ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2787/2022 от 24.08.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Устинова Т.В. Дело

Докладчик Тельных Г.А. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Тельных Г.А.,

судей Маншилиной Е.И., Крючковой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца ФИО20ФИО3 на решение Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации , департаменту ЖКХ администрации о признании незаконным постановления администрации , о возложении обязанности предоставить субсидию с учетом членов семьи, отказать полностью».

Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО21 обратился с иском о признании незаконным постановления администрации , возложении обязанности предоставить субсидию. В обоснование исковых требований указал, что является ветераном боевых действий и встал на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке, с учетом членов его семьи. Указанное обстоятельство подтверждается решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

С даты постановки на учет и по настоящее время у администрации отсутствовала возможность предоставить ему жилье по договору социального найма, в связи с чем ему были обязаны предоставить субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом.

ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление о предоставлении субсидии, приложив необходимые документы. Однако, ему в этом было отказано с указанием на предоставление недостоверных сведений. ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление администрации «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты», его копия была им получена ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным решением он не согласен, полагает, что ему положена субсидия, исчисленная с учетом членов его семьи, имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильём. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в ФИО2 на 3 квартал 2021 года установлена в размере 39107 рублей. Учетная норма предоставления жилья составляет 18 кв.м. В состав членов семьи входит три человека (он, его супруга и ребенок). Следовательно, размер субсидии составляет 2111778 рублей.

С учётом изложенных доводов, истец просил признать незаконным постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты» ФИО4; возложить на администрацию обязанность предоставить субсидию на приобретение ФИО4 и членами его семьи в размере 2111778 рублей.

В последующем истец сформулировал исковые требования следующим образом : признать незаконным и отменить постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты» ФИО4; возложить на администрацию обязанность при расчете субсидии ФИО4 учитывать членов его семьи – ФИО5 и ФИО6; предоставить указанную субсидию на основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально дело было принято в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено о рассмотрении дела по правилам гражданского судопроизводства.

Судом в качестве соответчика привлечен департамент ЖКХ администрации , в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены ФИО5, ФИО6, а также ФИО15

В судебном заседании истец ФИО28 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным доводам. Акцентировал внимание суда на то, что ему полагается выплата субсидии, рассчитанная не только на него, но и на членов его семьи. Истец также полагал, что субсидия должна быть выплачена в его пользу.

ФИО10, действующая на основании доверенностей в интересах администрации и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации , иск не признала и указала, что ФИО4 имеет право на единовременную денежную выплату в размере 735606 рублей, которая рассчитывается по следующей формуле: 18х40867, где 18 кв.м. – норматив общей площади жилья на одного человека; 40867 руб. – стоимость 1 кв.м. жилья, установленная на IVквартал 2021 года для ФИО2 . При этом ФИО25 не имеет права на получение субсидии с учетом членов своей семьи. В предоставленном ФИО4 пакете документов был договор купли-продажи квартиры, прошедший государственную регистрацию. В данном договоре указывалось, что стоимость квартиры составляет 2 130 000рублей, из которых денежные средства выплачиваются ФИО27 в размере 18222 рублей, сумма в размере 2111 78 рублей, является субсидией и будет перечислена Департаментом на расчетный счет ФИО15 Однако ФИО26. имеет право на получение субсидии только в размере 735606 рублей. До заключения договора купли-продажи стороны в Департамент не обращались и указанный вопрос не обсуждали.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ФИО15, ФИО11, В.С. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ФИО15 по доверенности ФИО12 полагал исковые требования обоснованными, при этом пояснил, что ФИО15 денежных средств за квартиру в полном объеме не получила, право собственности на квартиру уже зарегистрировано за ФИО7 ФИО13 пояснил, что им не было известно об отсутствии права ФИО4 на получение субсидии в размере 2111778 рублей. При заключении сделки было известно о том, что истец является получателем субсидии, однако, фактически продавцу не был известен размер этой субсидии.

ФИО24. ранее в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными, каких-либо доводов в обоснование иска не приводила.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе истец ФИО22 оспаривает решение суда, считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить и постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.

Выслушав истца ФИО23 ФИО23. и его представителя ФИО14, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении заявления судом установлено, что решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию была возложена обязанность поставить ФИО4 на учет на предоставление жилой площади в первоочередном порядке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С указанного времени истец состоит на учете, что подтверждается представленной копией учетного дела.

Также установлено, что ФИО4 занимал на основании постановления главы администрации , однако решением Октябрьского районного суда ФИО4, ФИО5, ФИО6 признаны утратившими право пользования жилым помещением и были выселены. Фактически решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации с заявлением, в котором просил предоставить субсидию на приобретение жилого помещения на него и членов его семьи, в соответствии с п.6 и п.7 ст. 4 закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об обеспечении жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов». К заявлению были приложены копии удостоверения Ветерана боевых действий на имя ФИО4, паспортов заявителя и членов его семьи, копии свидетельства о браке, свидетельства о рождении дочери, выписка из финансово-лицевого счета, справки ОГУП «Липецкоблтехинтвентаризация», оригинал договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением (л.д. 22 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было разъяснена необходимость предоставления документов, дающих право жене и дочери заявителя на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в 15-дневный срок, а также разъяснено, что размер единовременной денежной выплаты, на которую ФИО4 имеет право, составляет 735606 рублей, исходя из расчета 18 кв.м и стоимости 1 кв.м общей площади на 4 квартал 2021 года – 40867 руб. Данная сумма будет перечислена на расчетный счет продавца жилого помещения (л.д.24 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 (продавец) и ФИО4, ФИО5, ФИО6 (покупатели) заключен договор купли-продажи по проспекту Победы в городе Липецке, общей площадью 43,5 кв.м., а также дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонами договора купли-продажи определена стоимость квартиры в размере 2130000 рублей, а также определен расчет, в соответствии с которым 18222 рублей выплачивается за счет средств семьи Щ-вых, а сумма в размере 2111778 рублей является субсидией и выплачивается ФИО15 департаментом ЖКХ администрации в течение 20 рабочих дней с момента предоставления договора купли-продажи, прошедшего государственную регистрацию (п. 3 договора).

ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру зарегистрировано за покупателями, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Семья Щ-вых зарегистрирована по данному адресу, что подтверждается выпиской из домовой книги.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято постановление «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты», в соответствии с которым ФИО4 было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Из сопроводительного письма, которым постановление было направлено ФИО4, следует, что ФИО4 не предоставил документы, подтверждающие право членов семьи заявителей на льготу по обеспечению жильем в предложенный 15-дневный срок, поэтому размер единовременной денежной выплаты для ветерана боевых действий составляет 735606 рублей. Указанная в договоре купли-продажи сумма субсидии 2111778 рублей является недостоверной, поэтому постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в предоставлении ЕДВ в сумме, указанной в договоре купли-продажи (л.д.50 т.1).

Представитель ответчиков в суде также пояснил, что отказ с формулировкой «предоставление недостоверных сведений» связан с тем, что был представлен договор купли-продажи, в соответствии с которым на Департамент ЖКХ возложена незаконная обязанность по выплате субсидии в размере 2 111 778 рублей.

Также согласно объяснениям представителя ответчика подобного рода договоры купли-продажи недвижимости первоначально, до государственной регистрации, по сложившейся практике, департамент проверяет, соответственно, в договоре указывается соответствующее условие о перечисление той денежной сумме, которая полагается в действительности, т.е. при заключении договора купли-продажи департамент фактически принимает свое непосредственное участие: предоставляет сведения о размере субсидии, проверяет правильность условия об оплате, однако, в данном случае договор был заключен в отсутствие контроля департамента.

При этом сторона ответчика не оспаривает право истца на получение единовременной денежной выплаты, но не соглашается с тем размером, на который истец претендует.

Заявленный истцом размер единовременной денежной выплаты составляет 2 111 778 рублей, поскольку истец полагает, что данная выплата должна производиться из расчета на трех человек: самого истце, его жену и дочь, так как истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье с членами своей семьи.

Согласно представленному удостоверению ФИО4 является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные п.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ветеранам боевых действий, к числу которых относится и истец, в силу подпункта 3 пункта 1 ст. 16 Закона «О ветеранах» предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 23.2. Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.16 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.2 ст. 23.2).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета Российской Федерации определяется по обеспечению жильем ветеранов боевых действий исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 3.2. этой же статьи по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11.1 ст. 23.2. Закона «О ветеранах»).

Пунктом 12 этой же правовой нормы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст.2 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Обеспечение жильем граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, осуществляется путем выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередником, а в отношении граждан, указанных в абзацах втором - восьмом статьи 3 настоящего Закона, также предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).

Согласно абзацу 4 статьи 3 этого Закона ветераны боевых действий имеют право на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно абзацу 4 части 4 статьи 4 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, субвенции выделяются в размере, не превышающем расчетную стоимость 18, а в отношении граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 настоящего Закона, - 36 квадратных метров общей площади жилья на одного человека исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по ФИО2 , устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 этой же статьи органы местного самоуправления при отсутствии возможности предоставления жилья по договору социального найма предоставляют очереднику субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом.

В данном случае очередник кроме документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, представляет договор купли-продажи на жилое помещение, либо договор участия в долевом строительстве, прошедший государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", либо договор строительного подряда.

На основании указанных документов органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении субсидии и перечислении ее в безналичной форме непосредственно застройщику или продавцу жилого помещения, а также о снятии очередника с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно абзаца 4 части 6.1 статьи 4 настоящего Закона Расчет единовременной денежной выплаты для категории граждан, указанных в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Закона, определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по ФИО2 , устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату принятия органами местного самоуправления решения о ее предоставлении и в дальнейшем перерасчету не подлежит.

Согласно ч.7 указанной статьи, субсидии предоставляются в размере, не превышающем расчетную стоимость 18 или 36 (в зависимости от категории) квадратных метров общей площади жилья на одного человека, исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по ФИО2 , устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату принятия органами местного самоуправления решений об их выделении и в дальнейшем перерасчету не подлежат.

При расчете размера субсидии гражданам, указанным в статье 3 настоящего Закона, учитываются члены их семей, имеющие также право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом ФИО2 «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» имеет сам истец как ветеран боевых действий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Члены его семьи право на такую меру социальной поддержки не имеют., поскольку не относятся к категории лиц, указанных в статье 3 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ.

Соответственно, суд верно исходил из того, что размер единовременной денежной выплаты для истца либо размер субсидии для перечисления продавцу квартиры определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров на него одного и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по ФИО2 на соответствующую дату.

Как указал районный суд, право истца на получение единовременной денежной выплаты по такому расчету ответчиками признавалось и спора об этом между сторонами не имеется.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по ФИО2 на IV квартал 2021 года установлена в размере 40867 рублей.

Таким образом ЕДВ для истца составляла 735606 рублей (18 кв.м х 40867 руб.).

ЕДВ для заявителя либо субсидия для перечисления продавцу это формы обеспечения жильем за счет субвенций их федерального бюджета, поэтому рассчитываются одинаково.

Оснований для расчета ЕДВ на трех человек, а также для перечисления продавцу квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ субсидии из расчета на трех человек не имеется.

При таких обстоятельствах районный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы жалобы о том, что Классификатором мер социальной защиты (поддержки) в приложении 1 под кодом категории получателей мер социальной защиты (поддержки) – 11 02 00 08 указаны члены семьи ветерана боевых действий, совместно с ним проживающие, правильность выводов суда не опровергают. Указанные лица не являются получателем меры социальной поддержки под ко-«обеспечение жильем», тогда как ветераны боевых действий ( код категории – 11 02 00 00) в числе получателей этой меры социальной поддержки указаны.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в том, что суд не дал оценку доказательствам по делу, представленным истцом, не может быть принят во внимание. Суд правильно установил существенные для дела обстоятельства на основании имеющихся в деле доказательств, не допустил нарушений норм материального и процессуального права.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь иной результат по делу и отмену законного и обоснованного судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО19ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: