ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2769/19 от 07.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-2769/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2019 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Раковского В.В.,

при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 января 2019 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в периоды с 03 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года, с 17 декабря 2015 года по 14 февраля 2016 года, с 18 марта 2016 года по 15 июля 2016 года и с 18 июня 2017 года по 03 ноября 2017 года работал *** в войсковой части дислоцированной в Сирийской Арабской Республике. Имеет благодарность Президента Российской Федерации ФИО2, выданную 12 декабря 2016 года за содействие в решении специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики. Между тем Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий его обращение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставлено без удовлетворения в связи с тем, что в командировку Министерством обороны Российской Федерации он не направлялся. Полагая, что ему незаконно отказано в признании за ним права на статус ветерана боевых действий, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и на Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, просил суд признать его ветераном боевых действий, обязать Министерство обороны Российской Федерации выдать удостоверение ветерана боевых действий.

Определением суда от 26 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ООО «РесторанСервис Плюс».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, полагал, что сам факт нахождения на территории Сирийской Арабской Республики дает основание для признания его ветераном боевых действий.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» ФИО3, действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Полагал, что ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» является ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ООО «РесторанСервис Плюс» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 января 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» ФИО3, действующего на основании доверенности от (дата), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ООО «РесторанСервис Плюс», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в периоды с 03 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года, с 17 декабря 2015 года по 14 февраля 2016 года, с 18 марта 2016 года по 15 июля 2016 года работал *** в войсковой части , дислоцированной в Сирийской Арабской Республике.

Согласно справкам войсковой части – полевая почта ФИО1 в указанные выше периоды привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта на территории Сирийской Арабской Республике. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 341 «О дополнительных льготах гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации» имеет право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов, но не свыше четырнадцати календарных дней.

Также ФИО1 имеет благодарность Президента Российской Федерации ФИО2, выданную 12 декабря 2016 года за содействие в решении специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики.

В декабре 2016 года ФИО1 обратился в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для рассмотрения вопроса о выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий и для признания его ветераном боевых действий.

Заключением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от (дата) ФИО1 отказано в признании его ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий со ссылкой на то, что в служебную командировку в Сирийскую Арабскую Республику Министерством обороны Российской Федерации он не направлялся, вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий не входит в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий не обладает полномочиями по рассмотрению и принятию решения по обращению ФИО1 о выдаче удостоверения.

Не согласившись с данным отказом, Сотников обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, принимая во внимание положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах», Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763, Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцом документы не являются доказательствами, подтверждающими факт непосредственного участия истца в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике, так как из этих документов прямо не следует, что он являлся участником боевых действий. Отсутствие таких доказательств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Сам по себе факт нахождения истца на территории Сирийской Арабской Республики не служит основанием для признания его участником боевых действий.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что свои требования ФИО1 предъявил к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», в полномочия которого принятие заключения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий не входит.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Так, Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 256-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах», пункт 1 статьи 3 «Ветераны боевых действий» дополнен подпунктом 7 следующего содержания: «лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам».

Таким образом, законодателем определены критерии принадлежности к категории ветеранов боевых действий для лиц, привлекавшихся к выполнению задач на территории Сирийской Арабской Республики.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно которому для получения удостоверения подается обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения, с приложением для лиц, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, - выписок из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документов, подтверждающих получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что прибыв на территорию Сирийской Арабской Республики, он заключил договор с ООО «РесторанСервис Плюс». Эта же организация и выплачивала заработную плату, которую получала его супруга в г. Оренбурге.

В целях установления юридически значимых обстоятельств, суд апелляционной инстанции, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 29 Постановления от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», принимает во внимание представленное ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщение от (дата), согласно которому ООО «РесторанСервис Плюс» были заключены контракты с ФИО8 в рамках исполнения последним заключенного 28 ноября 2014 года с Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2017 годах, в том числе на осуществление организации питания в войсковой части – полевая почта

Таким образом, материалы дела не содержат и истцом не представлено доказательств, подтверждающих направление ФИО1 на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, а именно: выписок из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения заявителем указанных задач.

Судебная коллегия отмечает, что вручение ФИО1 благодарности Президента Российской Федерации ФИО2, выданной 12 декабря 2016 года за содействие в решении специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, также не является основанием для отнесения ФИО1 к лицам, направлявшимся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, поскольку к реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения (пункт 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595).

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: