ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2787 от 23.10.2014 Тульского областного суда (Тульская область)

 33-2787      судья Бабина А.В.

 стр. 12

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 23 октября 2014 года город Тула

 Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

 председательствующего Кабанова О.Ю.,

 судей Назарова В.В., Сенчуковой Е.В.,

 при секретаре Перцевой М.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ширяева И.А. на решение Зареченского районного суда г.Тулы от 28.07.2014 года по иску администрации муниципального образования Веневский район к Ширяеву И.А. о взыскании денежных средств.

 Заслушав доклад судьи Кабанова О.Ю., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 администрация муниципального образования Веневский район обратилась в суд с указанным иском, обосновав его тем, что 26.11.2010 года между главой муниципального образования Веневский район Сапегиной Т.И. и Ширяевым И.А., назначенным на должность главы администрации муниципального образования Веневский район, был заключен контракт. Ширяев И.А., как глава администрации муниципального образования Веневский район, был не вправе самостоятельно, минуя заключение дополнительных соглашений к контракту и без получения одобрения Собрания представителей муниципального образования Веневский район, решать вопрос о выплате себе каких-либо дополнительные денежных средств помимо тех, которые были предусмотрены заключенным с ним контрактом. Правоохранительными органами, а также счетной палатой Тульской области были установлены факты необоснованного получения ответчиком денежных средств. В установленный срок Ширяев И.А. необоснованно полученные денежные средства в добровольном порядке не возвратил. С учетом уточнения исковых требований администрация муниципального образования Веневский район просила суд взыскать с Ширяева И.А. сумму неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 В судебном заседании представители администрации муниципального образования Веневский район по доверенностям Жданов А.В. и Шашенкова Т.А. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

 Ширяев И.А. и его представитель по доверенности Хлопов В.Г. в судебном заседании исковые требования не признали, считали их необоснованными.

 Представитель муниципального образования Веневский район, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

 Решением Зареченского районного суда г.Тулы от 28.07.2014 года исковые требования удовлетворены. С Ширяева И.А. в бюджет муниципального образования Веневский район взыскана сумма неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 В апелляционной жалобе Ширяев И.А. просит отменить решение Зареченского районного суда г.Тулы от 28.07.2014 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

 Проверив материалы дела в соответствии с требованиями, предусмотренными ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, т.е. в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ширяева И.А. и его представителя по доверенности Хлопова В.Г., а также представителей администрации муниципального образования Веневский район по доверенностям Жданова А.В. и Шашенковой Т.А., судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями) муниципальная служба-профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

 Согласно ч.7 ст. 16 указанного Закона гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В силу ч.6 ст. 37 Федерального Закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

 Раздел 2 Закона Тульской области «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» от 17.12.2007 года №931-ЗТО (с последующими изменениями) устанавливает, что должность главы местной администрации относится к группе высших должностей муниципальной службы.

 В соответствии с Уставом муниципального образования Веневский район главой администрации муниципального образования является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания представителей муниципального образования Веневский район, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации муниципального образования (до дня начала работы Собрания представителей муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Лицо назначается на должность главы администрации муниципального образования Собранием представителей муниципального образования из двух кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой администрации муниципального образования заключается главой муниципального образования (ст.15).

 В силу ст. 22 Федерального Закона от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 1-1 Закона Тульской области от 17.12.2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

 Согласно ч.2 ст. 30 Устава муниципального образования Веневский район Собрание представителей муниципального образования определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования Веневский район, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета муниципального образования на решение вопросов местного значения.

 Как следует из материалов дела, 26.11.2010 года между главой муниципального образования Веневский район Сапегиной Т.И. и Ширяевым И.А., назначенным на должность главы администрации муниципального образования Веневский район решением Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 26.11.2010 года № 15/115 «О назначении на должность Главы администрации муниципального образования Веневский район», был заключен контракт.

 В разделе 4 контракта от 26.11.2010 года указано, что оплата труда главы администрации производится в виде денежного содержания, состоящего в т.ч. из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы (должностного оклада) в размере 13 514 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 15% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 25 % должностного оклада.

 Разделом 10 указанного контракта определено, что изменения и дополнения, вносимые в настоящий контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.

 Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что муниципальному служащему, замещающему должность главы администрации муниципального образования по контракту, к которой относится должность главы администрации муниципального образования Веневский район, установление процента ежемесячного денежного поощрения к окладу, которое в составе ежемесячных выплат входит в его денежное содержание, производится Собранием представителей муниципального образования Веневский район.

 Решением Собрания представителей муниципального образования Веневский район 4-го созыва от 28.10.2013 года № 48/383 «Об утверждении дополнительного соглашения № 3 к контракту с главой администрации муниципального образования Веневский район от 26.11.2010 года» утверждено дополнительное соглашение № 3 к контракту с главой администрации муниципального образования Веневский район от 26.11.2010 года.

 Дополнительным соглашением от 28.10.2013 года № 3 к контракту с главой администрации муниципального образования Веневский район в контракт с главой администрации муниципального образования Веневский район от 26.11.2010 года внесены изменения, в том числе, в п.6 раздела 4 «Оплата труда», а именно размер ежемесячного денежного поощрения указан в размере 100 % должностного оклада с 26.11.2010 г. по 31.05.2012 г., в размере 110 % должностного оклада с 1.06.2012 года.

 19.12.2013 года прокурор Веневского района Тульской области обратился с представлением к председателю Собрания представителей муниципального образования Веневский район, указав, что ежемесячное денежное поощрение главы администрации муниципального образования Веневский район в нарушение норм трудового права и позиций заключенного контракта самостоятельно изменялось (завышалось) по процентному соотношению к ежемесячному денежному поощрению, указанному в контракте. В период с 27.11.2010 год по 27.10.2013 год представительным органом муниципального образования Веневский район дополнительные соглашения, регламентирующие платежные отношения с главой администрации муниципального образования Веневский район не принимались и не утверждались.

 Решением Собрания представителей муниципального образования Веневский район 4-го созыва от 15.12.2013 года № 53/419 отменено решение Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 28.10.2013 года №48/383 «Об утверждении дополнительного соглашения № 3 к контракту с главой администрации муниципального образования Веневский район от 26.11.2010 года».

 Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжений администрации муниципального образования Веневский район от 19.04.2011 года №151-р, от 16.02.2012 г. №55-р, от 18.06.2012 г. №316-р, от 26.07.2012 года №417-р, от 29.11.2012 №666-р, подписанных главой администрации муниципального образования Веневский район, размер денежного поощрения главы администрации указанного муниципального образования составлял от 100% до 110 % должностного оклада.

 Факт получения денежных поощрений по вышеназванным распоряжениям и в вышеуказанном процентном размере Ширяев И.А. не отрицал в суде первой инстанции.

 Актом исследования документов в отношении администрации муниципального образования Веневский район Тульской области от 17.01.2014 года, составленным специалистом-ревизором ОДИ УЭБ и ПК УМВД России по Тульской области подтверждено, что сумма переплат ежемесячного денежного поощрения главе администрации муниципального образования Веневский район Ширяеву И.А. представляет собой разницу между суммой фактически выплаченных денежных вознаграждений и суммой денежных вознаграждений, рассчитанной и подлежащей выплате исходя из условий контракта от 26.11.2010 года (в размере 25% от оклада) и составляет за период с ноября 2010 года по январь 2014 года - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 Счетной палатой Тульской области от 11.03.2014 года № была проведена проверка отдельных вопросов деятельности администрации муниципального образования Веневский район Тульской области за 2013 год. По результатам указанной проверки 14.04.2014 года составлен акт, из содержания которого следует, что с 2010 года во исполнение требований ст. 72 ТК РФ изменения в контракт с главой администрации муниципального образования Ширяевым И.А. в части повышения ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения не вносились.

 Суд первой инстанции обоснованно указал в оспариваемом решении, что распоряжения «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения муниципальных служащих администрации муниципального образования Веневский район и руководителей ее структурных подразделений» от 19.04.2011 года №151-р, от 16.02.2012 года №55-р, от 18.06.2012 года №316-р, от 26.07.2012 года №417-р, от 29.11.2012 года №666-р главой администрации муниципального образования Веневский район Ширяевым И.А. были изданы незаконно, поскольку решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район по данному вопросу не принимались, изменения в соответствующий контракт от 26.11.2010 года, заключенный между главой муниципального образования Веневский район Сапегиной Т.И. и главой администрации муниципального района Веневский район Ширяевым И.А., не вносились.

 Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с Ширяева И.А. в бюджет муниципального образования Веневский район суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 Данный вывод подробно, с приведением правовой и фактической аргументации, мотивирован судом в постановленном по делу решении и не противоречит положениям материального права, регулирующим спорные правоотношения.

 Доводы Ширяева И.А. о том, что судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, свидетельствующие о том, что с момента заключения контракта и до его прекращения должностной оклад изменялся в июне 2012 года и в сентябре 2012 года не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. Актом исследования документов в отношении администрации муниципального образования Веневский район Тульской области от 17.01.2014 года, составленным специалистом-ревизором ОДИ УЭБ и ПК УМВД России по Тульской области и актом Счетной палаты Тульской области от 11.03.2014 года № 22-р бесспорно подтверждено, что сумма неосновательного обогащения Ширяева И.А. за вышеуказанный период составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 Другие доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также считает несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены. Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

 Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Зареченского районного суда г.Тулы от 28.07.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширяева И.А. без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи