ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2793/2021 от 06.10.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-2793/2021 (2-88/2021) судья Гужов Е.Н.

УИД 62RS0019-01-2020-001601-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2021 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Кондаковой О.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Русановой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 07 июля 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонному), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о включении периода работы в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонному), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований истец указал, что 24 сентября 2020 года он обратился в ГУ – УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку имеет необходимый стаж работы (не менее 15 лет) в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах.

Решением ГУ – УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонного) от 10 ноября 2020 года ему было оказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Он не согласен с указанным решением, поскольку имеет статус спасателя с 2002 года, квалификация «спасатель» присвоена решением аттестационной комиссии ТАК Рязанской области , протокол от 21 мая 2002 года.

В настоящее время решением Комиссии по аттестации Правительства Рязанской области, протокол от 29 декабря 2018 года присвоена квалификация «спасатель 1 класса».

14 января 2002 года он был принят на должность спасателя поисково-спасательного отряда ГУ по делам ГО и ЧС Рязанской области и 30 июня 2005 года уволен в порядке перевода.

С 01 июля 2005 года он принят на должность спасателя в поисково-спасательный отряд ГУ Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», с 04 июня 2013 года переведен на должность методиста спасательного отряда аварийно-спасательной службы Рязанской области, 01 ноября 2013 года переведен на должность заместителя начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области по оперативной работе.

29 декабря 2015 года распоряжением правительства Рязанской области от 21 сентября 2015 года путем изменения типа государственного бюджетного учреждения создано государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

22 декабря 2016 года он уволен по собственному желанию.

23 декабря 2016 года он принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями города Рязани» (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани»), где работает по настоящее время.

Общий стаж его работы в качестве спасателя 3, 2 и 1 классов в профессиональных аварийно-спасательных службах на момент обращения за назначением страховой пенсии составил 17 лет 11 месяцев 06 дней, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указание ответчика на то, что ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» не входят в состав профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и не принимали участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, считает несостоятельным.

Он на протяжении своей трудовой деятельности неоднократно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» входят в единую организационную систему МЧС России и выполняет все функции и задачи МЧС на территории субъекта федерации, так как в Рязани и Рязанской области нет профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, напрямую входящих в состав МЧС России.

ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» являются профессиональными службами и процедура аттестации аварийно-спасательных служб и выдаваемое по ее результатам свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ идентичны для всех аварийно-спасательных формирований независимо от их ведомственной принадлежности.

Полагает, что состав и характер трудовых обязанностей, фактически им выполняемых в указанных организациях, соответствует составу и характеру труда, предусмотренным статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости».

Просил суд признать недействительным решение ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонного) от 10 ноября 2020 года об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) произвести назначение и начисление ему страховой пенсии по старости начиная с 24 сентября 2020 года, включив в специальный стаж периоды его работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Рязанской области (3 года 5 месяцев 5 дней), в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (11 лет 5 месяцев 22 дня), в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» (3 года 9 дней).

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции.

В письменных возражениях Государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», Главное управление МЧС России по Рязанской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Представители Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Рыбновскому району Рязанской области (межрайонного), Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Рязанской области, Главного управления МЧС России по Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены.

На основании частей 3 и 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 14 января 2002 года был принят на должность спасателя поисково-спасательного отряда ГУ по делам ГО и ЧС Рязанской области и 30 июня 2005 года уволен в порядке перевода.

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области осуществляло свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением губернатора Рязанской области от 15 января 2004 года.

Согласно пункту 1 данного Положения Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области было создано и функционировало как орган исполнительной власти Рязанской области в целях реализации на территории Рязанской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 Положения к полномочиям Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области относится осуществление руководства деятельностью дислоцированных на территории Рязанской области органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе специальных подразделений ГПС и их органов управления.

Постановлением Губернатора Рязанской области от 19 апреля 2005 N 110-пг Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области в структуре исполнительных органов государственной власти Рязанской было упразднено.

На основании приказа ГУ ГОЧС от 30 июня 2005 года с 01 июля 2005 года структурные подразделения ГУ ГОЧС были переведены в Главное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области".

С 01 июля 2005 года ФИО1 был принят на должность спасателя в поисково-спасательный отряд ГУ Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».

На основании постановления губернатора Рязанской области от 29 января 2008 года Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области" реорганизован в форме разделения его на Государственные учреждения Рязанской области, в том числе на Государственное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

Распоряжением Правительства Рязанской области от 21 октября 2011 года создано Государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа существующего Государственного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

На основании распоряжения правительства Рязанской области от 28 декабря 2012 года изменен тип государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" на государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".

С 04 июня 2013 года ФИО1 переведен на должность методиста спасательного отряда аварийно-спасательной службы Рязанской области, 01 ноября 2013 года - на должность заместителя начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области по оперативной работе.

На основании распоряжения правительства Рязанской области от 21 сентября 2015 года изменен тип государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" на государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".

22 декабря 2016 года ФИО1 уволен по собственному желанию.

23 декабря 2016 года ФИО1 принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями города Рязани» (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани»).

24 сентября 2020 года ФИО1 обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области (межрайонного) от 10 ноября 2020 года ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ пенсионным органом не включены следующие периоды:

- с 14 января 2002 года по 31 декабря 2002 года – работа в должности спасателя и с 14 января 2003 года по 30 июня 2005 года – работа в должности спасателя в Главном управлении по делам ГО И ЧС Рязанской области;

- с 01 июля 2005 года по 03 июня 2013 года – работа в должности спасателя, с 04 июня 2013 года по 31 октября 2013 года – работа в должности методиста, с 01 ноября 2013 года по 22 декабря 2016 года – работа в должности заместителя начальника ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», пенсионным органом отмечено что данный период при досрочном назначении пенсии относится к пункту 18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

- с 23 декабря 2016 года по 31 декабря 2019 года – работа в должности спасателя в Муниципальном казенном учреждении «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани».

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился в суд.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются:

- перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации",

- перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.

Из анализа приведенных норм следует, что круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, четко определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Таким образом, досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы истца в связи с тем, что ФИО1 осуществлял службу в качестве спасателя в учреждениях, образованных субъектом Российской Федерации, работа в которых не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривают создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.

В силу статьи 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Между тем, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, функционирует путем взаимодействия, и не означает отнесение службы спасателя в органе, обеспечивающем деятельность по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации к службе в структуре федерального органа.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В силу подпункта "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Такая позиция отражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 551-О-П.

Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов работы истца, проходившей в органах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Рязанской области и г. Рязани, не имелось.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов трудовой деятельности ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, судебная коллегия по гражданским делам находит правильным.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о тождественности состава и характера фактически выполняемых им трудовых обязанностей в период работы в ГУ по делам ГО и ЧС Рязанской области, в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани составу и характеру труда, лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ со ссылкой на пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.), не может быть принят во внимание судебной коллегией.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Такие данные в материалах дела отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца в суде первой инстанции и сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 07 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи