ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2767/2022 от 17.02.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья И.Г. Алексеев

УИД 16RS0025-01-2021-003038-10 № 33-2767/2022 Учет 146г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего С.М. Тютчева,

судей Л.Ф. Митрофановой, Р.Р. Хасаншина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.И. Минихановой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года, которым постановлено:

изъять для нужд Российской Федерации земельный участок, с кадастровым номером ...., площадью 396 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес> образованный из земельного участка с кадастровым номером ...., с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета ФИО1 в размере 8 452 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения ФИО1 в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО2 против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к ФИО1 о принудительном изъятии земельного участка.

В обоснование исковых требований указано, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, 8 этап км 663 – км 729, Республика Татарстан (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения «Сорочьи Горы – Шали») участок 2: км 700+925 – км 729» участок 2.2: км 711+648 – км 729».

В целях обеспечения реализации проекта распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 9 июня 2021 года № 2178-р (приложение №1) подлежит изъятию в установленном порядке земельный участок, площадью 396 кв.м с кадастровым номером .... категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Шалинское сельское поселение, образованный из земельного участка с кадастровым номером ..... Размер возмещения ответчику определен на основании Отчета № 8И-140, выполненного ООО <данные изъяты>», по состоянию на 15 июля 2021 года, и составляет 8 452 рубля.

28 июля 2021 года истец направил ответчику копию распоряжения об изъятии, которое получено ответчиком 4 августа 2021 года.

В связи с истечением установленного пятидневного срока и отсутствием подписанного со стороны ФИО1 соглашения об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости, истец просил суд изъять земельный участок с кадастровым номером .... площадью 396 кв.м., относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес> образованный из земельного участка с кадастровым номером .... в судебном порядке с предоставлением ответчику равноценного возмещения за его изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в размере 8 452 рубля.

Представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» - ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании требования иска признал частично, пояснив, что сумма, подлежащая возмещению за изъятие земельного участка, значительно занижена.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведённой формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

В качестве основания для отмены решения суда апеллянт указывает, что согласия на выдел земельного участка, подлежащего изъятию, ФИО1 не давал.

Кроме того, автор жалобы считает сумму возмещения за изъятие земельного участка заниженной, полагает, что необходимо определить стоимость изъятого земельного участка из кадастровой стоимости участка.

Представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» - ФИО2 в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что согласен на выплату ему возмещения за изымаемый земельный участок исходя из кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешенного использования – автомобильный транспорт в сумме 90 414,72 руб.

Представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО2 возражал против доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);

5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Как указано в пункте 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение; при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе статьей 8 указанного закона установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (пункт 6 статьи 279, пункт 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 2 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2020 года № 2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Объект строительства входит в данный Перечень.

Статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона о государственной компании предоставление возмещения за изъятие земельных участков в пользу Российской Федерации осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, которые в свою очередь перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на отдельный счет, открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами Государственной компании, и отражаются на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.

Из материалов дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний-Новгород – Казань, 8 этап км 663 – км 729, Республика Татарстан (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения «Сорочьи Горы – Шали») участок 2: км 700+925 – км 729 участок 2.2: км 711+648 – км 729» на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года №145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с ЗК РФ, ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 года № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

В соответствии с пунктом 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374, к компетенции Росавтодор относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.

В целях обеспечения реализации проекта Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 9 июня 2021 № 2178-р подлежит изъятию в установленном порядке, в том числе, земельный участок, площадью 396 кв.м, с кадастровым номером ...., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес> образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером .... площадью 4522 кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО1. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 113,8 руб. Из указанного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами ....

Земельный участок с кадастровым номером .... площадью 396 кв.м, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, поставлен на кадастровый учет 17 июня 2021 года и относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт, расположен по адресу: <адрес>; кадастровая стоимость земельного участка составляет 90 414 рублей 72 копейки.

В соответствии с отчетом № 8И-136 об оценке (определении) размера возмещения, в том числе рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .... 396 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером ...., подготовленного <данные изъяты>»», рыночная стоимость указанного земельного участка, а также убытков и упущенной выгоды, причиненных изъятием для государственных нужд в связи со строительством объекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний-Новгород – Казань, 8 этап км 663 – км 729, Республика Татарстан (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск - Ульяновск» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения «Сорочьи Горы – Шали») участок 2: км 700+925 – км 729» участок 2.2: км 711+648 – км 729, правообладатель ФИО1, по состоянию на 15 июля 2021 года составляет 8 452 рубля, в том числе: рыночная стоимость объекта оценки – 8 102 рубля, упущенная выгода – 0 рублей, убытки перед третьими лицами – 0 рублей, прочие убытки – 350 рублей (связанны с изъятием земельного участка для государственных нужд (размер государственной пошлины за государственную регистрацию права на земельный участок).

28 июля 2021 года Государственная компания «Российские автомобильные дороги» сопроводительным письмом № 20094-24 направила ответчику копию Распоряжения об изъятии во исполнение пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также для согласования и подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд (с приложением отчета об определении рыночной стоимости объектов оценки).

Данное письмо получено нарочно ответчиком 4 августа 2021 года, о чем имеется отметка о получении и собственноручная подпись на сопроводительном письме.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 2, 5, 6 статьи 279, пунктами 1, 2, 4 статьи 281, статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 56.2, статьей 56.8, пунктом 6 статьи 56.10, пунктом 1 статьи 56.11, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 22, частью 2 статьи 37 «О государственной компании «Российские автомобильные дороги», частью 3 статьи 2, частью 9 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года № 2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом формирования земельного участка с целью его изъятия для государственных нужд, определения равноценного возмещения в размере 8 452 рублей за данный земельный участок, соблюдения процедуры изъятия земельного участка, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и соответствуют положениям действующего законодательства.

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что процедура изъятия земельного участка для государственных нужд, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» соблюдена: решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принято уполномоченным органом, о чем надлежащим образом был уведомлен правообладатель. Истечение срока, предусмотренного частью 9 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно сорока пяти дней со дня получения ФИО1 проекта соглашения об изъятии недвижимости, и отказавшейся от заключения соглашения на условиях, предложенных истцом, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обратилось с иском о принудительном изъятии земельного участка с предоставлением возмещения за его изъятие.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о несогласии с определённой судом суммой возмещения за изъятый земельный участок и необходимости определения стоимости земельного участка согласно его кадастровой стоимости с категорией земель: земли транспорта, судебная коллегия исходит из следующего.

Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В ответе на вопрос 7 в разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, указано, что когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела, размер возмещения ответчику определен истцом на основании Отчета № 8И-140 от 15 июля 2021 года, выполненного <данные изъяты>» по состоянию на 15 июля 2021 года и составляет 8 452 рубля, из которых 8 102 рубля – рыночная стоимость земельного участка, а 350 рублей – прочие убытки, связанные с изъятием земельного участка для государственных нужд (размер государственной пошлины за государственную регистрацию права на земельный участок).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции вышеуказанный отчет являлся актуальным (шестимесячный срок не истек), суд первой инстанции обоснованно сослался на указанный отчет в своем решении. В связи с чем, доводы апеллянта о необходимости определения стоимости земельного участка, подлежащего изъятию, по его кадастровой стоимости, являются необоснованными.

Довод апеллянта о незаконности процедуры изъятия, в том числе отсутствии согласия ФИО1 на изъятие земельного участка, судебная коллегия отклоняет, поскольку процедура изъятия земельного участка для государственных нужд, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» соблюдена: решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принято уполномоченным органом, о чем надлежащим образом был уведомлен правообладатель.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» по истечении срока, предусмотренного частью 9 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно сорока пяти дней со дня получения ФИО1 проекта соглашения об изъятии недвижимости, и отказавшегося от заключения соглашения на условиях, предложенных истцом, обратилась с иском о принудительном изъятии земельного участка с предоставлением возмещения за его изъятие.

Утверждения апеллянта о необходимости определения стоимости изымаемого земельного участка с кадастровым номером .... с видом разрешенного использования – автомобильный транспорт, являются несостоятельными, поскольку ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером .... с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в целом сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают вышеизложенных выводов, поскольку направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.

Оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене, изменению состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2022 года.

Председательствующий С.М. Тютчев

Судьи Л.Ф. Митрофанова

Р.Р. Хасаншин

Определение05.03.2022