11-4179 от 18.12.2019 на обращение ФИО2 следует, что со всей запрашиваемой информацией истец и ее представитель могут ознакомиться на официальном сайте АО ЕРКЦ в сети Интернет по адресу: erkc.tomsk-7.ru в разделе «Информация плательщика».

Из информации, содержащейся в сети Интернет следует, что управляющей организацией многоквартирного дома по /__/ является ООО «ЖЭУ-4».

ООО «ЖЭУ-4» с АО ЕРКЦ заключен агентский договор № 49 от 31.08.2014, в соответствии с которым ООО «ЖЭУ-4» предоставило АО ЕРКЦ право осуществлять деятельность по приему и начислению платы за содержание и ремонт жилого помещения и иные услуги в рамках договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества и в рамках договоров управления многоквартирными домами, а также принимать меры по своевременному внесению гражданами платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, коммунальные и иные услуги и сокращению имеющейся задолженности, что также следует из информации плательщикам, размещённой на стендах в помещении АО ЕРКЦ и официальном сайте АО ЕРКЦ в сети Интернет.

29.12.2016 АО ЕРКЦ (Оператор) и ФГУП «Почта России» (Платежный агент) заключен агентский договор № 2626/61 на прием платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, прием оплаты пени, в соответствии с которым оператор поручает, а платежный субагент принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет Оператора прием от плательщиков платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиками жилищно-коммунальных и иных услуг, а также обязательства по осуществлению последующих расчетов с Оператором в порядке, предусмотренном настоящим договором.

В силу п. 2.1, 2.3 указанного договора платежный субагент в отделениях почтовой связи, расположенных на территории г. Северска, ежедневно принимает от потребителей платежи за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ. Прием платежей осуществляется платежным субагентом наличными денежными средствами по установленной оператором форме единого платежного документа. Прием оплаты осуществляется как в полной сумме, указанной в едином платежном документе, так и частично, о чем плательщиком делается отметка. Платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов (пункт 4.2.4 договора). Платежный субагент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам информации, предусмотренной п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (п. 4.2.8 договора).

Положения договора № БЦ-8616-И45/15/8 от 30.01.2015 между ПАО «Сбербанк России» и АО ЕРКЦ также определяют порядок по осуществлению переводов денежных средств в валюте Российской Федерации на основе предоставленных реестров, содержащих сведения о плательщиках, платежных документов, поручений плательщиков через все каналы обслуживания физических лиц, включая удаленные (п. 2 договора). В связи с указанным в отделениях банков России, расположенных в г.Северске, а также в банкоматах кредитных организаций, осуществляется прием наличных денежных средств на оплату жилого помещения, коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ.

Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности осуществлять прием от истца платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги наличными денежными средствами, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу АО ЕРКЦ, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет возможность производить оплату за жилищно-коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами без комиссии в отделениях Почты России, кредитных организациях, банкоматах, в терминале, установленном в помещении ОА ЕРКЦ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Положения статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей", содержание которой приведено выше, предусматривают, что наличная форма расчетов по оплате товаров (работ, услуг) потребителем производится путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, либо банковскому платежному агенту.

В соответствии с агентским договором № 2626/61 от 29.12.2016, заключенным между АО ЕРКЦ и ФГУП «Почта России» в /__/ и в /__/ осуществляется прием наличных денежных средств на оплату жилого помещения, коммунальные услуги и иные услуги, включенные в единый платежный документ, в 78 почтовых отделениях. АО ЕРКЦ и АО «Почта России» не взимает вознаграждение с плательщиков при оплате единого платежного документа.

Оплата наличными денежными средствами также возможна в отделениях ПАО Сбербанк.

Из письменных возражений ответчика следует, что в АО ЕРКЦ установлен терминал для приема платы за жилищно-коммунальные и иные услуги.

Представитель истца при рассмотрении дела не оспаривал факт нахождения терминала в АО ЕРКЦ, но заявил о том, что он не исправен. Факт временной неисправности терминала подтверждается также представленным ответчиком фотоматериалом.

Вопреки доводам жалобы, временная техническая неисправность терминала не свидетельствует о неисполнении обязанности по приему наличных денежных средств от потребителей в счет оплаты услуг. Вопрос о техническом состоянии оборудования носит временный характер и подлежит устранению.

Совокупность установленных обстоятельств позволяет прийти к выводу, что ответчиком надлежащим образом организован прием платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами.

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что у ФИО1 отсутствует возможность исполнения обязанности по оплате коммунальных платежей наличными денежными средствами без комиссии, в том числе через кассу ОА ЕРКЦ, несостоятельны.

Факт отсутствия в АО ЕРКЦ кассы по приему платежей, при том, что в помещении АО ЕРКЦ установлен терминал по приему наличных денежных средств, также не может свидетельствовать о нарушении прав истца.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности организовать в каждом месте приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги и иные услуги предоставление истцу в доступной форме информации, предусмотренной ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», суд первой инстанции исходил из того, что указанная информация содержится как на официальном сайте ОА ЕРКЦ, так и на стендах ОА ЕРКЦ в почтовых отделениях Почты России.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.

Факт размещения информации, предусмотренной ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе: адреса места приема платежей; наименования и места нахождения оператора по приему платежей, а также идентификационных номеров налогоплательщика; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий, подтверждается представленными ответчиком фотоснимками стендов ОА ЕРКЦ, расположенных в помещении АО ЕРКЦ, скриншотами с официального сайта АО ЕРКЦ, фотоснимками информационного материала по финансовым услугам в месте расположения ФГУП «Почта России».

Ссылка в жалобе на необоснованность вывода суда о размещении информации в полном соответствии с ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», сделанном на основе представленных фотографий и распечаток с сайта, по причине неуказания ответчиком привязки к объектам и месту фотосъемки, также не нашла своего подтверждения.

В опровержение приведенного довода факт размещения информации подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Истцом, в свою очередь, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства об обратном не представлены.

Судом не установлены какие-либо нарушения со стороны ОА ЕРКЦ при исполнении им своих обязанностей по заключенному агентскому договору в части сбора платежей граждан и организаций и учета расчетов за потребленные жилищно-коммунальные и иные услуги.

Стороной истца не представлены доказательства невозможности внесения платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги наличными средствами без комиссии, а также невозможности получения запрашиваемой информации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возмещении морального вреда, суд также исходил из отсутствия достоверных, относимых и допустимых доказательств того, что отказом ответчика в предоставлении информации, изложенной в обращении ФИО4, истцу причинен моральный вред.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, направлены на иную оценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.