ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-278/2015 от 10.06.2015 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья <...>

Дело № 33-278/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 июня 2015 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Дроздовой В.Ф.,

судей Мудрой Н.Г., Поповой М.Н.

при секретаре Шаховой И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда ЕАО от 25.03.2015, которым постановлено:

Заявление прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону нормативного правового акта - удовлетворить.

Признать подпункт 13 пункта 7 раздела II формы договора найма служебного жилого помещения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» № 93 от 12.05.2014 «Об утверждении формы договора найма служебного жилого помещения» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения представителя администрации МО «Облученское городское поселение» Зобовой О.В., прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим закону нормативного правового акта. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка на предмет соответствия федеральному и областному законодательству постановления администрации Облученского городского поселения от 12.05.2014 № 93 «Об утверждении формы договора найма служебного жилого помещения», опубликованного в Информационном сборнике муниципального образования «Облученское городское поселение» от 29.05.2014 № 8 (115). В результате правового анализа вышеуказанного нормативного акта установлено противоречие отдельных его положений требованиям федерального жилищного законодательства, в связи с чем 15.01.2015 прокуратурой района в адрес главы администрации Облученского городского поселения направлен протест с требованием приведения постановления администрации от 12.05.2014 № 93 в соответствие с федеральным законодательством.

Акт прокурорского реагирования удовлетворен частично, доводы прокурора о несоответствии требованиям закона п.п. 13 п. 7 разд. II формы договора найма служебного жилого помещения, утвержденной постановлением администрации от 12.05.2014 № 93, отклонены, так как, по мнению администрации, указанная норма не противоречит требованиям жилищного законодательства. Прокурор считает, что данные выводы исполнительно-распорядительного органа поселения не обоснованы по следующим основаниям. Согласно ч. 8 ст. 100 ЖК РФ типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации. На основании данной нормы закона Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 утвержден типовой договор найма служебного жилого помещения. В нарушение названного Постановления Правительства РФ подпунктом 13 пункта 7 раздела II формы договора, утвержденной постановлением администрации городского поселения № 93 от 12.05.2014, на нанимателя возложена обязанность информировать наймодателя о досрочном расторжении трудового договора, окончании срока муниципальной или государственной службы, досрочном прекращении полномочий лица, замещавшего государственную, муниципальную или выборную должность, не позднее 5 рабочих дней со дня такого изменения. Данный пункт постановления не только противоречит федеральному законодательству, но и содержит коррупциогенный фактор, поскольку наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, является коррупциогенным фактором. Ссылаясь на ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор просит суд признать пп. 13 п. 7 разд. II договора, утвержденного постановлением администрации Облученского городского поселения от 12.05.2014 № 93 «Об утверждении формы договора найма служебного жилого помещения» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента официального опубликования - с 29.05.2014.

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Титоренко С.С. требования заявления поддержал и уточнил, просил признать подпункт 13 пункта 7 раздела II формы договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации МО «Облученское городское поселение» № 93 от 12.05.2014 «Об утверждении формы договора найма служебного жилого помещения», противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Дополнительно суду пояснил, что оспариваемая норма возлагает на нанимателей служебных жилых помещений, предоставляемых администрацией городского поселения, дополнительную обязанность, не предусмотренную действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности на нанимателя, возможно, будут возложены какие-либо дополнительные обязанности либо наступят неблагоприятные для него последствия, а это является обременительным для граждан и относится к коррупциогенным факторам.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Зобова О.В. требования не признала, суду пояснила, что оспариваемая прокурором норма, закрепленная в утвержденной администрацией форме договора служебного найма, не является обременительной, поскольку работник, согласно трудовому законодательству, за две недели до увольнения сообщает об этом работодателю, следовательно, уведомить об увольнении наймодателя в течение пяти дней не составляет труда. Хотя нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают возможность вносить изменения в утвержденную Правительством РФ типовую форму договора служебного найма, однако такая возможность предоставлена статьями 450 - 453 Гражданского кодекса РФ, поэтому оспариваемое прокурором положение не является нарушением федерального законодательства. Подпункт 13 пункта 7 раздела II был внесен в форму договора служебного найма, утвержденную постановлением администрации Облученского городского поселения № 93 от 12.05.2014, в связи с тем, что недобросовестные работники, занимающие служебные жилые помещения, после увольнения уезжают и не сообщают об этом в администрацию, вследствие чего квартиры пустуют, разбиваются, на них начисляется квартплата. В целях сохранности и контроля за муниципальным имуществом администрацией поселения заключены соглашения с различными учреждениями и организациями, работникам которых администрация предоставляет жилые помещения по договорам служебного найма, в силу которых данные учреждения обязаны в пятидневный срок письменно уведомлять администрацию о прекращении трудовых отношений с пользователями служебных жилых помещений либо об их выезде на другое место жительства. Однако некоторыми учреждениями и организациями условия заключенных соглашений также не выполняются, в связи с чем у администрации возникла необходимость закрепить в договоре найма служебного жилого помещения обязанность самого нанимателя уведомлять администрацию о прекращении трудовых отношений.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области просит решение Облученского районного суда ЕАО от 25.03.2015 отменить.

Указывают, что определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ст. 14 ЖК РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ст.ст. 450-453 ГК РФ в типовую форму договора служебного найма могут быть внесены соответствующие изменения.

Оспариваемый пункт внесен в типовую форму договора с целью контроля и сохранности жилого фонда, поскольку работодатели не всегда извещают администрацию поселения об освобождении жилых помещений, в результате жилой фонд пустует, разбивается, управляющими компаниями начисляется квартплата.

Полагают, что спорная обязанность не является трудновыполнимой и обременительной.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Облученского района Реснянский К.С. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Полагает довод жалобы о возможности внесения изменений в форму типового договора на основании ст.ст. 450-453 ГК РФ необоснованным, поскольку положения указанных статей регулируют правоотношения, возникающие при изменении условий заключенного договора, а не типовой формы договора.

Довод о не извещении администрации поселения работодателями об освобождении жилых помещений считает несостоятельным, свидетельствующим об отсутствии контроля со стороны администрации за сохранностью принадлежащего им имущества, а также отсутствии взаимодействия между администрацией и работодателями.

Также не согласен с доводом жалобы о том, что спорная обязанность не является трудновыполнимой и обременительной, поскольку указанное суждение не аргументировано и возлагает дополнительные не предусмотренные федеральным законодательством обязанности на нанимателя.

В апелляционной инстанции представитель администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Зобова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Холманских Т.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, прокурора судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Статьёй 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 43 Устава муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО постановления и распоряжения администрации городского поселения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Облученского городского поселения № 93 от 12.05.2014 «Об утверждении формы договора найма служебного жилого помещения», принятом в установленном порядке, утверждена форма договора найма служебного жилого помещения, в подпункте 13 пункта 7 раздела II которой содержится положение, обязывающее нанимателя служебного жилого помещения информировать наймодателя о досрочном расторжении трудового договора, окончании срока муниципальной или государственной службы, досрочном прекращении полномочий лица, замещающего государственную, муниципальную или выборную должность, не позднее 5 рабочих дней со дня такого размещения..

Данное постановление опубликовано в «Информационном сборнике» муниципального образования «Облученское городское поселение» № 8 (115) за 29.05.2014 и является действующим нормативным правовым актом.

Частью 7 ст. 5 ЖК РФ установлено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом 4 п.1 ст. 15 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу п.5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31 (права и обязанности членов семьи), статьёй 65 (права и обязанности наймодателя жилого помещения) и частями 3 и 4 статьи 67 (обязанности нанимателя жилого помещения).

В соответствии с п. 8 ст. 100 ЖК РФ типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» утверждён Типовой договор найма служебного жилого помещения.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Типовой договор найма служебного жилого помещения не содержат норму, обязывающую нанимателя служебного жилого помещения информировать заблаговременно наймодателя о досрочном расторжении трудового договора, окончания срока муниципальной или государственной службы, досрочном прекращении полномочий лица, замещавшего государственную, муниципальную или выборную должность.

Следовательно, оспариваемый п.п. 13 п.7 раздела II формы договора найма служебного жилого помещения, утверждённого постановлением администрации городского поселения от 12.05.2015 № 39 противоречит действующему законодательству.

Доводам администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о том, что они вправе вносить изменения в типовой договор найма служебного помещения исходя из норм ст.ст. 450-453 ГК РФ судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки данной позиции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое положение включено в форму договора с целью сохранения жилищного фонда не являются основанием к отмене решения суда, в связи с противоречием данного положения действующему законодательству. Кроме того, судом установлено, что администрацией МО «Облученское городское поселение» заключены соглашения с организациями и учреждениями о контроле и сохранности муниципального имущества, согласно которым им вменена обязанность письменно уведомлять администрацию в пятидневный срок о прекращении трудовых отношений с работниками, занимаемыми служебные помещения и об их выезде из служебного помещения.

Также подпунктом 11 п. 7 раздела II формы договора найма служебного жилого помещения на нанимателя служебного жилого помещения возложена обязанность при освобождении жилого помещения сдать его наймодателю в надлежащем состоянии.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление прокурора и признал недействующим оспариваемое положение с момента вступления решения суда в законную силу.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда мотивировано.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 25.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО без изменения.

Председательствующий

Судьи