ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-27683/19 от 15.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Авджи Г.Л. Дело № 33-27683/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Морозовой Н.А.,

при секретаре Власенко В.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО2 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

ФИО1,КрестьянИ. И. А., ФИО4 АлексА. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения 24, 25 октября 2018 года, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, и указали, что их не включили в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты.

Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2019 года в удовлетворении иска ФИО1, ФИО3, ФИО4 о признании за ними права на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский, Туапсинский районы и г.Сочи в октябре 2018 года отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО2 просит решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, без полного исследования всех материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО4, представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО5, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 № 891/в ред. постановления губернатора от 27.12. 2018г. № 891/ утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.

Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций».

В целях реализации указанного Закона Краснодарского края № 3210- КЗ 28. 12. 2018 года принято постановлением главы/ губернатора/ Краснодарского края № 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме- в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.

Утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края указанный выше Порядок определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры господдержки в денежной форме- в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Данным Порядком (п.1 разд.2) предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.

При этом Порядок также предусматривает, кто имеет право на получение указанное меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.

Так, Статьей 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 № 3210-KЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения:

1. собственники указанных жилых помещений и члены их семей;

2. члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.

Это же положение предусмотрено и п.2 раздела 1 Порядка предоставления…

Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.

При этом в соответствии ч.2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.

Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является, если собственник или члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение (долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории Российской Федерации.

На основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район №188-р от 29.11.2018г. жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24, 25 октября 2018 года.

Как видно из материалов дела в квартире по адресу <...> зарегистрирована только ФИО1 Истцы ФИО3 и ФИО4 имеют регистрацию по другим адресам. Факт постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в квартире по указанному адресуФИО4 установлен решением Туапсинского районного суда от 12.11.2018г. При этом судом было установлено, что ФИО4 постоянно проживал с матерью ФИО1 Аналогичный факт в отношении ФИО3 не устанавливался. Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что ФИО3 в данной квартире на момент наводнения не проживала, пострадавшей не признавалась.

Таким образом, учитывая, что мера государственной поддержки в денежной форме на приобретение другого жилого помещения, предоставляется лицам при условии их постоянного проживания и регистрации по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения, в том числе это положение касается и собственников данных помещений, истица ФИО3 таким правом не обладает.

Истцы ФИО1 и ФИО4, являясь членами семьи, постоянно проживали в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, признанным непригодным для проживания. При этом факт постоянного проживания истца ФИО4 и признание его пострадавшим был установлен вступившим в законную силу решением суда от 12.11.2018 года.

Однако, согласно представленным выпискам из ЕГРН а также сведений, представленным ГУП КК «Краевая техинвентаризация - краевое БТИ по Туапсинскому району, ФИО4 и ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации являлись собственниками иных жилых помещений.

Законом Краснодарского края и утвержденным постановлением губернатора Порядком предоставления указанной меры господдержки, наличие иного жилого помещения либо доли в жилом помещении у собственника или члена его семьи на территории РФ указано в качестве безусловного основания для отказа в предоставлении данной меры господдержки. При этом размер жилой площади такого помещения и момент приобретения его в собственность значения не имеют.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ администрации муниципального образования Туапсинский район во включении семьи истцов в списки граждан для предоставление меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение другого жилого помещения, является законным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: