Судья Корчевская Т.И.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33-2800/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2013 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации "Н" сельского поселения ФИО1 на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 08 февраля 2013г. по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Усть-Кута в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации "Н" сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области, выразившегося в неопределении порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, обязывании устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой города г.Усть-Кута проведена проверка исполнения муниципальными образованиями Усть-Кутского района требований Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования. В силу п. 2 ст. 13.1 данного закона муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Перечень автомобильных дорог утвержден постановлением администрации "Н" муниципального образования № 20-п от 12.03.2012 г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Ремонт дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности "Н" МО на 2012-2014 гг», но нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения администрацией не разработаны и не приняты.
Таким образом, имеет место бездействие администрации "Н" сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п.2 ст.13.1, п. 3.2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ.
В отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения должный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения не осуществляется, что отражается на их состоянии и влечет нарушение прав пользователей автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории "Н" сельского поселения.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к элементам обустройства автомобильных дорог, предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, отнесены стоянки (парковки). В отсутствие установленного порядка создания и использования, в том числе, на платной основе, парковок (парковочных мест), указанные парковочные места на территории поселения не созданы и граждане не имеют возможности их использовать.
Неисполнение органами местного самоуправления требований Федерального закона № 257-ФЗ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан, проживающих в настоящее время на территории поселения, а также потенциальных участников указанных правоотношений – будущих жителей поселения и других пользователей автомобильных дорог, определить круг которых не представляется возможным.
В судебном заседании прокурор Чугунова С.В. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица администрации "Н" сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области ФИО1 требования не признала.
Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 08 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации "Н" сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области, выразившееся в неопределении порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Суд обязал администрацию "Н" сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области определить порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также определить порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В апелляционной жалобе представитель администрации "Н" сельского поселения ФИО1 просит суд обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие в законодательстве сроков принятия нормативных правовых актов по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и по созданию и использованию парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также на недоказанность нарушения оспариваемым бездействием прав и интересов неопределенного круга лиц.
Со ссылкой на ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полагает, что разработка муниципальных правовых актов по вышеуказанным вопросам в отсутствие нормативного правового акта РФ или субъекта РФ, регулирующего порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения, будет являться превышением полномочий органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Чугунова С.В. выражает согласие с решением суда.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснение прокурора отдела областной прокуратуры Мещеряковой М.В., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением от 12 марта 2012 года № 2-п администрации "Н" муниципального образования «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Ремонт дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности "Н" муниципального образования на 2012-2014 гг» (приложение № 2) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, согласно которому общая протяженность таких дорог составляет 18,2 км.
Из письма главы администрации "Н" сельского поселения от 11 декабря 2012 года, объяснений представителя администрации "Н" сельского поселения усматривается, что порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения поселения, а также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, администрацией данного муниципального образования не установлен.
Между тем в силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеуказанные вопросы отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. ст. 1 и 7 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. местное самоуправление в РФ под свою ответственность решает непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения, в том числе путем принятия муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок и установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами
Поскольку незаконное бездействие администрации "Н" сельского поселения, выразившееся в не определении порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность движения по дорогам местного значения, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом как не соответствующие обстоятельствам дела и не основанные на законе.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые в соответствии с нормами ГПК РФ могут служить основанием для отмены решения, и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 08 февраля 2013г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова