Дело № 33-2772 судья Кокарева Н.А. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.,
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.
при секретаре Галушкиной О.Н.
с участием прокурора Нестеренко Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
05 августа 2015 года
по докладу председательствующего Крыловой В.Н.
дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области
на решение Осташковского городского суда Тверской области
от 07 мая 2015 года,
которым постановлено:
«Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Троеручица» площадью 975 га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Троеручица» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемую природную территорию регионального значения – территорию государственного природного заказника «Троеручица», для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – территории государственного природного заказника «Троеручица».
Судебная коллегия
установила:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заявленные требования были связаны с тем, что прокуратурой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях. На территории Тверской области Осташковского района в 0,6 км от <...> Селигерского лесничества площадью 975 га (в том числе, лесной площади 257 га), в северной части по границе с д.Твердякино и д.Зальцо, в юго-западной с д.Жар расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – государственный природный заказник «Троеручица».
Государственный природный заказник «Троеручица» создан на основании распоряжения администрации Тверской области от 01.07.1996 №749-р и представляет собой каскад озер с окружающими их сосновыми борами, отличается уникальным ландшафтом. Государственный природный заказник «Троеручица» представляет собой научную, культурную, историческую и биологическую ценность.
Проверка показала, что до настоящего времени границы особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника «Троеручица», включающие в себя как границы самого государственного природного заказника «Троеручица», так и охранной зоны, не установлены и не описаны: сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
30.12.2014 Осташковским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона министру природных ресурсов и экологии Тверской области. Однако меры, направленные на устранение нарушений закона Министерством не приняты.
На основании изложенного, прокурор просил обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Троеручица», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Исток реки Волги».
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Правительства Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Особо охраняемая природная территория регионального значения – государственный природный заказник «Троеручица» имеет Положение, утвержденное постановлением администрации Тверской области от 01.07.1996, № 749-р «О расширении и уточнении площади особо охраняемых природных территорий Тверской области», а также паспорт. Указанные документы содержат описание и схему границ государственного природного заказника «Троеручица», отображают в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы государственного природного заказника, что является достаточным для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Обязанность по направлению сведений об ограничениях по использованию земельных участков возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Отсутствие в резолютивной части решения суда указания на срок, в течение которого решение должно быть исполнено, является нарушением ст.206 ГПК РФ.
Суд необоснованно не принял во внимание доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о необходимых для исполнения решения суда сроках, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывает, что фактически в исковом заявлении ставится вопрос о завершении процесса создания особо охраняемой природной территории регионального значения, начатый в соответствии с распоряжением администрации Тверской области от 01.07.1996 № 749-р в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Для завершения процесса создания особо охраняемой природной территории необходимо проведение комплексного экологического обследования. Площадь особо охраняемой природой территории в ее естественных границах на сегодняшний день, возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В нарушение положений ч.4 ст.67 ГПК РФ в решении суда не была дана оценка данному доводу, равно как и не были приведены мотивы, по которым суд отверг данный довод о невозможности исполнения решения суда.
В решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования. Отсутствие конкретных указаний на действия, которые каждый из ответчиков должен совершить в рамках исполнения решения суда влечет за собой возникновение затруднений и неясностей при исполнении данного решения, а также является нарушением положений ст.195 ГПК РФ.
Суд необоснованно не принял во внимание доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о необходимых для исполнения решения суда сроках, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отсутствие в резолютивной части решения суда указания на срок, в течение которого решение должно быть исполнено, является нарушением ст.206 ГПК РФ.
В возражениях на апелляционные жалобы Осташковский межрегиональный природоохранный прокурор С.С.Прокофьев, указывает на законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Тверской области по доверенности ФИО2, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения представителя Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Нестеренко Р.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. в, д. ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п.2, 3 ст.26 указанного Федерального закона, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения, соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Как следует из материалов дела, государственный природный заказник «Троеручица» создан распоряжением администрации Тверской области № 749-р от 01.07.1996 «О расширении и уточнении площади особо охраняемых природных территорий Тверской области».
Согласно Положению о государственном природном заказнике «Троеручица», являющемуся приложением к названному распоряжению, государственный природный заказник областного значения «Троеручица» представляет собой каскад озер с окружающими их сосновыми борами, отличается уникальным ландшафтом. Местоположение – Тверская область, Осташковский район, в 0,5 км от <...> Селигерского лесничества Осташковского межхозяйственного лесхоза, общая площадь в границах заказника 975 га, в том числе лесная площадь 257 га. Заказник граничит с озером Селигер, в северной части по границе с деревней Твердякино и Зальцо, в юго-западной с деревней Жар. Значение объекта - областное, научно-методическое, заказник, ландшафтный, комплексный, постоянный. Представляет научную, культурную, историческую, биологическую ценность. Лесная площадь заказника относится к лесам 1 группы, категория защитности – 1-2 зона округа санитарной охраны курорта «Селигер». В сосновых борах объекта располагается семь озер – Садок, Святница, Долгое, Белое, Стройное, Дохлец, Глубокое.
Правообладателем лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 139 га, по адресу: Тверская область, Осташковский район, Святосельское сельское поселение (Осташковское лесничество, Селигерское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении КДСП «Селигер») является Российская Федерация.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Вместе с тем, границы особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Троеручица» не установлены и не описаны. Сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.13 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно положениям Закона Тверской области от 08.12.2010 № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1).
В силу пункта 3 части 1 статьи 7, части 7 статьи 38 этого закона уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.
Доводы жалобы относительно того, что до проведения соответствующих мероприятий невозможно определить площадь особо охраняемой территории, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, поскольку площадь государственного природного заказника регионального значения «Троеручица» в размере 975 га установлена распоряжением администрации Тверской области от 01.07.1996 № 749-р.
Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, не состоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность. В суде апелляционной инстанции представителем министерства природных ресурсов и экологии Тверской области заявлялось о том, что на 30.07.2015 сведения о границах особо охраняемой территории Государственного природного заказника «Троеручица» внесены в государственный кадастр недвижимости. В обоснование приведенных доводов представлено письменное сообщение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 30.07.2015 года, содержащее указанные выше сведения. В связи с чем, не имеется оснований для применения положений ст. 206 ГПК РФ.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Крылова
Судьи С.А.Улыбина
Т.Я.Акатьева