Судья: Садов Б.Н. Дело № 33-27669/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Леганова А.В.,
по докладу судьи Кудинова А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования г. Геленджик по доверенности ФИО1 на решение Геленджикского городского суда от 10 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Геленджика обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО город-курорт Геленджик, Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю о признании бездействий незаконными.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Геленджика в порядке надзора в период с 30.05.2013 по 20.06.2013 проведена проверка соблюдения законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в области гражданской обороны, по результатам которой были обнаружены существенные нарушения в работе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Геленджик Дадашян Г.В. поддержал заявленные требования, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Главного Управления МЧС по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда от 10 сентября 2013 года заявление прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО город-курорт Геленджик, Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю о признании бездействий незаконными удовлетворено.
Суд признал бездействие администрации МО город-курорт Геленджик, выразившееся в непринятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город-курорт Геленджик незаконным.
Обязал администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик устранить нарушения законодательства в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, а именно:
- должностным лицам администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, входящих в постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также в координационный орган муниципального звена РСЧС -комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления пройти обучение (переподготовку) в учебно - методическом центре или на курсах гражданской обороны;
-создать стационарный или подвижный пункт управления, предназначенный для размещения органов управления муниципального образования город-курорт Геленджик;
- организовать обучение населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- утвердить и согласовать план КЧС муниципального образования город-курорт Геленджик по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- утвердить и согласовать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования город-курорт Геленджик;
- исполнить обязанности по созданию резервов горюче-смазочных материалов, топлива, транспортных средств, средств связи, медицинского имущества, подготовить документы о закладке резервов материальных ресурсов, контракты на поставку резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- укомплектовать аварийно-спасательную службу противогазами;
- назначить руководитель ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службы) муниципального образования город-курорт Геленджик
- разработать техническое задание и технический проект автоматизированной системы ЕДДС муниципального образования город-курорт Геленджик;
- руководителю и специалистам ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службы) муниципального образования город-курорт Геленджик пройти обучение (переподготовку) в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Краснодарского края;
- в схеме территориального планирования муниципального образования город-курорт Геленджик в разделах «Мероприятия по гражданской обороне», «Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» отразить вопросы по оповещению населения в случае ЧС, сделать расчета количества электросирен, необходимого для оповещения 100% населения;
- привести в состоянии постоянной готовности систему централизованного оповещения населения на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, осуществить ее реконструкцию и модернизацию, количество электросирен, указанных в схеме территориального планирования, привести в соответствие с количеством электросирен, указанных в актах проверки системы оповещения муниципального образования город-курорт Геленджик, привести электросирены в исправное состояние;
- определить номенклатуру запасов мобильных технических средств оповещения на муниципальном уровне;
- создать учет существующих и создаваемых защитных сооружений и других объектов гражданской обороны на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, принять меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- создать распорядительный документ о назначении ответственного должностного лица для организации правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитных сооружений гражданской обороны;
- создать журналы учета защитных сооружений гражданской обороны;
-передать объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в установленном порядке организациям на ответственное хранение и в пользование;
-заключить с организациями договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны;
- создать накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников администрации муниципального образования города-курорта Геленджик и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
- определить номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах) муниципального образования город-курорт Геленджик, не осуществляется контроль за созданием, хранением использованием своих запасов (резервов) СИЗ;
- назначить в установленном порядке должностное лицо (лица), в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению;
- принять документы, подтверждающие организацию и осуществление обучения населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
-принять документы, регламентирующие обучение персонала формирований и служб муниципального образования города-курорта Геленджик.
-принять документы, подтверждающие проведение подготовки и обучения персонала эвакуационных органов муниципального образования города-курорта Геленджик в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности.
-создать на территории муниципального образования город-курорт Геленджик курсы гражданской обороны, имеющие соответствующую лицензию.
-создать и обеспечить готовность сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения).
-разработать и согласовать в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования города-курорта Геленджик.
В апелляционной жалобе представитель муниципального образования г. Геленджик по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Руденко М.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как видно из материалов дела, в период с 30.05.2013г. по 20.06.2013г. Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в лице заместителя начальника отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения от ЧС, УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО4, старшего инженера нормативно-технического отдела управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО5, начальника отдела надзорной деятельности г Геленджика ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО6 на основании распоряжения ВрИО начальника УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО7 за " номер обезличен " от 17.05.2013г., проведена плановая выездная проверка в отношении администрации МО город-курорт Геленджик.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые зафиксированы в справке о выявленных нарушениях от 20.06.2013г., выразившиеся в отсутствии свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) у должностного лица органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Так, постановлением администрации МО город-курорт Геленджик от 14.02.2013г. " номер обезличен " утвержден План подготовки лиц, ответственных за организацию работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2013 г.
Согласно указанному Плану, установлен график подготовки лиц, ответственных за организацию работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в муниципальном образовании.
Приказом МЧС России от 19.01.2004 г. " номер обезличен " утвержден Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в который включены, в том числе, председатели и члены по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Однако в администрации не имеется свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) должностных лиц.
Кроме того, в администрации отсутствуют учетные документы о проведении обучений по месту жительства для неработающего населения, что свидетельствует о том, что обучение населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций не осуществляется.
Согласно пп.21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена также и к вопросам местного значения муниципального района.
Однако документов, подтверждающих проведение с работающим населением занятий по месту работы, не представлена программа обучения работающего населения, отсутствует приказ руководителя о создании учебных групп, а также отсутствуют документы, подтверждающие выполнение программы и плана мероприятий по обучению неработающего населения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
В соответствии с п. 2«в» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.28 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004г. " номер обезличен " комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления разрабатывают Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС на сновании Планов и Календарных планов организаций местного уровня по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
При этом, планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителям и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.
Однако представленный План по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов не утвержден соответствующими органами.
План действий по предупреждению и ликвидации ГО и ЧС природного и техногенного характера не разработан, в то время как его наличие является обязательным согласно Указанию государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 года № 114 «О разработке «Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями».
Постановлением главы администрации МО город-курорт Геленджик от 10.02.2010 г. " номер обезличен " утверждены положение о резерве материальных ресурсов МО город-курорт Геленджик для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, проверкой установлено, что материальные ресурсы в части горюче-смазочных материалов, топлива, транспортных средств, средств связи, медицинского имущества фактически отсутствуют. Также отсутствуют документы о закладке резервов материальных ресурсов, контракты на их поставку.
По факту выявления указанных нарушений, постановлением прокурора г. Геленджика от 20.06.2013 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
В нарушение Федерального закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Постановления Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 12 постановления Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей» у аварийно-спасательного формирования МУ «Профессиональное аварийно-спасательное формирование МО город-курорт Геленджик» выявлено наличие непригодных для использования средства индивидуальной защиты -противогазов в количестве 7 шт.
Постановлением главы города-курорта Геленджик Краснодарского края от 11.09.2003 года " номер обезличен " создана единая дежурно-диспетчерская служба по реагированию на чрезвычайные ситуации в г. Геленджике.
Общее руководство ЕДЦС муниципального района осуществляет глава администрации муниципального района, непосредственно - начальник ЕДДС муниципального района
Однако руководитель Единой дежурно-диспетчерской службы МО город-курорт Геленджик не назначен, техническое задание и технический проект не разработаны.
В нарушение требований постановления Правительства РФ №794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», приложения А, п. А2.2 ГОСТ 22.7.01.99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 N 400-ст обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Краснодарского края из 9 специалистов ЕДЦС прошли 4 специалиста.
В нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» администрацией МО город-курорт Геленджик не определена номенклатура и не создан запас мобильных технических средств.
К специализированным техническим средствам оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ относятся специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Одной из задач в области гражданской обороны в силу ст.2 ФЗ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст.8 ФЗ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям органов местного самоуправления в области гражданской обороны относится поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования выявлено, что в схеме территориального планирования муниципального образования город-курорт Геленджик в разделах «Мероприятия по гражданской обороне», «Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» не отражены вопросы по оповещению населения в случае ЧС, нет расчета количества электросирен, необходимого для оповещения 100% населения.
Система централизованного оповещения населения на территории муниципального образования город-курорт Геленджик не поддерживается в состоянии постоянной готовности, не осуществляется ее реконструкция и модернизация.
Количество электросирен, указанных в схеме территориального планирования, не соответствует количеству электросирен, указанных в актах проверки системы оповещения муниципального образования город-курорт Геленджик, в неисправном состоянии находятся три электросирены.
При проведении проверки также было установлено, что администрацией МО город-курорт Геленджик не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и гражданской обороны, выразившиеся в том, что не осуществляется подготовка и обучение населения в области гражданской обороны; не проводится подготовка и обучение личного состава эвакуационных органов МО город-курорт Геленджик в учреждениях имеющих соответствующую лицензию на право ведение образовательной деятельности.
В силу ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
- проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Согласно пунктам 2,3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях). Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Факт не выполнения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашел свое подтверждение в судебном заседании, документов подтверждающих организацию подготовки и обучения населения муниципального образования и сотрудников администрации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций не представлено,. администрацией МО город-курорт Геленджик не созданы, не оборудованы учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны.
Кроме того, судом установлено, в ходе плановой проверки администрации, были выявлены нарушения требований пункта 10 Положения о гражданской обороне РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, пункта 15.4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях», пункта 1.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002г. №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», пунктов 9,10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», пункта 2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», пп. 2.3, 2.8 Приказа МЧС России от 27.05.2003г. №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» орган местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования проводит мероприятия по гражданской обороне, разрабатывает и реализовывает планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами единой государственной, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
Согласно требованиям ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является расходными обязательствами муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского округа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о признании незаконным бездействия администрации МО г. Геленджик, выразившееся в непринятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Геленджикского городского суда от 10 сентября 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя муниципального образования г. Геленджик по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: