ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2777/20 от 13.07.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

судья I инстанции Рогова Б.А.

дело № 33-2777/2020

УИД 76RS0007-01-2019-000332-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Сезёмова А.А.,

судей Ваниной Е.Н., Рыбиной Н.С.,

при секретаре Никитниковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

13 июля 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 07 февраля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области отказано.

Заслушав доклад судьи Рыбиной Н.С., судебная коллегия

установила:

26 апреля 2018 года в городе Ярославле между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (департамент), АО «Племзавод Ярославка» (работодатель) и молодым специалистом ФИО1, являющимся владельцем свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области № 5 от 26 апреля 2018 года (участник программы), именуемые вместе «стороны», заключен договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты.

По условиям договора данный договор определяет взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодой семьи с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов (социальная выплата) в рамках реализации направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 года № 222-п.

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в суд с иском с учетом уточнения (л.д. 148-152 т.1) к ФИО1, АО «Племзавод Ярославка», Администрации Ярославского муниципального района, в котором просил:

признать незаконным включение Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области ФИО1 в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 год,

признать указанный выше договор от 26 апреля 2018 года № 4 недействительным и применить последствия недействительности данной сделки, взыскав с ФИО1 в пользу департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области денежные средства предоставленной социальной выплаты в размере 1.190.700 рублей.

В обоснование исковых требований департамент указал, что ФИО1 был включен в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 год как молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание переехать в Ярославский муниципальный район, работающие в сфере АПК, подготовленный комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, при этом ФИО2 (супруга ответчика) имела регистрацию в городе Ярославле. 31 августа 2017 года сводный список утвержден главой Ярославского муниципального района. В связи с включением ФИО1 в списки участников целевой программы был заключен оспариваемый договор № 4 от 26 апреля 2018 года. Платежным поручением от 08 мая 2018 года № 1718 ФИО1 перечислены денежные средства в размере 1.190.700 рублей. Контрольно-счетная палата Ярославской области при проверке целевого эффективного использования средств, выделенных на областную целевую программу, выявила факт неправомерного включения в список участников Ярославского муниципального района граждан, не соответствующих указанным условиям в связи с невозможностью переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района, так как административный центр Ярославского муниципального района находится в городе Ярославле. Среди лиц, неправомерно включенных в список, является ФИО1 в связи с тем, что его супруга ФИО2 имела регистрацию по месту жительства в городе Ярославле. Изложенные выше обстоятельства дают основания для признания спорного договора недействительным (ничтожным) в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и применения последствий недействительности данной сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО2, комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, Контрольно-счетная палата Ярославской области.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив письменные материалы дела, выслушав объяснения представителей департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по доверенности ФИО3, контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности ФИО4 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Администрации муниципального района по доверенности ФИО5 по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Разрешая спор по существу и отказывая департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 как получатель социальной выплаты, действовал добросовестно, соблюдал все условия использования социальной выплаты, социальная выплата ФИО1 реализована, его семья из города Пошехонье фактически переехала в другой муниципальный район.

С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, так как они не соответствуют материалам дела и закону.

Как следует из материалов гражданского дела, по трудовому договору от 24 мая 2017 года ФИО1 трудоустроен в должности <....> в АО «Племзавод Ярославка». Данный работодатель АО «Племзавод Ярославка» осуществляет свою деятельность на территории поселка Ярославка Ярославского района Ярославской области.

Семья ФИО1 состоит из трех человек: ФИО1, его супруги ФИО2 и их несовершеннолетнего сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Семья А-вых была зарегистрирована по месту пребывания в период с 13 июня 2017 года по 13 июня 2018 года по <адрес>

Также супруга ФИО1 - ФИО2 вместе с несовершеннолетним сыном с 07 мая 2013 года зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги квартиросъемщика, выданной 30 июня 2017 года ТСЖ «Московская слобода», и копией паспорта на имя ФИО2

ФИО1 обратился в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением об его включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», по Ярославскому муниципальному району, как молодой специалист, живущий и работающий в АПК.

По результатам рассмотрения данного заявления ФИО1, работающий <....> в АО «Племзавод Ярославка», включен в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 года, утвержденный главой Ярославского муниципального района 31 августа 2017 года.

Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 5 от 26 апреля 2018 года.

Согласно данному свидетельству удостоверяется, что ФИО1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий, проводимых в рамках областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы, в соответствии с условиями указанной программы ему предоставляется социальная выплата в размере 1.190.700 рублей на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, за счет средств федерального и областного бюджетов.

26 апреля 2018 года между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (департамент), АО «Племзавод Ярославка» (работодатель) и молодым специалистом ФИО1, являющимся владельцем свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области № 5 от 26 апреля 2018 года (участник программы), именуемые вместе «стороны», заключен договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты.

По условиям договора данный договор определяет взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодой семьи с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов (социальная выплата) в рамках реализации направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 года № 222-п; участник программы, являясь участником долевого строительства жилого дома в сельской местности, привлекает на строительство объекта долевого строительства – квартиры собственные или заемные средства в размере части стоимости, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты в соответствии с социальными нормами на каждого члена семьи и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья; срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

На основании платежного поручения № 1718 от 08 мая 2018 года в адрес ФИО1 произведено перечисление социальной выплаты в размере 1.190.700 рублей, на основании разрешений директора департамента от 31 мая 2018 года № 02/18, от 15 ноября 2018 года № 36/18 данные денежные средства перечислены в адрес ООО «Светлояр» в качестве оплаты работ по строительству жилого дома в рамках договора участия в долевом строительстве № КБ-101-Ж от 14 мая 2018 года, заключенного между застройщиком ООО «Светлояр» и ФИО1, ФИО2 (участники долевого строительства).

По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ярославской области, результаты которой оформлены актом от 12 апреля 2019 года, сделан вывод, что неправомерно использовались бюджетные средства в результате неправомерного включения КУМИ Администрации Ярославского муниципального района в списки участников Ярославского муниципального района граждан, не соответствующих условиям Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района, департаментом в нарушение пункта 1.4 раздела III Правила предоставления социальных выплат 11 молодым семьям (в том числе, семье ФИО7), изъявившим желание переехать из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, в Ярославский муниципальный район, были неправомерно использованы средства на предоставление социальной выплаты.

На территории Ярославской области Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 года № 222-п утверждена областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области».

В разделе IV областной целевой программы («Механизмы реализации областной целевой программы») отражено, что в целях улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых семей и молодых специалистов предусматривается выплата субсидий за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Методика предоставления и распределения субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, за счет средств областного бюджета приведена в приложении 1 к областной целевой программе.

Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, приведены в приложении 2 к областной целевой программе.

В соответствии с положениями пункта 1.4 раздела III приложения 2 к областной целевой программе право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно:

- молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Таким образом, пунктом 1.4 раздела III приложения 2 к ОЦП установлен ряд условий, соответствие которым является обязательным для возникновения права на получение социальной выплаты, в частности, не предусмотрено возникновение права на получение социальной выплаты в случае переезда в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа) из городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района Ярославской области.

Аналогичное условие предусмотрено пунктом 35 приложения 4 федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, действовавшим до 01 января 2018 года.

Согласно положениям Закона Ярославской области от 07 февраля 2002 года №12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» к административному центру Ярославского района относится город Ярославль.

Следовательно, при переезде супруги ФИО1 - ФИО2 из города Ярославля (с места жительства, подтвержденного данными регистрационного учета: <адрес> в сельскую местность в границах Ярославского муниципального района Ярославской области у членов семьи ФИО1 не возникло право на получение и использование социальной выплаты.

Утверждения ответчика о том, что его семья фактически проживала в <адрес>, в доме родителей ФИО1, допустимыми доказательствами не подтверждены. Напротив, материалами дела убедительно подтверждается, что ФИО2 вместе с несовершеннолетним сыном с 07 мая 2013 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном в городе Ярославле.

Судебная коллегия считает, что спорный договор № 4 от 26 апреля 2018 года противоречит указанным выше требованиям законодательства и должен быть признан недействительным на основании положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ФИО1 в пользу департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в счет возврата социальной выплаты подлежат взысканию денежные средства в размере 1.190.700 рублей. В данной части исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требование о признании незаконными действий администрации применительно к данному спору фактически является основанием требований об оспаривании сделки.

По изложенным мотивам, обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения – спорный договор № 4 от 26 апреля 2019 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты подлежит признанию недействительным, с ФИО1 в пользу департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в счет возврата социальной выплаты подлежат взысканию денежные средства в размере 1.190.700 рублей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 07 февраля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворить частично.

Признать недействительным договор № 4 от 26 апреля 2019 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в счет возврата социальной выплаты денежные средства в сумме 1.190.700 рублей.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Председательствующий

Судьи