ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2799/2022 от 24.08.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0013-01-2021-003557-20

№ 33-2799/2022 (2-85/2022)

Судья Сергеев А.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2022 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе

председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,

судей Коломниковой Л.В., Александровой Н.А.

при секретаре Игониной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Администрации города Мичуринска Тамбовской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях об обязании ответчиков получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, обеспечить разработку проектной документации и предоставление документации в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, обеспечить выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в сроки, установленные проектной документацией

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, ФИО11, ФИО2 на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия

установила

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области обратилось в Мичуринский городской суд с иском к ответчикам с иском о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно- исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: ***.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании приказа управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 29.05.2017 № 156, а также в соответствии с подпунктом Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» здание, расположенное по указанному адресу включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Ответчики являются собственниками помещений, расположенных в указанном здании.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 47.6 № 73-ФЗ приказом Управления от 01.06.2018 №140 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина» — Охранное обязательство.

На основании Охранного обязательства, а также акта осмотра технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройству прилегающей территории от 27.04.2018 были установлены виды и сроки ремонтно-реставрационных работ, направленных на сохранение рассматриваемого объекта культурного наследия. Охранное обязательство, а также Акт технического состояния от 27.04.2018 были направлены в адрес ответчиков заказными письмами Управления за № 47.01-35/510 от 05.06.2018 с уведомлениями о вручении.

Истец указал, что на основании статьи 47.2 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного акта технического состояния объекта культурного наследия, с учетом вида, индивидуальных особенностей и физического состояния объекта культурного наследия.

Статьей 45 № 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

При этом, до настоящего времени требования Охранного обязательства, определенные в акте технического состояния от 27.04.2018, ответчиками не выполнены, задание в Управлении на проведение работ ответчики не получали, проектную документацию на согласование не предоставляли.

Непринятие в установленные сроки мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия, не только самым неблагоприятным образом сказывается на техническом состоянии объекта культурного наследия, но и может привести к необратимым последствиям, связанным с его полной физической утратой.

В связи с изложенным истец просил суд обязать ответчиков: получить в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу;- обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** предоставить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области – в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу; - провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** объемах и сроки, установленные проектной документацией.

Определениями суда к участию в деле качестве соответчиков привлечены администрация города Мичуринска, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО14 на надлежащего – ФИО4

Решением Мичуринского городского суда от 19 мая 2022 г. постановлено исковые требования удовлетворить.

В апелляционных жалобах ФИО11, ФИО2, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях просят решение отменить.

В возражениях Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области просит решение оставить без изменения.

Изучив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В силу п. 1 ст. 33 указанного Федерального закона, объекты культурного наследия, включенные в Реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика или интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия.

Согласно ст. 6 того же Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинение им вреда.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана включает установление ограничений (обременений) прав собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, установленными указанным Федеральным законом.

Ограничениями (обременениями) права собственности, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, являются требования, установленные охранным обязательством.

На основании Положения об управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 20.11.2015 № 390, управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области осуществляет полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Тамбовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 того же Федерального закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим и юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в Реестр, принадлежит на нраве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия.

На основании ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного акта технического состояния объекта культурного наследия, с учетом вида, индивидуальных особенностей и физического состояния объекта культурного наследия.

Статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 29.05.2017 № 156, а также в соответствии с подп. 12 ст. 9.2 и ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» здание, расположенное по адресу: *** включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Судом первой инстанции также достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что собственниками помещений объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** являются:

- ФИО2 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1394, нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1389 нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1379; помимо этого, в соответствии с договорами купли-продажи является на день вынесения решения собственником нежилых помещений с КН 68:26:0000139:1395, 68:26:0000139:1396, 68:26:0000139:1390, 68:26:0000139:1380, которые ранее принадлежали ФИО1;

- ФИО4 - нежилое помещение с КН 68:26:0000139:976;

- ФИО5 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1076;

- ФИО6 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1075;

- ФИО7 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1384;

- ФИО8 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:956;

- ФИО9, ФИО10 – жилое помещение – квартира с КН 68:26:0000139:869;

- ФИО11 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:460;- ФИО12 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:873, нежилое помещение с КН 68:26:0000139:871;

- ФИО13 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1081;

- ФИО3 – нежилое помещение с КН 68:26:0000139:461, нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1121, нежилое помещение с КН 68:26:0000139:1120;

Поскольку ответчиком ФИО1 нежилые помещения были проданы ФИО2, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований в данной части.

В связи с тем, что, указанные в исковом заявлении нежилые помещения с КН 68:26:0000139:870 и КН 68:26:0000139:1021, прекратили существование ввиду проведенных собственниками помещений реконструкций, в удовлетворении требований в отношении администрации г. Мичуринска Тамбовской области также отказано обоснованно.

Право собственности ответчиков ФИО9 и ФИО10 возникло на основании договора о безвозмездной передаче жилья собственности, заключенного 19.05.2004 с государственным учебно-производственным ремонтно-строительным управлением «Учпрофстрой», в соответствии с указанным договором передаваемая в собственность квартира была включена в реестр Федерального имущества, что подтверждается Свидетельством с реестровым номером 06800018 от 14.05.1999 и находилась на праве оперативного управления у Государственного учебно-производственного ремонтно-строительного управления «Учпрофстрой».

Согласно п. 1 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Таким образом, законодательством установлено специальное правило выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия собственниками жилых помещений, приватизированных в домах, требовавших капитального ремонта.

Статьей 16 Закона РФ от 4 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Юридически значимым обстоятельством при разрешении требований о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта является наличие на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

В соответствии с приложением № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Капитальному ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого невозможно обеспечить в процессе текущего содержания и проведения текущего ремонта, за исключением случаев, когда МКД признаны в установленном Правительством РФ порядке аварийными, подлежащими расселению и сносу (п. 4.2 ГОСТ Р 56193-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1445-ст).

Методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от *** № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что основанием для проведения немедленного капитального ремонта зданий является процент износа: от 40 до 70% для каменных зданий, и от 40 до 65% - для деревянных зданий.

Согласно акта обследования ***, произведенного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации г. Мичуринска от ******-р: в ходе обследования *** было установлено, что процент износа здания составляет 80%, здание имеет кирпичные стены и деревянные перекрытия.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в отношении ответчиков ФИО9 и ФИО10 не имеется.

Поскольку деятельность государственного учебно-производственного ремонтно-строительного управления «Учпрофстрой» прекращена ***, надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, в части, касающихся исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, собственниками квартиры ФИО9 и ФИО10 является Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, на которое в силу требований Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом возложены функции по управлению федеральным имуществом и осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Управления от 01.06.2018 № 140 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: ***.

На основании указанного Охранного обязательства, а также акта осмотра технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройству прилегающей территории от 27.04.2018 были установлены виды и сроки ремонтно-реставрационных работ, направленных на сохранение рассматриваемого объекта культурного наследия, которые обязаны были провести собственники соразмерно своей доле в срок, о чем они были уведомлены заказными письмами Управления с уведомлениями о вручении. А именно:

до конца 2018 года — проведение работ по ремонту крыши и кровли объекта культурного наследия, включая разработку проектной документации, согласование данных работ с госорганом;

2019-2020 г. - проведение ремонтных работ фасадов, интерьеров в соответствии с проектной документацией.

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. При этом пунктом 13 статьи 47.6 Закона N-Ф3 предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом.

21.06.2019 было проведено общее собрание собственников нежилых помещений, инициатором которого выступала администрация г. Мичуринска Тамбовской области, в соответствии с протоколом общее собрание собственников постановило: разработать проектную документацию на проведение ремонтных работ и согласовать с управлением по государственной охране объектов культурного наследия сроком до 01 октября 2019 года.

Однако до настоящего времени требования Охранного обязательства, определенные в акте технического состояния, ответчиками не выполнены, задание в Управлении на проведение работ ответчики не получали, проектную документацию на согласование не предоставляли.

Согласно п. 9 ст. 48 Закона № 73-ФЗ, в случае если к моменту заключения договоров не оформлены охранные документы, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п. 1 - 3 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, соблюдать установленный статьей 5.1 данного Закона особый режим использования земельного участка до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия был определен в охранном обязательстве, утвержденным Приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области № 140 от 01.06.2018 и в Акте технического состояния объекта от 27.04.2018. Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области № 156 от 27.05.2017 (в редакции от 27.05.2019). Формирование же земельного участка под объектом недвижимости, которое включает в себя подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, проекта планировки территории, проекта межевания территории; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка производится на основании заявлений собственников помещений здания, расположенного на формируемом земельном участке, непроведение же ответчиками указанных работ не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании исполнения обязанностей.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно принято решение об обязании ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях:

- получить в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу;

- обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** предоставить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области – в течение пяти месяцев со дня получения в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание центрального научно-исследовательского института северного плодово-ягодного хозяйства им. И.В. Мичурина», расположенного по адресу: *** объемах и сроки, установленные проектной документацией.

Доводы жалоб о подсудности данного дела арбитражному суду противоречит нормам процессуального законодательства, поскольку в качестве ответчиков в числе других лиц выступают и физические лица.

Довод о необходимости привлечения в качестве ответчика Министерства обороны РФ судом исследован и обоснованно судом отклонен, поскольку надлежащим ответчиком, как верно отметил суд первой инстанции является Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.

При возникновении вопросов о порядке исполнения постановленного решения, заинтересованные лица вправе обратиться в суд в соответствии с положениями ст. 202 ГПК РФ.

Обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила

решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО11, ФИО2, Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 01.09.2022 г.