Судья Чиннова М.В. Дело № 33-2796/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Лысовой Т.В., Ждановой Е.А.,
при секретаре Криницыной Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 20 июля 2017 г. дело по жалобе на решение Ленинского районного суда города Кирова Кировской области от 21 апреля 2017 года, которым постановлено обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области при расчете размера пенсии по старости ФИО8 учитывать суммы заработной платы по справке АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата>. и произвести перерасчет страховой пенсии истца с момента назначения досрочной страховой пенсии по старости-<дата>.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения Чучалина А.Я. и его представителя Мохина Р.Ю., полагавших об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
Установила:
Чучалин А.Я. обратился в суд с иском о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области обязанностей учесть заработную плату по справке АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата> при расчете размера страховой пенсии по старости, произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения - <дата>.
В обоснование иска указано на то, что решением комиссии по рассмотрению и реализации пенсионных прав застрахованного лица ГУ-УПФР в городе Кирове Кировской области № от <дата> было принято решение не учитывать при расчете размера страховой пенсии по старости суммы заработной платы по справке АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата>, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт правопреемственности или наличия в учредительных документах АО «Комиэнергомонтаж» положения об ответственности за хранение и выдачу документов Акционерного предприятия «Комиэнергомонтаж». С данным решением не согласен, считает его незаконным, не соответствующим представленным материалам, указывает на содержание справки о документах, на основании которых устанавливаются факты его работы, размеров заработка, правопреемства организаций после преобразований и переименований работодателя, передачи архивных документов на хранение.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда и указывает на незаконность судебного постановления.
Апеллянт настаивает на прежних доводах о недопустимости справки, представленной истцом в пенсионный орган для расчёта и назначении пенсии, отсутствии обязанности ответчика в истребовании необходимых документов у коммерческой организации, незаконно удерживающей архив.
Кроме того, указано на установление юридического факта, влекущего перерасчёт пенсии только в судебном заседании.
С учётом требований п.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру решения суда.
В силу п.2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно п.п. 6 и 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Пунктами 63-66 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н предусмотрено следующее.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.
Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Из материалов дела следует, что с <дата> истец Чучалин А.Я. является получателем пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав застрахованного лица ГУ-УПФР в городе Кирове Кировской области № от <дата>, в т.ч. при расчете размера страховой пенсии по старости не приняты во внимание суммы заработной платы по справке АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата>, представленной истцом <дата>.
В качестве основания ответчик указал в решении на то, что отсутствуют документы, подтверждающие факт правопреемственности и наличия в учредительных документах АО «Комиэнергомонтаж» положения об ответственности за хранение и выдачу документов Акционерного предприятия «Комиэнергомонтаж».
Из справки АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата> следует, что Чучалин А Я. с <дата> по <дата> работал в СМУ треста «Севзапэнергомонтаж». СМУ «Севзапэнергомонтаж» преобразовано в АП «Комиэнергомонтаж» с <дата> приказ № от <дата>, АП «Комиэнергомонтаж» преобразовано в ЗАО «Комиэнергомонтаж» с <дата> на основании приказа № от <дата> Решением внеочередного общего собрания акционеров от <дата> ЗАО «Комиэнергомонтаж-2» переименовано в ЗАО «Комиэнергомонтаж». Сокращенное название на русском языке ЗАО «Кэмон». В связи с реорганизацией новой редакции Устава новое полное наименование организации Акционерное общество «Комиэнергомонтаж» (краткое АО «Кэмон» с <дата>).
Из содержания указанной справки следует, что за период работы с <дата>. по <дата> Чучалину А.Я. начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. В качестве основания выдачи справки указаны лицевые счета 1982-1995г. и договор о передаче документов на хранение в "ЗАО «Комиэнергомонтаж-2» от <дата>
По договору о передаче документов на хранение от <дата>. ЗАО «Комиэнергомонтаж» в лице конкурсного управляющего ФИО6 и ЗАО «Комиэнергомонтаж-2» в лице директора ФИО7 передало на хранение документы, состав которых определен перечнем документов «ФИО10 Данный договор подписан обеими сторонами, а также согласован с Республиканским архивом документов по личному составу.
Согласно п.3.2. договора ЗАО «Комиэнергомонтаж-2» обязалось обеспечить сохранность принятых документов, принять меры для организации использования переданных документов в социально-правовых и иных целях.
Из материалов дела следует, что АО «Комиэнергомонтаж» представило в судебное заседание копии лицевых счетов Чучалина А.Я. за период с <дата> по <дата>, на основании которых была составлена указанная справка.
Учитывая изложенное, следует согласиться с выводом суда о том, что сведения о фактическом заработке Чучалина А.Я., имеющиеся в справке АО «Комиэнергомонтаж» № от <дата>., при указанных обстоятельствах договора о передаче от работодателя истца на хранение ЗАО «Комиэнергомонтаж-2» первичных документов, не могли быть отвергнуты пенсионным органом со ссылкой на отсутствие положения в учредительных документах АО «Комиэнергомонтаж» об ответственности за хранение и выдачу документов Акционерного предприятия «Комиэнергомонтаж».
Доводы жалобы о недействительности указанного договора не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный договор не оспорен в установленном порядке заинтересованным лицом, приведённые апеллянтом обоснования не относятся к предмету разбирательства по данному делу.
В свою очередь, преобразования: с <дата>. СМУ «Севзапэнергомонтаж» в АП «Комиэнергомонтаж», с <дата> АП «Комиэнергомонтаж» в ЗАО «Комиэнергомонтаж» являлись по существу изменением организационно-правовой формы работодателя истца. Указанные обстоятельства в силу п.5 ст. 58 ГК РФ не влекут за собой прекращение правопреемства в отношениях с бывшими работниками.
В связи с изложенным, следует согласиться с выводами суда о несостоятельности мотивов решения от <дата>, по которым ответчик отказал в принятии данных справки о суммах заработной платы истца при расчете размера страховой пенсии по старости.
Исходя из смысла и содержания указанных выше норм закона и подзаконных актов, учитывая приведенные обстоятельства, следует признать, что решение ответчика по указанному вопросу является ошибочным, по запросу пенсионного органа первичные документы подтверждающие данные справки могли быть представлены ко времени вынесения решения о назначении истцу страховой пенсии для применения при расчёте последней.
Поэтому, доводы жалобы о несоответствии выводов суда требованиям действующего законодательства нельзя признать убедительными.
Соответственно нельзя признать обоснованными доводы жалобы и о том, что только в судебном заседании могли быть установлены значимые обстоятельства о суммах заработной платы истца за указанный период.
Поскольку иного из материалов дела не усматривается, оснований к пересмотру по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда города Кирова Кировской области от 21 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: