ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2788/19 от 24.07.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Колбаева Ф.А. Дело № 33-2788/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 24 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Коробченко Н.В.,

судей областного суда Чернышовой Ю.А., Метелевой А.М.,

при секретаре Салиховой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области», 546 отряду (судов обеспечения) Каспийской флотилии о взыскании денежных средств,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области», 546 отряду (судов обеспечения) Каспийской флотилии о взыскании денежных средств, указав, что состоит в трудовых отношениях с 546 отрядом (судов обеспечения) Каспийской флотилии, находящимся на финансовом обеспечении федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области». При получении заработной платы и расчетных листков ФИО1 стало известно, что оплата за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и переработку рабочего времени была произведена федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» в неполном объеме, без учета полагающихся ему компенсационных и стимулирующих выплат, а именно морской надбавки за работу на судах, состоящих в компании – 100 % оклада, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (согласно трудовому договору), надбавки за выслугу лет (согласно трудовому договору), ежемесячной премии – 25% от должностного оклада.

Истец с учетом увеличения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд обязать федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» включить компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавку за выслугу лет; морскую надбавку, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячную премию по результатам работы за месяц) в расчет оплаты труда истцу за работу в выходные (нерабочие праздничные) дни и сверх нормальной продолжительности рабочего времени, произвести перерасчет выплаченных сумм истцу. Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» в пользу ФИО1 недоплату за работу в выходные (нерабочие праздничные дни) и сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 19551 руб. 51 коп., в том числе за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в сентябре 2018 года - 2616 руб. 94 коп., в октябре 2018 года 7123 руб. 61 коп., в декабре 2018 года – 9810 руб. 96 коп.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» по доверенности ФИО3 исковые требования не признал.

Представитель 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии по доверенности ФИО4 не согласилась с исковыми требованиями.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, нарушения судом норм материального и процессуального права, указав, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу,. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение учреждением прав и интересов истца. Действиями (бездействием) учреждения трудовые права работника не нарушались. Вины учреждения в неполучении истцом компенсационных и стимулирующих выплат не имеется. Работодателем истца является второй ответчик по делу, который несет ответственность за достоверность и полноту сведений, надлежащее оформление документов. В соответствии с Положением о системе труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителя воинской части и организации. Командир 546 отряда издает приказы по всем причитающимся выплатам в отношении гражданского персонала и направляет их в учреждение. Расчет и начисление заработной платы истцу произведено учреждением на основании документов, представленных вторым ответчиком. Нормативных правовых актов, регламентирующих оплату сверхурочной работы в рабочее время, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, не имеется. Судом неправомерно принят расчет истца. ФИО1 в спорный период согласился на работу в выходные и праздничные дни без компенсационных и стимулирующих выплат.

Заслушав докладчика, выслушав представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1, представителя ФИО1 - ФИО2, представителя 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии по доверенности ФИО4, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 16 сентября 2009 года между войсковой частью 53163 в лице командира ФИО9, действующего на основании Положения об Отделении Вспомогательного флота Каспийской флотилии, и ФИО1 заключен трудовой договор , по условиям которого ФИО1 принят на должность <данные изъяты> Дата начала работы определена 16 сентября 2009 года.

Согласно данному трудовому договору оплата труда истца состоит из должностного оклада, ставки заработной платы, компенсационных и стимулирующих выплат.

Компенсационные выплаты включают в себя: морскую надбавку за работу на судах, состоящих в кампании – 100 % должностного оклада, доплату за работу в праздничные дни и ночное время, выплата которых производится в порядке, установленном приказом Министерства обороны Российской Федерации.

Стимулирующие выплаты состоят из ежемесячной премиальной выплаты по итогам работы за месяц в размере до трех должностных окладов в год, единовременного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов, выплаты за выслугу лет до четырех должностных окладов в год, в порядке, установленном приказом Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с дополнительным соглашением от 22 июня 2017 года к трудовому договору от 16 сентября 2009 года, заключенным между 546 отрядом (судов обеспечения) и ФИО1, работник переведен на работу по должности <данные изъяты> с 1 июля 2017 года, к компенсационным выплатам добавлена надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 15 % должностного оклада.

На основании статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан, в том числе, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положениями части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 5, 24 приказа министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 года №170 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которым продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-ми часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт). В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и других» дана оценка конституционности части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Установлено, что согласно положениям договора на обслуживание от 1 декабря 2012 года 546 отряд (судов обеспечения) Каспийской флотилии находится на финансово-экономическом обеспечении федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области».

Факт привлечения ФИО1 к работе в выходные дни в сентябре, октябре и декабре 2018 года нашел свое подтверждение в судебном заседании, ответчиками по делу не оспаривался.

Работа в указанные спорные периоды осуществлялась истцом сверх месячной нормы рабочего времени, другие выходные дни работодателем ФИО1 не предоставлялись.

Согласно расчетным листкам за сентябрь, октябрь, декабрь 2018 года выплаты за работу в выходные дни и сверх нормальной продолжительности рабочего времени истцу произведены без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

С учетом фактических обстоятельств дела, а также учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и других», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работа в выходные дни подлежит оплате истцу в двойном размере с применением всех компенсационных и стимулирующих надбавок.

Принимая решение о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за отработанные выходные (нерабочие праздничные дни) в сентябре, октябре, декабре 2018 года, суд принял за основу расчет истца, правильность которого подтверждена расчетом федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области»

Поскольку факт работы ФИО1 сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные дни за сентябрь, октябрь, декабрь 2018 года установлен, судебная коллегия находит расчет истца об оплате труда с учетом компенсационных выплат обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении иска в части взыскания заработной платы не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» является ненадлежащим ответчиком, а исковые требования следовало предъявлять к работодателю 546 отряду (судов обеспечения) Каспийской флотилии, является несостоятельным.

Истец состоит в трудовых отношениях с 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии.

В установленном Министерством обороны Российской Федерации порядке финансово-экономическое обеспечение 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии на основании договора на обслуживание №103 от 1 декабря 2012 года осуществляет федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области», которое обеспечивает начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средства на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным Министерством обороны Российской Федерации за счет средств, выделяемых на финансирование отряда.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, поскольку повторяют позицию стороны ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Между тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о взыскании денежных средств с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» в пользу ФИО1 за счет средств, поступающих на финансирование 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии.

На основании изложенного, руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения указанием на взыскание денежных средств в пользу ФИО1 с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» за счет средств, поступающих на финансирование 546 отряда (судов обеспечения) Каспийской флотилии.

Председательствующий:

Судьи областного суда: