ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2795/19 от 03.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 апреля 2019 года по делу № 33-2795/2019

Судья в 1-й инстанции ФИО2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Лозового С.В.

Судей

Чистяковой Т.И.

Гоцкалюка В.Д.

при секретаре

ФИО3

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску ФИО4 к Совету Министров Республики Крым, Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Алушты Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Алушты Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Интерстрой» о признании недействительным Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2017 года №117р в части п.14 его приложения №1 и решения Алуштинского городского совета от 23 октября 2017 года №33/177,

по апелляционным жалобам Алуштинского городского совета Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2018 года,

у с т а н о в и л а:

ФИО4 действуя через своего представителя обратился в суд с иском к Совету Министров Республики Крым, Алуштинскому городскому совету Республики Крым о признании недействительными Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2017 года №1175-р в части п.14 его приложения №1 и решения Алуштинского городского совета от 23 октября 2017 года № 33/177, указывая на то, что ей на праве частной собственности принадлежит объект недвижимости - надстройка над общественным туалетом - второй этаж и мансарда, расположенная по ул. Набережная, 16-Б в г. Алушта. Распоряжением Совета Министров Республики Крым №1175-р от 13 октября 2017 года признаны самовольными постройками объекты, в том числе трехэтажный объект, расположенный на муниципальном имуществе (здание туалета), путем надстройки 2 и 3 этажей. Во исполнение требований распоряжения Совета Министров Республики Крым от 23 октября 2017 года №1175-р Алуштинским городским советом было принято решение №33/177 «О сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <адрес> (ФИО4). Решение Алуштинского городского совета было опубликовано в газете «Алуштинский вестник» 26 октября 2017 года №42 (1376). В период с 16 по 25 декабря 2017 года принадлежащее на праве собственности имущество ФИО4 было снесено. Считает, что отнесение объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности к самовольной постройке, не соответствует требованиям закона, нарушена процедура принятия распоряжения Совета Министров Республики Крым. Решение Алуштинского городского совета №33/177 незаконно, возложение обязанности по уничтожению принадлежащего недвижимого имущества фактически означат его изъятие без какого-либо правового обоснования и отсутствия правонарушения с ее стороны. Кроме того, оспариваемое решение противоречит требования об обязательности судебных решений, что нарушает презумпцию добросовестности и разумности, принимая во внимание решение Алуштинского городского суда по делу №2-1209/2004 г. от 03 июня 2004 года.

К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: Администрация г.Алушты, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, а в качестве третьих лиц - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Алушта, Общество с ограниченной ответственностью «Интерстрой».

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2018 года иск ФИО4 удовлетворен частично.

Признано недействительным решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 октября 2017 года №33/177 «О сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <адрес>».

В удовлетворении иной части иска - отказано.

С Алуштинского городского совета Республики Крым взыскано в пользу ФИО4 государственную пошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе, с учетом поданных дополнений, Алуштинский городской совет Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что обжалуемое решение в части удовлетворенных исковых требований к Алуштинскому городскому совету Республики Крым принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах его компетенции. Выводы суда в данной части решения не соответствуют обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что обжалуемое решение в части удовлетворенных исковых требований к Алуштинскому городскому совету Республики Крым принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах его компетенции. Выводы суда в данной части решения не соответствуют обстоятельствам дела.

ФИО4 принесла свои возражения на апелляционную жалобу Алуштинского городского совета Республики Крым согласно которых, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений как законное и обоснованное.

Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на них, судебная коллегия приход к следующему.

В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).

Из апелляционных жалоб Алуштинского городского совета Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует, что они не согласны с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований к Алуштинскому городскому совету Республики Крым. В части отказа в удовлетворении иска к Совету Министров Республики Крым решение суда первой инстанции не обжалуют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.

Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 12 Федерального конституционного закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 1,41,41 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочносвязанных с ним объектов, суть которого сводится тому, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Из содержания ст.264, ч.2 ст.264 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, не являющее собственником земельного участка осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с положениями ч. 1, 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемых актов) предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятниковистории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносесамовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

- обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

- обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

- обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки.

В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдачи разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии со ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном 4.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок принятия решения о сносе на территории муниципального образования городской округ Алушта регламентирован Положением о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утверждённым решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 17 июня 2016 года №20/51 и Положением о комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и состава комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённым постановлением администрации г.Алушты Республики Крым от 09 августа 2016 года N2594.

Согласно пунктам 3.2, 3.4, 3.5, 3.6 Положения о комиссии, при выявлении самовольных построек Комиссией составляется Акт выявления самовольной постройки, который направляется лицу, осуществившему самовольную постройку, или законному представителю данного лица.

При этом вручается лично под роспись уведомление о необходимости добровольного сноса самовольной постройки лицом, её осуществившим, с указанием срока для её сноса. В течение 10 дней после истечения срока, указанного в Уведомлении о необходимости добровольного сноса самовольной постройки лицом, её осуществившим, Комиссия проводит проверку его исполнения. В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не осуществило добровольный снос самовольной постройки в течение срока, указанного в Уведомлении, Комиссия в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока для добровольногосноса самовольной постройки направляет в Алуштинский городской совет протокол заседания Комиссии, в котором содержится предложение принять решение о сносе самовольной постройки либо об обращении в суд с иском осносе самовольной постройки.

В силу пункта 2.2 Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек в тридцатидневный срок со дня поступления в Алуштинский городской совет Республики Крым решения Комиссии с предложением принять решение о принудительном сносе самовольной постройки Алуштинский городской совет принимает решение:

- о сносе самовольной постройки;

- об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки.

П.3.1-3.4 Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки Алуштинский городской совет направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев. В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, Алуштинский городской совет в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки обеспечивает:

- опубликование в городской газете "Алуштинский вестник" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

- размещение на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

- размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, после осуществления мероприятий, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения, не было выявлено, снос самовольной постройки осуществляется не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки. В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не выполнило решение о сносе самовольной постройки в установленный срок, обеспечивается организация работы по принудительному сносу самовольной постройки.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. N 1748-0, указывается, что пунктом 4 статьи 222 ГК РФ закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, притом, что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей.

Однако, судом первой инстанции установлено, что по договору оперативной аренды недвижимого имущества от 01 октября 2002 года у предпринимателя ФИО1 в аренде, сроком до 30 сентября 2010 года находилось недвижимое имущество - общественный туалет площадью 56,2 кв.м, по адресу: <адрес>».

Начальником КП «УГХ» г. Алушта предпринимателю ФИО1 выносилось предписание, из которого следует, что здание действующего общественного туалета площадью 56,2 кв.м, по адресу: <адрес> переданного по договору от 01 октября 2002 года разрушено и проводится его реконструкция и предложено в срок до 01 апреля 2003 года восстановить здание общественного туалета, ввести его в эксплуатацию и предъявить его КП «УГХ».

Решением №953 за 2003 год межведомственная комиссия Алуштинского исполнительного комитета решила сохранить выполненную реконструкцию и сохранить общественный туалет и надстройку на 2 этаже (гостевые номера) существующего задания КП «Алуштинского городского хозяйства» по <адрес>, при условии предоставления правоустанавливающих документов, согласно действующего законодательства и привлечения к ответственности по ст.96 ч. 3 КУоАП, за нарушение в сфере градостроительства.

Содержание письма КрымНИИ проект, адресованное начальнику инспекции ГАСК от 01.10.2003 г. №91 свидетельствует, что размещение туалета от берега моря составляет 102,5 м. (Т.2 л.д.24).

Из письма КрымНИИ проект, адресованного начальнику инспекции ГАСК от 28.08.2003 г. №149 объемно-планировочные решения здания соответствуют требованиям СНиП II-7-81* «Строительство в асейсмичных регионах».

Решением Алуштинского городского суда от 03 июня 2004 года за ФИО1 признано право собственности на надстройку общественного туалета <адрес>» - второй этаж, мансарда и на БТИ возложена обязанность зарегистрировать право собственности за ФИО1

В соответствии с решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета №915 от 13 августа 2004 года отдельно стоящему зданию туалета, состоящему на балансе коммунального предприятия «Управление городского хозяйства», над которым надстройка признана собственностью частного предпринимателя ФИО1, прилегающего к территории турбазы «Мир» в профессорском уголке г. Алушта присвоен почтовый адрес: <адрес>.

Актом государственной технической комиссии от 05 октября 2004 года принято решение о том, что предъявленную государственной технической комиссии завершенную строительством надстройку второго этажа и мансарды над общественным туалетом, расположенным в <адрес>, принять в эксплуатацию.

Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета №1134 от 02 ноября 2004 года утвержден акт государственной технической комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительства надстройки второго этажа и мансарды над зданием общественного туалета, по <адрес> и разрешено частному предпринимателю ФИО1 ввести надстройку второго этажа и мансарду в эксплуатацию.

Решением Алуштинского городского совета №26/315 от 17 марта 2006 года был утверждён проект отвода земельного участка и техническая документация по перенесению в натуру границ отвода земельного участка предпринимателю ФИО5 для обслуживания общественного туалета в г. Алушта, Профессорский уголок, в районе турбазы «Мир» на земельном участке площадью 0,0106 га.

Данный земельный участок передан в аренду предпринимателю ФИО5, сроком до 30 сентября 2010 года. Земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.

04 мая 2007 года между Алуштинским городским советом и предпринимателем ФИО5 был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,0106 га под зданием общественноготуалета по <адрес>, сроком до 30 сентября 2010 года. Целевое использование земельного участка: коммерческое, без права передачи иным лицам.

Из проекта отвода земельного участка для обслуживания общественного туалета в Профессорском уголке в районе турбазы «Мир» г. Алушта за 2003 год следует, что участок благоустроен, обеспечен подъездными и пешеходными путями, рельеф спокойный, целевое назначение земли: коммерческие использование. Объект в санитарной зоне не находится. Получены положительные согласования управления архитектуры градостроительства Алуштинского горисполкома, СЭС, Алуштинской экологической инспекции, Республиканского комитета по охране культурного наследия, Алуштинского городского управления земельных ресурсов, а также получено заключение государственной землеустроительной экспертизы.

Согласно договора купли-продажи от 09 апреля 2008 года ФИО4 приобрела у ФИО1 надстройку общественного туалета - второй этаж, мансарда по адресу: <адрес>. Регистрация права собственности произведена в органах БТИ 14 апреля 2008 года.

Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета №247 от 16 июля 2012 года оформлено право коммунальной собственности на встроенные нежилые помещения туалета общей площадью 41,2 кв.м, по <адрес> за территориальной громадой в лице Алуштинского городского совета

По договору от 11 июля 2016 года нежилое помещение - общественный туалет площадью 41,2 кв.м, по <адрес> находилось в аренде у ООО «Южный альянс», учредителем которого является ФИО4 (на момент рассмотрения дела договор расторгнут).

Из акта выявления самовольной постройки №11 от 25 октября 2016 г. следует, что комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта был составлен акт о том, что по адресу: <адрес> ФИО4 (ИП ФИО1), выполнена реконструкция общественного туалета с надстройкой 2 этажей, используемых в качестве гостиницы. Первый этаж является муниципальной собственностью, а второй и мансардный этаж принадлежали ФИО1, который впоследствии, имущество продал ФИО4 Земельный участок находится в муниципальной собственности. Разрешение на реконструкцию общественного туалета с надстройкой орган местного самоуправления не выдавал. В связи с отсутствием оснований для применения ч.4 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации принято решение о направлении материалов в юридическое управление администрации г. Алушта для судебно-претензионной работы по сносу данного объекта.

Уведомление о необходимости добровольного сноса самовольной постройки и акт №11 от 25 октября 2016 года были вручены представителю ФИО4 - ФИО6 30 мая 2017 года.

По решению Алуштинского городского совета №33/47 от 17 марта 2017 года Алуштинским городским советом поручено Администрации г. Алушта в срок до 31 марта 2017 года обратиться с исковым заявлением о сносе самовольной постройки, возведенной ФИО1 (ФИО4), на земельном участке по адресу: <адрес>.

При этом, исковые требования о сносе ни к ФИО7, ни к ФИО1 не предъявлялись.

Проект установления зон с особой архитектурно-планировочной организацией муниципального образования городской округ Алушта за 2016 год имеющих особую экологическую и рекреационную ценность свидетельствует, что объект по <адрес> частично входит в данную зону.

Согласно протокола заседания Межведомственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым №4 от 20.09.2017 г., комиссией единогласно принято решение в отношении 20 объектов (приложение №1), в том числе, в отношении трехэтажного объекта, расположенного на муниципальном имуществе (здании туалета), путем надстройки 2 и 3 этажей по <адрес>, ввиду наличия признаков ч.4 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также принято во внимание наличие решения Алуштинского городского суда от 03 июня 2004 года и решения Алуштинского городского совета №33/47 от 17 марта 2017 года.

По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру в отношении объекта недвижимости по <адрес> земельный участок площадью 409 кв.м, предоставлялся по договору аренды от 20 мая 2003 года по 01 января 2006 года для функционирования кафе «Анмар», фактическое использование - туалет, гостиница 2 этажа. Право собственности на объекты зарегистрировано за ФИО4 и территориальной громадой. Разрешение на осуществление строительства отсутствует. Имеются признаки нарушения ст.7.1, 8.8 КоАП РФ.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым №1175-Р от 13.10.2017 года трех этажный объект, расположенный на муниципальном имуществе (здание туалета), путем надстройки 2 и 3 этажей по <адрес> признан самовольной постройкой.

23 октября 2017 года Алуштинским городским советом принято решение №33/177, которым решено снести самовольно построенный объект (2 и 3 этажи, расположенные на муниципальном имуществе) капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО4. В п.2 решения отражено о необходимости направления по почте заказным письмом с уведомлением копии решения собственнику и установлен срок добровольного исполнения, в течении 45 суток с момента вступления в силу решения.

Решением Алуштинского городского совета №33/203 от 15 декабря 2017 года в название и преамбулу решения Алуштинского городского совета №33/177 от 23 октября 2017 года внесено изменение, заменено слово «Татьяна», словом «Тамара» в соответствующем падеже.

В соответствии с письмом ООО «Интерстрой» от 30 ноября 2017 года №30/11/4-17 общество уведомило Администрацию г. Алушта о готовности осуществить своими силами снос самовольных построек, определённых решениями Алуштинского городского совета, в том числе объекта по <адрес>.

Протокол заседания комиссии по рассмотрению предложений по привлечению и расходованию безвозмездных поступлений, в том числе добровольных пожертвований, в бюджет муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от 04 декабря 2017 года принято решение о признании целесообразным предложения пожертвователя ООО «Интерстрой» в виде сноса незаконных построек в случае неисполнения самостоятельного сноса собственниками данных объектов в срок до 11 декабря 2017 года.

11 декабря 2017 года между Администрацией г. Алушта и ООО «Интерстрой» был заключен договор пожертвования №2 о сносе объектов, в том числе по <адрес>.

Акт выполненных работ от 25 декабря 2017 года, подписанный между ООО «Интрестрой» и Администрацией г. Алушта подтверждает что осуществлен демонтаж, в том числе второго и третьего этажа по <адрес>, который осуществлялся при контроле сотрудников администрации г. Алушта, строительный мусор вывезен, претензии к объему и качеству выполненных работ отсутствуют.

Из письма Алуштинского городского совета, адресованного представителю ФИО4 - ФИО6 от 25 декабря 2017 года на обращение от 23 ноября 2017 года следует, что решение Алуштинского городского совета №33/177 от 23 октября 2017 года принято во исполнение ст.8 Закона Республики Крым от 07 июля 2017 №409-ЗРК/2017, согласно распоряжения Совета министров Республики Крым №1175-р от 13 октября 2017 года. Согласно действующему законодательству, в случае сноса самовольной постройки какая-либо компенсация не предусмотрена. Также отражено, что копия решения Алуштинского городского совета №33/177 от 23 октября 2017 года направлялась ФИО4 по адресу: <адрес>Б и отражено об отсутствии необходимости разработки технически-обоснованного плана спасения объекта муниципальной собственности, поскольку решение о сносе самовольного строения исполнено, при этом муниципальное имущество сохранено. Договор аренды туалета от 11 июля 2016 года заключен между ООО «Южный альянс» и Администрацией г. Алушта, в связи с чем, Алуштинский городской совет не уполномочен выступать в отношениях аренды муниципального имущества, в том числе по вопросу расторжения договора аренды.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции принимая решение в обжалуемой части, исходил из того, что ни Алуштинским городским советом, ни Администрацией г. Алушта не представлено доказательств соблюдения правил установленных пунктами 3.1, 3.4, 3.5, 3.6 Положения о комиссии, в частности доказательств направления истцу уведомления о сносе самовольной постройки, во исполнение п.2 решения Алуштинского городского совета №33/177 от 22 октября 2017 года. Оспариваемое решение от 23 октября 2017 года № 33/177 принято с существенным нарушением утвержденного Алуштинским городским советом Республики Крым Порядка, так как доказательств направления ФИО4 либо ФИО1 уведомления, либо размещения сообщения в границах земельного участка, на котором осуществлена самовольная постройка, не представлено. Не представлено доказательств невозможности реализации принятого ранее решения Алуштинского городского совета №33/47 от 17 марта 2017 года либо документов, подтверждающих его отмену.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении прав истца, в том числе и на возможное добровольное выполнение решения органа местного самоуправления о сносе.

Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

Решением Алуштинского городского суда от 03 июня 2004 года за ФИО1 признано право собственности на надстройку общественного туалета в <адрес> - второй этаж, мансарда и на БТИ возложена обязанность зарегистрировать право собственности за ФИО1

По договору купли-продажи от 09 апреля 2008 года ФИО4 приобрела у ФИО1 надстройку общественного туалета - второй этаж, мансарда по адресу: <адрес>.

Регистрация права собственности произведена в органах БТИ 14 апреля 2008 года.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указывает, что право собственности на туалет и надстройку зарегистрировано за ФИО4 и территориальной громадой.

Согласно разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п.52 Постановления Пленума №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2018 года – оставить без изменений, апелляционные жалобы Алуштинского городского совета Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий судья Лозовой С.В.

Судьи Чистякова Т.И.

Гоцкалюк В.Д.