ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2784/2016 от 21.04.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Капустина С.В. Дело № 33-2784/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Кругловой С.Ю.

судей Брюквиной С.В., Кузьминой О.Ю.

при секретаре ФИО1

21 апреля 2016 года

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 9 февраля 2016 года, которым постановлено:

Обязать администрацию городского округа город Рыбинск и муниципальное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8» в срок до 31 декабря 2016 г. устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании спортивного зала «Ринг», расположенного по адресу: <адрес> выполнив работы по ремонту кровли.

Заслушав доклад судьи областного суда Брюквиной С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыбинская городская прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8» (далее - МУ ДО СДЮСШОР № 8) и администрации городского округа город Рыбинск о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2016 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании спортивного зала «Ринг», расположенного по адресу: <адрес> выполнив работы по ремонту кровли, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в нарушение пункта 3.8 СанПин 2.4.4.3172-14 потолки и стены в спортивном зале имеют нарушения целостности (видны следы отхождения штукатурки, протечек, темных пятен). Параметры микроклимата (температура) в спортивном зале «Ринг» на расстоянии 0,5 м от наружной стены и в раздевалке не соответствуют требованиям пункта 6.2 СанПин 2.4.4.3172-14 - температура помещений ниже допустимой нормы. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в спортивном зале явились следствием необходимости ремонта здания и крыши спортивного зала. Целостность стен и крыши здания нарушена, в результате чего происходят постоянные протечки во время сезонных осадков и таяния снега.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым администрация городского округа город Рыбинск не согласилась.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию городского округа город Рыбинск обязанности устранить нарушения требований законодательства.

Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя администрации городского округа город Рыбинск и департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике по доверенностям ФИО2, позицию директора МУ ДО СДЮСШОР № 8 ФИО3, прокурора Соболевского М.Г., судебная коллегия считает, что жалоба не содержит оснований для отмены решения и подлежит оставлению без удовлетворения.

Удовлетворяя исковые требования, суд установил, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в спортивном зале явились следствием ненадлежащего состояния здания и крыши спортивного зала, целостность стен и крыши здания нарушена, в результате чего происходят постоянные протечки во время сезонных осадков и таяния снега, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» от 27 ноября 2015 года. Здание спортивного зала «Ринг» находится в оперативном управлении МУ ДО СДЮСШОР № 8, согласно пункту 1.7 Устава которого, учредителем и собственником имущества учреждения является городской округ город Рыбинск. Администрация городского округа город Рыбинск осуществляет функции и полномочия учредителя непосредственно, а также через департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации городского округа город Рыбинск и департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск в соответствии с полномочиями, установленными разделом 8 настоящего Устава. В соответствии с пунктом 8.1 Устава учреждения администрация городского округа город Рыбинск определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации городского округа город Рыбинск в соответствии с пунктом 8.2 Устава осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества. Суд пришел к выводу о том, что департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике является структурным подразделением администрации городского округа город Рыбинск, департамент и администрация должны самостоятельно решить вопросы финансирования ремонтных работ и обязал ответчиков устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании спортивного зала «Ринг», расположенного по адресу: <...>, выполнив работы по ремонту кровли в срок до 31 декабря 2016 года.

Выводы суда об удовлетворении исковых требований прокурора и мотивы, изложенные в решении, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, которые суд правильно установил на основе надлежащей оценки совокупности доказательств.

Нормы материального права применены судом верно.

В части удовлетворения требований прокурора к МУ ДО СДЮСШОР № 8 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства решение суда не обжалуется, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Рыбинск выражает несогласие с постановленным решением в части возложения на них обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения ремонта кровли.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным учреждением дополнительного образования на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Кроме того, из материалов дела следует, что причиной ненадлежащего состояния кровли и стен здания явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.

Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства (пункт 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку городской округ город Рыбинск является учредителем и собственником имущества МУ ДО СДЮСШОР № 8, муниципальное учреждение дополнительного образования и орган местного самоуправления несут самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации, судом правомерно возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства как на образовательное учреждение, так и на администрацию городского округа город Рыбинск.

Иные доводы жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 9 февраля 2016 года оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Председательствующий

Судьи