ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-27679/2014 от 10.12.2014 Московского областного суда (Московская область)

  Судья Васильева Е.В. Дело № 33-27679/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Вуколовой Т.Б.,

 судей Цуркан Л.С., Быковской Е.В.

 при секретаре Засориной И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2014 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 06 октября 2014 года по делу по иску Геворгяна Ашота Альфредовича к Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании выдать удостоверение многодетного отца и матери,

 заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

 объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

 Геворгян А.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании выдать удостоверение многодетного отца (матери). Факт постоянного проживания истца с семьёй с 2009 года по настоящее время был установлен решением Королёвского городского суда Московской области от 11.03.2014 года.

 Указал, что он обратился в Королёвское Управление социальной защиты населения с заявлением и необходимыми документами для признания семьи многодетной и выдачи удостоверения многодетного отца. Ответчиком было отказано по тем основаниям, что решение суда об установлении факта постоянного проживания не может являться основанием для выдачи удостоверения многодетного отца и матери без отметки в паспорте о постоянной регистрации по месту жительства.

 Истец не согласен с данным отказом, и просит суд обязать Министерство социальной защиты населения Московской области признать семью истца многодетной семьёй и выдать удостоверение многодетного отца или матери.

 Представитель ответчика иск не признал.

 Решением суда исковые требования удовлетворены.

 Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционном порядке просит его отменить.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.

 Геворгян А.А. обратился с заявлением и необходимыми документами и указанными выше судебными постановлениями в Королевское управление социальной защиты населения для признания семьи многодетной и выдачи удостоверений многодетного отца (матери).

 Однако, в выдаче данного удостоверения истцу было отказано по тем основаниям, что установленный решением суда факт постоянного проживания, не удостоверенный отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо не подтвержденный выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства детей, не может являться основанием для выдачи удостоверений многодетного отца (матери).

 Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного и совместного проживания истца и членов его семьи, в том числе, несовершеннолетних детей, с 2009 года по настоящее время в г. Королеве Московской области установлен вступившими в законную силу решениями суда, при этом, указанная семья отвечает установленным Законом Московской области требованиям для признания ее многодетной.

 Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.

 На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» от 12 января 2006 года N 1/2006-03 на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области.

 Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

 На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

 Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.

 Удостоверение согласно Порядку выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.

 На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае: представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.

 Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 Из материалов дела усматривается, что Геворгян А.А. совместно проживает и ведет общее хозяйство с супругой Геворгян Л.Р., с дочерьми: Геворгян В.А., 18.11.1996 года рождения, Геворгян А.А., 05.02.1998 года рождения, с сыном Геворгяном А.А., 19.01.2002 года рождения, при этом, их проживание является постоянным в г. Королеве Московской области с 2009 года по настоящее время, что подтверждается вступившими в законную силу судебными решениями от 23.09.2013 года и от 11.03.2014 года.

 Истец Геворгян А.А. имеет постоянную регистрацию по месту жительства в г. Королёв Московской области, ул. 1-ая Рабочая, д.2а. кв.3 с 2009 года, с которым по месту пребывания зарегистрированы и дети; его супруга Геворгян Л.Р. зарегистрирована по месту жительства до 03.08.2017 года по адресу: г. Королев, ул. Пролетарская, д. 15/2, стр. 1, кв. 13.

 Как установлено вступившим в законную силу судебным решением фактически вся семьи проживает по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Стадионная, д. 2а, кв. 9.

 Таким образом, постоянное проживание истца и членов его семьи установлено вышеуказанными доказательствами, в частности, судебными постановлениями, которые не могли быть не приняты во внимание судом первой инстанции.

 Из материалов дела также усматривается, что 18.11.2014 года дочь истца – Геворгян В.А. достигла 18 лет, однако, согласно представленным истцом копии зачетной книжки и студенческого билета, Геворгян В.А. является студенткой очного отделения ГБОУ ВПО МО «Финансово-технологическая академия».

 Между тем, статьей 2 Закона Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» относит к многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

 С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что семья истца может быть приравнена к многодетным семьям.

 Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако, такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

 В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

 К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,. .. имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

 Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций многодетным семьям, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

 При таких обстоятельствах и принимая во внимание фактическое проживание семьи в жилом помещении в г. Королеве Московской области, наличие у них регистрации по месту пребывания, отсутствие возможности использовать ими права на получение мер социальной поддержки как многодетная семья по причине отсутствия иного места жительства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания семьи истца многодетной и выдачи соответствующего удостоверения Министерством социальной защиты населения Московской области.

 Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

 Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Королевского городского суда Московской области от 06 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи