РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-2793/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2018 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Королёва Ю.А., Порохового С.П.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Никитченко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круг лиц к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 февраля 2018 года,
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя ответчика Администрации г.Хабаровска Картавой А.Э., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
В обоснование заявленных требований Прокурор указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории Кировского района г.Хабаровска выявлено 11 бесхозяйных сетей водоснабжения, до настоящего времени работа по постановке которых на учет в качестве бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю Администрацией города Хабаровска не проведена, что свидетельствует об уклонении от исполнения положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ и Федеральных законов «О теплоснабжении», «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Просит суд с учетом уточнения требований обязать Администрацию г.Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных в Кировском районе г. Хабаровска по адресам: 1) водопроводная сеть по ул. Сибирская 32, протяжённость 44 погонных метров; 2) водопроводная сеть по ул. Льва Толстого 58, протяжённость 19,70 погонных метров; 3) водопроводная сеть по ул. Лейтенанта Шмидта - ул.Серышева, протяжённость 120,75 погонных метров; 4) водопроводная сеть по ул. Запарина 128-135, протяжённость 152,12 погонных метров; 5) водопроводная сеть по ул. Запарина 117а, протяжённость 52,60 погонных метров; 6) водопроводная сеть по ул. Фоломеева 7, протяжённость 39,60 погонных метров; 7) водопроводная сеть по ул. Казачья гора, протяжённость 147,45 погонных метров; 8) водопроводная сеть по ул. Калинина до здания ВНС по ул.Калинина 118 «г», протяжённость 115,60 погонных метров; 9) водопроводная сеть по ул. Шелеста 83 и 85, протяжённость 34 погонных метров; 10) водопроводная насосная станция по ул. Яшина 29, 62,6 квадратных метров, как бесхозяйных объектов путем направления заявлений в управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 13 февраля 2018 года исковые требования прокурора г.Хабаровска удовлетворены. Суд постановил:
Обязать Администрацию города Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения, расположенных в Кировском районе г.Хабаровска по адресам:
1. водопроводная сеть по ул. Сибирская 32, протяженностью 44 погонных метров;
2. водопроводная сеть по ул. Льва Толстого 58, протяженностью 19,70 погонных метров;
3. водопроводная сеть ул. Лейтенанта Шмидта - ул.Серышева, протяженностью 120,75 погонных метров;
4. водопроводная сеть по ул. Запарина 128 -135, протяженностью 152,12 погонных метров;
5. водопроводная сеть по ул. Запарина 117а, протяженностью 52,60 погонных метров;
6. водопроводная сеть ул. Фоломеева 7, протяженностью 39,60 погонных метров;
7. водопроводная сеть по ул. Казачья гора, протяженностью 147,45 погонных метров;
8. водопроводная сеть от ул. Калинина до здания ВНС по ул.Калинина 118 «г», протяженностью 115,60 погонных метров;
9. водопроводная сеть по ул. Шелеста 83 и 85, протяженностью протяжённость 34 погонных метров;
10. водопроводная насосная станция по ул. Яшина, 29, 62,6 квадратных метров,
как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Хабаровска Гречихина К.А. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с решением суда, полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что Администрацией г.Хабаровска были предприняты меры еще до подачи иска прокурором г.Хабаровска о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных. Считает, что иного порядка подачи заявлений, кроме как в электронной форме, приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 не предусмотрено. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что понуждение Администрации города к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Указывает, что в настоящее время объекты, о которых идет речь в решении суда, не существуют как объекты недвижимого имущества, так как отсутствуют сведения о государственном кадастровом учете. Полагает, что поскольку только кадастровый инженер имеет право определить технические характеристики объекта, и только внесение сведений в государственный кадастр недвижимости подтвердит существование недвижимого имущества, принятое по делу решение суда является невыполнимым до осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г.Хабаровска Картавая А.Э. просит удовлетворить апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Прокурор Лазарева Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав мнения сторон по делу, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года за № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании положений п. 6 ст. 14 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела: прокуратурой г.Хабаровска при проведении проверки исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона на территории Кировского района г.Хабаровска выявлено 10 бесхозяйных сетей водоснабжения, это 1) водопроводная сеть по ул. Сибирская 32, протяжённость 44 погонных метров; 2) водопроводная сеть по ул. Льва Толстого 58, протяжённость 19,70 погонных метров; 3) водопроводная сеть по ул. Лейтенанта Шмидта - ул.Серышева, протяжённость 120,75 погонных метров; 4) водопроводная сеть по ул. Запарина 128-135, протяжённость 152,12 погонных метров; 5) водопроводная сеть по ул. Запарина 117а, протяжённость 52,60 погонных метров; 6) водопроводная сеть по ул. Фоломеева 7, протяжённость 39,60 погонных метров; 7) водопроводная сеть по ул. Казачья гора, протяжённость 147,45 погонных метров; 8) водопроводная сеть по ул. Калинина до здания ВНС по ул.Калинина 118 «г», протяжённость 115,60 погонных метров; 9) водопроводная сеть по ул. Шелеста 83 и 85, протяжённость 34 погонных метров; 10) водопроводная насосная станция по ул. Яшина 29, 62,6 квадратных метров. Информация о регистрации прав на которые отсутствовала, что следует из ответа Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 06.07.2017 года № и ответа КГБУ «Хабкрайкадастр» от 22.08.2017 года №.
Указанные объекты недвижимости не включены в реестр федерального имущества, что подтверждается информацией МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО №.
В отношении указанных в иске водопроводных сетей составлены технические паспорта, определяющие их местоположение и характеристики.
Таким образом, из представленных суду документов следует, что в отношении расположенных в Кировском районе г.Хабаровска водопроводных сетей:
- водопроводная сеть по ул. Сибирская 32, протяженностью 44 погонных метров;
- водопроводная сеть по ул. Льва Толстого 58, протяженностью 19,70 погонных метров;
- водопроводная сеть ул. Лейтенанта Шмидта - ул.Серышева, протяженностью 120,75 погонных метров;
- водопроводная сеть по по ул. Запарина 128 -135, протяженностью 152,12 погонных метров;
- водопроводная сеть по ул. Запарина 117а, протяженностью 52,60 погонных метров;
- водопроводная сеть ул. Фоломеева 7, протяженностью 39,60 погонных метров;
- водопроводная сеть по ул. Казачья гора, протяженностью 147,45 погонных метров;
- водопроводная сеть от ул. Калинина до здания ВНС по ул.Калинина 118 «г», протяженностью 115,60 погонных метров;
- водопроводная сеть по ул. Шелеста 83 и 85, протяженностью 34 погонных метров;
- водопроводная насосная станция по ул. Яшина, 29, 62,6 квадратных метров,
сведений об их принадлежности кому-либо на праве собственности или ином вещном праве не имеется, стороной ответчика указанные обстоятельства не оспаривались.
Удовлетворяя иск в полном объеме, и в том числе, возлагая на Администрацию города Хабаровска обязанность, принять меры к постановке на учет 10 сетей водоснабжения, суд первой инстанции правильно исходил из того, что спорная водопроводная сеть является бесхозяйным имуществом, и на балансе у какого - либо спорные объекты не состоят, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Доводы жалобы о том, что понуждение Администрации города к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйного является ограничением права органа местного самоуправления, несостоятельны, поскольку понуждение в судебном порядке органов местного самоуправления исполнить возложенные на них законом обязанности не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Доводы жалобы том, что иного порядка подачи заявлений, кроме как в электронной форме, приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 не предусмотрено, на правильность постановленного решения суда не влияют, не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, способных повлиять на исход дела, которые могли бы служить основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции в решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно мотивированы, потому судебная коллегия находит их правильными. Представленные доказательства и доводы сторон оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 февраля 2018 года, по иску Прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круг лиц к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Ю.А. Королёв
С.П. Пороховой