ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2795 от 08.08.2013 Белгородского областного суда (Белгородская область)

Судья Степанов Д.В. Дело № 33-2795 08 августа 2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Ускова О.Ю.

судей Аняновой О.П., Безуха А.Н.

при секретаре Крылатой И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 августа 2013 года

апелляционную жалобу Селезнева С.В.

на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 15 мая 2013 года по гражданскому делу по иску Селезнева С.В. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании действий по отказу во включении в список получателей государственного жилищного сертификата незаконными и признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя истца Кузьменковой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа Седельниковой А.Н. возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Селезнев С.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и относится к категории, определенной в пункте 4 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

С 20.03.1996 года Селезнев СВ. с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в жилом помещении в связи с обеспеченностью жилой площадью менее учетной нормы и по состоянию на 01.01.2012 года в списке граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении его семья состоит под №1486.

Согласно заявлению от 25.04.2006 года Селезнев С.В. просил включить его семью в составе 4 человека на получение жилищного сертификата в 2007 году в соответствие с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

03.05.2007 года отказался от предложенного сертификата на 2007 год.

27.06.2007 года Селезнев С.В. повторно обратился в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением о включении его семьи в список на получение жилищного сертификата в 2008 году.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Старооскольского городского округа от 28.04.2008 года семья Селезнева С.В. исключена из списка граждан-получателей государственного жилищного сертификата.

Данное решение мотивировано тем, что Селезнев С.В. согласно ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» права на льготное улучшение жилищных условий не имеет.

На повторное обращение Селезнева С.В. на имя начальника жилищного управления администрации Старооскольского городского округа 31.08.2012 г. дан ответ, из которого следует, что во включении его семьи в список граждан- получателей государственных жилищных сертификатов ему отказано, в связи с отсутствием у него права на льготное улучшение жилищных условий.

Дело инициировано иском Селезнева С.В., который просил признать незаконными действия администрации Старооскольского городского округа, выразившиеся в незаконном отказе во включении его семьи в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с федеральной целевой программой «жилище» на 2011-2012 г., сославшись на то, что он как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на их необоснованность и отсутствие законных оснований для включения семьи Селезнева в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета.

Решением суда исковые требования Селезнева С.В. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании действий по отказу во включении в список получателей государственного жилищного сертификата незаконными и признании права на получение государственного жилищного сертификата отклонены.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая Селезневу С.В. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец, относится к категории, определенной в пункте 4 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и имеет право постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, право на социальную поддержку в форме обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета ему не предоставлено.

Вопреки доводам жалобы, такой вывод суда является правильным и основан на нормах материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статья 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года выделяет категории граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

При этом Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии со ст. ст. 14 и 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в ст. 13 данного Закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой. А гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, мера социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета, в частности, путем получения социальной выплаты на приобретение жилья, для граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 указанного Закона, к числу которых относится и истец, не предусмотрена.

Доводы заявителя со ссылкой на положение ст. 4 ГК РФ о том, что при оценке его прав на получение сертификата должно учитываться законодательство, действующее до 10 апреля 2008 года (момента внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153) основаны на неверном толковании норм права.

Действительно, в подпункте «е» пункта 5 Правил, в редакции действовавшей до принятия Постановления Правительства РФ № 257 от 10.04.2008 г., указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имели граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., в том числе граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Между тем, как указано в пункте 3 указанного Постановления в вышеуказанной редакции, при реализации программы учитываются сводные списки граждан - получателей субсидий, составленные в соответствии с Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 111), в части категорий граждан, указанных в подпункте "е" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим Постановлением.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 866 устанавливалось, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что и ранее (на момент первичного обращения истца) постановка на учет и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществлялась в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Редакция части 4 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающая для граждан, указанных в пункте п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона оказание такой меры социальной поддержки, как постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с момента его принятия не изменялась.

Следовательно, заявитель ни на момент первичного обращения в администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области, ни в на настоящее время права на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, в частности, путем получения социальной выплаты на приобретение жилья не имеет.

Доводы заявителя о том, что ответчик фактически совершил действия, свидетельствующие о признании права истца на получение сертификата, не могут служить основанием для удовлетворения его требований, поскольку возникновение права не ставится в зависимость от признания его органом, на который возложены обязанности по осуществлению полномочий, связанных с реализацией социальных гарантий.

Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 15 мая 2013 года по гражданскому делу по иску Селезнева С.В. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании действий по отказу во включении в список получателей государственного жилищного сертификата незаконными и признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу Селезнева С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи