ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2789/18 от 13.08.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мясникова Н.В. Дело № 33-2789/2018

Докладчик Давыдова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Н.А.,

судей Кедриной О.В., Маншилиной Е.И.,

при секретаре Овчинниковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 17 мая 2018 года, которым, с учетом определения от 02 июля 2018 года об исправлении описки, постановлено:

«Обязать Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области выполнить работы по обеспечению исправного состояния балконной плиты квартиры и панелей ограждения в квартирах № и дома <адрес> в соответствии с проектом.

В иске к ОГУП «ЛОКК», Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области отказать».

Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

государственная жилищная инспекция Липецкой области (далее ГЖИ Липецкой области) обратилась в суд с иском к ОГУП «ЛОКК» о понуждении разработки проекта на предмет выполнения работ по обеспечению исправного состояния балконной плиты квартиры № 176 и панелей ограждения балконов в квартирах № 172 и № 176 дома № <адрес> и выполнении данных работ в соответствии с проектом.

В обоснование требований истец ссылался на то, что по обращению КАП, проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу неудовлетворительного состояния балконной плиты была проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт № 5880 от 20.05.2016г. и выдано предписание № 2061 от 20.05.2016г.

Впоследствии ГЖИ Липецкой области неоднократно проводились проверки, выносились новые предписания, однако работы по обеспечению разработки проекта на предмет выполнения работ по обеспечению исправного состояния балконной плиты квартиры № 176 и панелей ограждения балконов в квартирах № 172 и № 176 <адрес> и выполнение данных работ в соответствии с проектом, не выполнены.

Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования в части срока, в течение которого ответчику ОГУП «ЛОКК» надлежит выполнить обязательства по ремонту балконной плиты квартиры №176 и панелей ограждения балконов в квартирах № 172 и № 176 <адрес> в г. Липецке, указал срок для выполнения требований - 3,5 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, администрация г. Липецка привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковых заявлениях. Объяснила, что обязанность по выполнению работ по ремонту балконной плиты и замене балконных панелей ограждения лежит на управляющей организации, однако с учетом введения чрезвычайного положения в отношении <адрес> и с учетом возложения проведения капитального ремонта фасада данного дома на Фонд капитального ремонта, надлежащим ответчиком в настоящее время является Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Представитель ответчика ОГУП «ЛОКК» исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, указанные в письменном возражении. Суду объяснила, что указанные в предписании ГЖИ виды работ относятся не к текущему, а к капитальному ремонту, а проведение таких работ не входит в компетенцию управляющей компании.

Представитель ответчика Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области исковые требования не признала, полагала, что указанные виды работ являются текущими, а не капитальными. Приказ УЖКХ Липецкой области №01-03/285 от 25.10.2017г. «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» является нелегитимным.

10.05.2018г. Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <адрес>.

Представитель ответчика УЖКХ Липецкой области исковые требования не признала, полагала надлежащим ответчиком по данному делу Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Представители ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и третьего лица администрации г. Липецка в судебное заседание не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела

Выслушав объяснения представителей Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, ОГУП «ЛОКК», ГЖИ Липецкой области, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.

Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 (далее - Правила содержания) и «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их содержания и выполнения», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г.

На основании подпункта «а» пункта 16 и пункта 17 Правил содержания при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.

Пунктом 4.2.4.2. Правил № 170 предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.

Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.

В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.

Пунктом 4.2.4.3 Правил № 170 предусмотрено, что отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290, в такой перечень услуг и работ, выполняемых управляющими организациями, включаются, в том числе и работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в частности: выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.

В силу части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт фасада.

Согласно п. 5.1 Ведомственным строительным нормам 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов и оборудования жилого дома, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные (п. 2.4.2 Правил № 170).

В соответствии с частью 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты…

В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1-4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Судом установлено, что на основании обращения КАП, проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу неудовлетворительного состояния балконной плиты, ГЖИ Липецкой области была проведена выездная проверка, по результатам которой установлено, что в квартире № 176 дома <адрес> деформирована балконная плита, вследствие чего произошло вспучивание и вываливание стекол на балконной плите нижерасположенной квартиры № 172.

Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется ОГУП «ЛОКК» на основании договоров №135/110 от 30.06.2014г., от 30.06.2016г.

Согласно информации, представленной ОГУП «ЛОКК», по обращению жителей квартиры № 172 был проведен осмотр балконной плиты квартиры № 176, в ходе которого принято решение о необходимости проведения строительно-технического обследования. Жителям квартиры № 176 направлено письмо о запрете выхода на балкон.

Общим собранием собственников многоквартирного дома <адрес>, оформленного протоколом № 9 от 02.03.2018г., принято решение о проведении ремонта и реконструкции балконов квартир 172 и 176 <адрес> не за счет средств текущего ремонта жилья ежемесячно выплачиваемых собственниками на счет ОГУП «ЛОКК» и об обращении с заявлением в УК ОГУП «ЛОКК»» с целью обследования дома с последующим ходатайством о постановке дома на капитальный ремонт.

На основании договора № 34 от 20.04.2016г., заключенного между ООО «АТИ Липецка» и УК ОГУП «ЛОКК», 29.04.2016г. проведено обследование и оценка технического состояния железобетонных балконных плит квартиры № 176 жилого <адрес> на предмет отклонения от горизонтали и разрушения, выявлено, что железобетонная балконная плита находится в ограниченно-работоспособном состоянии, железобетонное ограждение балкона находится в аварийном состоянии, предложены работы для восстановления эксплуатационной пригодности обследуемого балкона.

Из заключения ООО «ЦНИЛ» № 335-4 от 22.05.2017г. следует, что техническое состояние левой балконной плиты квартиры № 176 в целом согласно СП 13-102- 2003 оценивается категорией «ограниченно работоспособное», панелей ограждения в квартирах №172/176 - «недопустимое». Необходимо произвести ремонт балконной плиты квартиры 176, панели ограждения в квартирах 172 и 176 - демонтировать с последующим устройством ограждения из металлического профиля.

В связи с неисполнением предписаний, ГЖИ Липецкой области проводились неоднократные проверки по факту проведения указанных ремонтных работ.

Так, 06.10.2017г. истцом была проведена проверка исполнения предписания № 2969 от 18.08.2017г., в ходе которой установлено, что работы по ремонту кровельного покрытия козырька балкона квартиры № 176 выполнены, однако работы по обеспечению разработки проекта на предмет выполнения работ по обеспечению исправного состояния балконной плиты квартиры № 176 и панелей ограждения балконов в квартирах № 172 и № 176 <адрес> и выполнение данных работ в соответствии с проектом не выполнены.

Обращениями генерального директора ОГУП «ЛОКК» ФИО2 от 08.08.2017г. в адрес Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области и Управления ЖКХ Липецкой области доведено до сведения, что в квартирах № 176 и № 172 <адрес> в г. Липецке сложилась аварийная ситуация, а именно: произошло разрушение ограждающих железобетонных панелей и балконов вышеуказанных квартир до недопустимого состояния. Работы по восстановлению работоспособности балконных плит и ограждений следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

Постановлением главы администрации г. Липецка № 2087 от 25.10.2017г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением зоны чрезвычайной ситуации в пределах границ участка, занимаемого многоквартирными жилыми домами, в том числе и домом <адрес>.

В адрес Управления ЖКХ администрации г. Липецка главой администрации г. Липецка были направлены акты обследования и письмо с просьбой в короткие сроки принять решение о проведении капитального ремонта фасада многоквартирного дома <адрес>

Приказом Управления ЖКХ Липецкой области №01-03/285 от 25.10.2017г. определено проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по адресу: <адрес>, в размере предельной стоимости определенной из расчета, установленной постановлением администрации Липецкой области от 10.02.2017г. № 52 «Об утверждении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, который может оплачиваться областным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на 2017г.».

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что надлежащим ответчиком по заявленному спору является Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Коль скоро, приказом УЖКХ Липецкой области № 01-03/285 от 25.10.2017г. на Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области возложена обязанность по проведению капитального ремонта спорного общедомового имущества в доме <адрес> и всего фасада в частности, правовых оснований для возложения обязанности по проведению данных работ на управляющую компанию или иную организацию не имеется.

Изложенное опровергает доводы Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о том, что указанные работы относятся к текущему ремонту, а не капитальному, поскольку при наличии данного приказа именно у Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области возникает обязанность по его исполнению.

Более того, 10.05.2018г. Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области заключил с ООО «Генпроектстрой» договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного поадресу: <адрес>.

В техническом задании к договору предусмотрено наименование работ по ремонту фасада (ремонт балконных плит), куда в силу действующего законодательства включаются работы по ремонту и балконных ограждений и балконных плит.

На основании изложенного, судебной коллегией также не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о том, что приказ УЖКХ Липецкой области № 01-03/285 от 25.10.2017г. принят с нарушением требований, установленных постановлением администрации Липецкой области от 28 сентября 2017 года №447 «Об утверждении порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Данный приказ ответчиком не оспорен, является действующим, следовательно, подлежит исполнению.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что предметом рассмотрения спора является неисполнение ОГУП «ЛОКК» предписаний истца, в то время как к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в досудебном порядке требование не предъявлялось, предписание не выносилось, являются несостоятельными.

Истцом заявлены требования о понуждении разработки проекта на предмет выполнения работ по обеспечению исправного состояния балконной плиты квартиры № 176 и панелей ограждения балконов в квартирах № 172 и № 176 <адрес> и выполнении данных работ в соответствии с проектом, в ходе рассмотрения дела установлено, что указанные виды работ обязан провести Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Тот факт, что собственники жилых помещений многоквартирного дома <адрес> не были привлечены к участию в деле, также не свидетельствует о незаконности принятого судебного акта, поскольку обжалуемым решением суда их права не нарушены, какие-либо обязанности на них не возложены.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что балконы жильцов не относятся к общедомовому имуществу, поскольку не обслуживают иные помещения, кроме как помещения собственников, основаны на неверном толковании правовых норм, поскольку балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость (пп. "в" п. 2 Правил содержания общего имущества).

В апелляционной жалобе Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области не приводятся новые данные, опровергающие выводы суда и нуждающиеся в дополнительной проверке.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 17 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Копия верна: судья

секретарь