ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2790/19 от 24.09.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Кондратова О.Ю. Дело № 33-2790/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 24 сентября 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей: Булатова П.Г., Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Курган» о возложении обязанности оборудовать аэропорт специальными подъемным устройством (амбулаторным лифтом),

по апелляционной жалобе акционерного общества «Аэропорт Курган» на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2019 г.

Заслушав доклад судьи Лукиных Л.П. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика АО «Аэропорт Курган» Долгих В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Курганский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Курган» (далее – АО «Аэропорт Курган», Общество) о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что в аэропорт г. Кургана для прохождения лечения и проведения операций в ФГБУ РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия им. академика Г.А. Илизарова» прилетают пассажиры, не способные передвигаться самостоятельно, из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. В период с 1 января 2018 г. по 21 февраля 2019 г. через аэропорт г. Кургана рейсами ЮТ-265 и ЮТ-266 ПАО «Авиакомпания «ЮТейр» по маршруту Москва-Курган-Москва перевезено 425 маломобильных пассажиров. Обязанность по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно, из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в аэропорту г. Кургана возложена на АО «Аэропорт Курган». В настоящее время пассажиры данной категории в аэропорту г. Кургана доставляются на воздушные суда на носилках, либо в инвалидных колясках на руках. Нормами действующего законодательства предусмотрено предоставление оператором аэропорта данным гражданам услуги по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него с использованием специального подъемного устройства (амбулаторного лифта). В нарушение указанных требований в АО «Аэропорт Курган» отсутствует специальное устройство (амбулифт). Просил обязать АО «Аэропорт Курган» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать аэропорт специальным подъемным устройством (амбулифтом).

В судебном заседании помощник курганского транспортного прокурора Кравчук А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика АО «Аэропорт Курган» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно доводам письменного отзыва ответчик не согласен с исковыми требованиями ввиду того, что с начала 2019 г. АО «Аэропорт Курган» прорабатывается вопрос о приобретении специального подъемного устройства, проводится мониторинг поставщиков подходящего оборудования. Общество обратилось 15 марта 2019 г. в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области с заявлением об открытии дела по установлению сбора за представление аэровокзального комплекса с учетом расходов на приобретение амбулифта. До настоящего времени решение по данному вопросу не принято. Также указал, что в соответствии с п. 4 раздела 1 Плана мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере воздушного транспорта, утвержденного приказом Росавиации от 20 ноября 2015 г. № 759 (далее – План мероприятий), срок реализации мероприятий по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта) не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности – сентябрь 2020 г. Таким образом, на сегодняшний день срок исполнения обязанности по обеспечению АО «Аэропорт Курган» данным устройством не наступил.

Курганским городским судом Курганской области постановлено решение, которым исковые требования курганского транспортного прокурора удовлетворены. При этом данным решением срок оборудования аэропорта специальным подъемным устройством (амбулифтом) установлен в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе АО «Аэропорт Курган» выражает несогласие с принятым по делу решением. Указывает, что обязательного требования по оснащению аэропортов амбулифтами действующим законодательством не предусмотрено. Посадка и высадка пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, обеспечивается Обществом с использованием специальных приспособлений (кресло-каталка), а также с использованием сил сотрудников службы организации перевозок. Вновь приводит доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, ссылаясь на то, что в стоимостную основу действующего сбора за предоставление аэровокзального комплекса, установленную Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, расходы аэропорта на приобретение амбулифта до настоящего времени не включены. К тому же, срок исполнения обязанности оборудования аэропорта данным устройством (сентябрь 2020 г.), установленный Планом мероприятий, не наступил. Кроме того, полагал, что при принятии решения суд первой инстанции вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку, обращаясь с иском, транспортный прокурор просил выполнить данную обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, однако судом принято решение о возложении обязанности на ответчика оборудовать аэропорт амбулифтом в течение 3 месяцев. С учетом изложенного, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор полагал, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Аэропорт Курган» Долгих В.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров воздушным транспортом, обеспечивают оборудование такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного и безопасного использования.

Согласно п. 4 ч. 7 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы услуга по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Аналогичные положения закреплены в п. 13 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 г. № 24.

Планом мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере воздушного транспорта, утвержденным приказом Росавиации от 20 ноября 2015 г. № 759, в качестве одного из мероприятий предусмотрено обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, не способного самостоятельно передвигаться пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности с использованием специального подъемного устройства (амбулифта). Срок реализации мероприятия определен до сентября 2020 г.

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, обязанность по оснащению аэропортов устройствами для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на оператора аэропорта, то есть в данном случае на АО «Аэропорт Курган».

При рассмотрении дела установлено, что с 14 февраля 2019 г. по 4 марта 2019 г. транспортной прокуратурой Курганской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, законодательства о защите прав потребителей при предоставлении детям-инвалидам, лицам, их сопровождающим, услуг воздушной перевозки в АО «Аэропорт Курган», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.

Данной проверкой установлено, что в аэропорт г. Кургана для прохождения лечения в ФГБУ РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия им. академика Г.А. Илизарова» систематически прилетают пассажиры, не способные передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. В период с 1 января 2018 г. по 21 февраля 2019 г. через аэропорт г. Кургана рейсами ЮТ-265 и ЮТ-266 ПАО «Авиакомпания «ЮТейр» по маршруту Москва-Курган-Москва прибыло 425 лиц из числа инвалидов и маломобильных граждан.

Нарушение законодательства выразилось в том, что в АО «Аэропорт Курган» отсутствует специальное подъемное устройство – амбулифт, обеспечивающее безопасную посадку на воздушное судно и высадку из него неспособного самостоятельно передвигаться пассажира из числа инвалидов.

Выявленные нарушения при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры затрагивают их социальные права, что требует принятия мер по исправлению ситуации.

Обстоятельства проведения проверки и ее результаты зафиксированы в акте от 4 марта 2019 г., согласно которому в отношении АО «Аэропорт Курган» транспортным прокурором вынесено представление от 4 марта 2019 г. об устранении выявленных нарушений.

Отсутствие в АО «Аэропорт Курган» специального подъемного устройства (амбулифта), с помощью которого осуществляется посадка и высадка пассажиров с ограниченными возможностями на борт воздушного судна, представителем ответчика в суде не отрицалось, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика оборудовать аэропорт специальным подъемным устройством (амбулифтом).

Свои выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что бездействие ответчика влечет за собой нарушение социальных прав инвалидов, гарантированных Федеральным законом № 181-ФЗ, поскольку посадка на воздушное судно и высадка из него без использования специального подъемного устройства (амбулифта) доставляет неудобства лицам с ограниченными возможностями, может привести к падению их из инвалидных колясок и носилок, что может повлечь получение ими дополнительных травм. Следовательно, в аэропорту г. Кургана для лиц с ограниченными возможностями не созданы равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на обстоятельствах дела, правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы АО «Аэропорт Курган» об отсутствии обязательного требования оснащения аэропорта амбулифтом судебной коллегией во внимание не принимаются, как не соответствующие требованиям закона, поскольку вышеприведенными положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, Планом мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере воздушного транспорта прямо предусмотрена обязанность оператора аэропорта пассажиру из числа инвалидов с ограниченными возможностями оказание такой услуги, как обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него с использованием специального подъемного устройства (амбулифта).

Указание в апелляционной жалобе на обеспечение АО «Аэропорт Курган» надлежащей посадки и высадки маломобильных пассажиров при помощи иных средств (кресла-каталки, силами сотрудников службы организации перевозок), является несостоятельным, поскольку указанные подъемные приспособления не равнозначны по техническим характеристикам, комфортным условиям и безопасности амбулифту, наличие которого является обязательным. Кроме того, наличие иных средств обеспечения безопасности посадки и высадки пассажиров-инвалидов не отменяет обязанности исполнения требований закона.

Как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие достаточного финансирования со стороны собственника имущества не может являться основанием для освобождения от выполнения обязательных норм и требований, установленных воздушным законодательством.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, установив срок исполнения возложенной обязанности по установлению амбулифта в течение 3 месяцев, а не 1 года, как было заявлено в иске, проверены судебной коллегией и отклоняются.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда с учетом обстоятельств данного дела является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие предусмотренного законом оснащения аэропорта указанным специальным устройством создается угроза безопасности посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров с ограничением жизнедеятельности.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Изложенные в апелляционной жалобе АО «Аэропорт Курган» доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают. В целом все доводы жалобы аналогичны позиции стороны ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда основаны на материалах дела.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 5 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Аэропорт Курган» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: