АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Красногорск Московской области 15 декабря 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Артемьевой Ю.А., судей Аверченко Д.Г., Поляковой Ю.В., с участием прокурора Териной Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Жучковой О.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по иску ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к фио о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета по апелляционной жалобе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, апелляционному представлению прокурора г. Долгопрудный Московской области на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 29 июля 2019 года, заслушав доклад судьи Поляковой Ю.В., заключение прокурора, установила: Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ) обратилось в суд с иском к фио о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, ссылаясь на то, что квартира относится к служебному жилищному фонду, на основании договора служебного найма от <данные изъяты><данные изъяты> была предоставлена фио, его супруге фио, дочери фио, сыну фио на время прохождения военной службы. Приказом от <данные изъяты><данные изъяты>фио уволен с военной службы, квартира подлежала сдаче уполномоченному органу. Однако в квартире продолжает проживать фио Истец полагает, что проживание фио в служебном жилом помещении, принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации, нарушает права Министерства. Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 29.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ просит об отмене решения суда, как незаконного. Прокурором г. Долгопрудного Московской области подано апелляционное представление, в котором он просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию. Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Судебное решение по данному делу затрагивает права и законные интересы фио, поскольку право пользования жилым помещением фио производны от прав ее супруга фио В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27.10.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции. Одновременно, в установленном процессуальным законом порядке (ст. 43 ГПК РФ) судебная коллегия привлекла фио в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор фио считала, что исковые требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению. В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены, принимая во внимание размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Московского областного суда, в силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. В силу ст. 3 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих", для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения статьей 92 ЖК РФ отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда. Согласно положениям статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 настоящего кодекса). Частью 2 ст. 101 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В соответствии с положениями ст. ст. 2, 3, 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 "О статусе военнослужащих", положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", согласно которым, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи. В соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма. Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации. Право на получение жилых помещений от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, имеют исключительно военнослужащие как специальные субъекты данного права. Член семьи военнослужащего является адресатом данного права при наличии совокупности условий, в числе которых законодатель определяет нуждаемость членов семьи на основании ст. 51 ЖК РФ; близкое родство; совместное проживание с военнослужащим (п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащего", ст. 31, 69, 51, 57 ЖК РФ). Как следует из материалов дела, ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> в результате переименования федерального государственного учреждения «Московская центральная квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных учреждений согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, в том числе 194 КЭЧ района МО РФ. Передаточным актом подтвержден факт передачи имущества 194 КЭЧ района МО РФ на баланс ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ. Спорное жилое помещение находится на праве хозяйственного ведения и оперативного управления ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ. фио и членам его семьи – супруге (ответчице) и двум детям (сыну и дочери) была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 73,56 кв.м по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения за подписью начальника 194–й КЭЧ района (т.1 л.д. 7-10). Квартира передана истцу по передаточному акту (т.1 л.д. 16-19). На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> полковник фио уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Из приказа следует, что при увольнении его стаж в календарном исчислении составил 33 года, в льготном 38 лет. Жилым помещением в установленном порядке не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам (т.1 л.д.100). Вместе с тем, по сведениям Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания фио не состоял и не состоит. По данным автоматизированной системы учета военнослужащих фио был поставлен на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях <данные изъяты>, снят с учета <данные изъяты> в связи с получением служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Также согласно автоматизированной системы учета фио ранее было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, сведения о сдаче которого в Департаменте отсутствуют (т.1 л.д.118,120). Отношения по пользованию квартирой регулируются положениями законодательства о специализированном жилищном фонде. Квартира была предоставлена военнослужащему во временное пользование в качестве служебного жилья на определенный период - на время исполнения им обязанностей воинской службы. Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений, не представлено. Согласно ответу начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> следует, что полковник запаса фио, <данные изъяты> г.р., личный номер <данные изъяты>, уволенный приказом Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> с военной службы, направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Дмитров, Яхрома и Дмитровскому району» (л.д. 13-14). фио зарегистрирована в спорной квартире с <данные изъяты>, иных лиц, зарегистрированных в данной квартире, не указано. Из информации командира войсковой части 52116 следует, что ответчик с 2014 года по настоящее время работает в указанной войсковой части на должности техника разведывательно-информационного центра пункта управления. <данные изъяты> ответчик обращался с заявлением на имя командира войсковой части 52116 об обеспечении служебным жилым помещением. На данном заявлении имеется резолюция, из которой следует, что фио уже обеспечена служебной жилой площадью – спорной квартирой, поэтому оснований для предоставления ей иного служебного жилого помещения не имеется. Согласно сведением ЕГРН фио не имеет в собственности жилых помещений. Исходя из положений статей 100, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений (службы) не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав лица, которое получило служебное жилое помещение. Установлено, что фио выехал из служебного жилого помещения, освободив его. Судебная коллегия критически относится к представленному ответчиком акту проверки жилищных условий от <данные изъяты>, составленному ООО «Новый континент» о фактическом проживании фио в спорном жилом помещении (л.д.311). Для исследования вопроса имел ли место со стороны фио отказ от права пользования жилым помещением и по причине чего, судебной коллегией истребованы материалы личного дела военнослужащего фио, из которого следует, что фио обращался к начальнику отдела военного комиссариата <данные изъяты><данные изъяты>. Из заявления фио следует, что в связи с переменой места жительства и переездом по адресу: <данные изъяты>, он просит прекратить (перевести) выплату пенсии в военном комиссариате Московской области с <данные изъяты> и его личное дело отправить в военный комиссариат г. Дмитрова. Из копии паспорта гражданина РФ, имеющегося в материалах личного дела, следует, что фио снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты> зарегистрирован по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>. Таким образом, фио, выехав из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, снявшись с регистрационного учета, расторг договор найма служебного жилого помещения. То обстоятельство, что брак между фио и фио не расторгнут, не свидетельствует о законности пользования ответчиком фио жилым помещением по адресу: <данные изъяты>. Предусмотренных жилищным законодательством условий, препятствующих выселению фио из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не установлено. Судебная коллегия не принимает доводы ответчика, что она работает в войсковой части 52116 с <данные изъяты> по настоящее время, жилым помещением не обеспечена, обращалась по вопросу предоставления ей служебного жилого помещения к командиру войсковой части, поскольку предоставление специализированных жилых помещений лицам гражданского персонала осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ, положениями Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 485, Приказом Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» № 621 от 07.11.2018. В соответствии с Инструкцией предоставление служебного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированому жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жили: фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.10.2018 № 555, названный Департамент является уполномоченным органом, который принимает решение о предоставлении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в том числе предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, а именно в Москве и Московской области - 1-й отдел Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия которого входит в соответствии с Инструкцией предоставление жилых помещений. Из Приказа следует, что на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации (в том числе Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) обязанность по учету гражданского персонала нуждающегося в предоставлении служебных жилых помещений и общежитий, а также по обеспечению жилыми помещениями гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, - не возложена. При этом, при предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации уполномоченным органом учитываются такие заслуживающие внимания обстоятельства, как нуждаемость военнослужащих данного населенного пункта в специализированных жилых помещениях и наличие жилых помещений, отнесенных в установленном порядке к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, возможных для предоставления гражданским служащим, а также иные субъективные факторы, в том числе обеспеченность лиц гражданского персонала (на праве собственности или пользования) жилыми помещениями в населенном пункте (близлежащем населенном пункте) по месту работы. фио в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в 1-й отдел по вопросу предоставления служебного помещения не обращалась, в установленном порядке решение о предоставлении специализированного жилого помещения либо о признании нуждающейся в жилом помещении в отношении фио не принималось. Предоставление служебных жилых помещений лицам гражданского персонала является правом уполномоченного органа и возможно лишь при условии обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Также судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика, что квартира не является служебной из-за несоблюдения установленного порядка, поскольку несоблюдение такого порядка не свидетельствует, что квартира относится к жилищному фонду социального использования и предоставлена на условиях социального найма. Доводы ответчика, что она, как член семьи уволенного с военной службы военнослужащего фио, не обеспеченного жилым помещением, на что указано в приказе о его увольнении, также имеет указанные права, отклоняются судебной коллегией, поскольку фио не представлено доказательств, что она признана в установленном порядке нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ, равно как и таких доказательств в отношении фио При таких обстоятельствах, установив, что право пользования фио и членов его семьи жилым помещением, предоставленным временно, было прекращено в связи с прекращением фио военной службы в Министерстве обороны РФ, а также в связи с добровольным выездом из указанного жилого помещения, судебная коллегия находит возможным по имеющимся в деле материалам исковые требования удовлетворить в полном объеме. руководствуясь ст.ст. 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 29 июля 2019 года отменить. Иск удовлетворить. Прекратить право пользования фио жилым помещением - квартирой по адресу: <данные изъяты>. Выселить фио из жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. Решение суда является основанием для снятия фио с регистрационного учета по месту жительства в квартире по адресу: <данные изъяты>. Председательствующий судьи |