Судья Ткаченко И.А. Дело №33-2800/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кребеля М.В.
судей: Ячменевой А.Б., Небера Ю.А.
при секретаре Пензиной О.С.
помощник судьи С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 24.06.2019,
по делу по иску прокурора г. Томска в интересах ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Томска, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Томске - Томской области) о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, возложении обязанности произвести выплату.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Томска проведена проверка по доводам обращения ФИО2 о неправомерном отказе ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области в осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе указанной проверки установлено, что ФИО2, имея статус ветерана - участника Великой Отечественной войны как участник боевой операции по защите Отечества в районе острова Даманский в марте 1969 года, 26.02.2019 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области с заявлением по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Ответчик в выплате пособия в размере 10 000 руб. отказал, указав, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на единовременную выплату по Указу Президента РФ № 195 у него отсутствует. Данное решение является незаконным, поскольку ФИО2 является ветераном-участником боевых действий на острове Даманском в марте 1969 года. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», разделом 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, он приравнен к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. При этом Указ Президента РФ от 06.05.2018 № 195 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на единовременную выплату, только лицам, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Представитель процессуального истца помощник прокурора г. Томска Шипуля Н.С., ФИО2 в судебном заседании требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (далее - Указ № 195) круг лиц, имеющих право на единовременную выплату в связи с 73-годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, обозначен со ссылкой на тех лиц, которые относятся к ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках реализации Указа № 195 для установленных в нем выплат предусматривается бюджетное финансирование. Ассигнования на эти цели устанавливаются исходя из списков лиц, имеющих право на указанную выплату, предоставляемых пенсионным органом. Данный счет является пустым, поскольку все выплаты уже произведены, до настоящего времени источник финансирования на указанные цели не найден. Пенсионным органом получено разъяснение, в соответствии с которым вышеуказанные списки должны быть ограничены лицами, имеющими непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.
Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства Томской области ФИО4 полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку в Указе № 195 какого-либо ограничения по кругу лиц, имеющих право на единовременную выплату, не имеется. Пояснила, что данные выплаты являются заявительными. Пенсионный фонд заказывает определенное количество денежных средств и видно, сколько они по данному коду потратили. Исполнительные листы судов Пенсионный фонд исполнят самостоятельно. Для исполнения решения наличие или отсутствие денежных средств не имеет значения, они будут проведены по кодам как прочие расходы.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены: решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области, выраженное в ответе от 20.03.2019 № Я-146/8100 об отказе в единовременной выплате ФИО2 в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» признано незаконным; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области возложена обязанность произвести единовременную выплату в размере 10 000 рублей в пользу ФИО2 на основании Указа Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование указывает, что категории граждан, которым предоставлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов, указаны в ст. 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах», к которым ФИО2 не относится. Отмечает, что в пп.1-6 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» период Великой Отечественной войны указан с 22.06.1941 по 31.12.1951, иные боевые действия за переделами указанных дат не могут быть отнесены к числу военных действий в период Великой Отечественной войны. Считает, что наличие у истца удостоверения участника войны не является основанием для осуществления ему единовременной выплаты, поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в районе острова Даманский, в Указе Президента Российской Федерации от 06.05.2018 №195 не указаны. Поскольку участники боевых событий в районе острова Даманский в 1969 году не учитывались в данной категории, финансирование на них не производилось и денежные средства для выплат им не резервировались.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шипуля Н.С. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.
Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).
На Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (п. 2).
В соответствии с п. 2 названного Указа 06.05.2018 постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов № 561, которые устанавливают порядок и условия осуществления названной единовременной выплаты.
Согласно п. 2 названного постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (включая расходы на ее доставку) гражданам, указанным в пункте 1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации на 2018 год по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов, перечисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, - в отношении граждан, пенсионное обеспечение и (или) выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения которых осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пп. «а» п. 3 названных Правил единовременная выплата гражданам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 является участником боевых действий в районе острова Даманский в период с 15.03.1969 по 28.03.1969 в составе воинской части № 75178, что подтверждается справками от 31.05.2001 № 4/284 и от 08.12.2005 № 4/407, выданными Военным комиссариатом Ленинского района г. Томска (л.д. 14, 15), списком участников на о. Даманском Ленинского РВК г. Томска, утвержденным Военным комиссаром Томской области 08.04.1991 (л.д. 54), и имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны на основании удостоверения серии /__/ от 05.04.1991 (л.д. 16), дубликата удостоверения серии /__/ от 07.04.2016 (л.д. 17).
Из материалов дела следует, что по обращениям граждан, в том числе ФИО2 прокуратурой г. Томска проведена проверка соблюдения территориальным органом ПФР Томской области действующего законодательства при исполнении Указа Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Проверкой установлено, что ФИО2 принимал участие в боевых действиях по защите Отечества в районе острова Даманский, имеет соответствующее удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для данной категории граждан, а потому, учитывая, что Указ Президента РФ от 06.05.2018 № 195 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на единовременную выплату, только лицам, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, он имел право на оказание мер социальной поддержки, установленной Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195.
По результатам проверки на имя руководителю Отделения Пенсионного фонда РФ по Томской области 09.01.2019 вносилось представление об устранении нарушений законодательства о ветеранах в отношении, в том числе, ФИО2 (л.д. 18-21).
На представление прокуратуры дан ответ от 24.01.2019 № ИЛ-11-802, из которого следует, что Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области нарушений при исполнении Указа Президента РФ от 06.05.2018 № 195 не допускало, с учетом правовой позиции, изложенной в письмах ПФР от 27.08.2018 № СЧ-25-22/16779 «О направлении обзора практики применения пенсионного законодательства за П квартал 2018 года», от 29.11.2018 № СЧ-25- 22/23866 «О направлении Обзора практики применения пенсионного законодательства за III квартал 2018 года», права на получение единовременной выплаты у ФИО2 не имеется. Разъяснения положений правовых норм, направленные Пенсионным фондом РФ в адрес территориальных органов ПФР, обязательны для применения соответствующими территориальными органами. Указано также, что с заявлением об осуществлении единовременной выплаты в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов ФИО2 в ГУ - Управление ПФР в г. Томск не обращался, в связи с чем решение об отказе в установлении единовременной выплаты по Указу № 195 не принималось. В случае получения такого решения ФИО2 вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд (л.д. 22-24).
26.02.2019 ФИО2 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области с заявлением по вопросу предоставления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (л.д. 9).
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области, выраженным в ответе от 20.03.2019 № Я-146/8100, ФИО2 отказано в предоставлении единовременной выплаты по Указу Президента № 195 в связи с тем, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, поскольку в соответствии с названным Указом право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 рублей имеют лица, имеющие непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 10-11).
22.04.2019 ФИО2 обратился в прокуратуру г. Томска с заявлением о защите нарушенного права в связи с отказом пенсионного органа в единовременной выплате в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195, в том числе путем обращения с иском в суд (л.д. 26).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу лиц, указанных в подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем имеет право на оказание мер социальной поддержки, установленных Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 №195.
Оснований не соглашаться с указанным выводом суда у судебной коллегии не имеется, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Так, Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а, следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 №2923-О).
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР (подп. «а» п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в приложении к Федеральному закону «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 1, в том числе боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
По смыслу приведенных правовых норм участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года отнесены законом к ветеранам Великой Отечественной войны и, соответственно, имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.
Таким образом, к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, законом отнесены участники других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, которым предоставлен единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.
В ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 или Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истец как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года имеет статус ветерана - участника Великой Отечественной войны, поскольку отнесен законом к категории лиц, предусмотренных подп.1 п.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 №195 не ограничивает круг лиц, имеющих право на получение спорной выплаты, только лицами, непосредственно проходившими военную службу и принимавшими участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Напротив, из положений Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2018 №195, Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2018 №561, следует, что необходимым условием для получения спорной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к категории лиц, указанной в подп.1 п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на единовременную выплату в размере 10 000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 №195 и удовлетворил исковые требования ФИО5 в полном объеме.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что денежные средства на участников боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года не выделялись и дополнительно не могут быть выделены ввиду особенностей финансирования таких выплат о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует, поскольку данное обстоятельство не имеет правого значения для разрешения настоящего спора.
Кроме того, п. 6 Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов предусмотрено, что в целях обеспечения осуществления единовременной выплаты Пенсионный фонд Российской Федерации, другие органы, осуществляющие пенсионное обеспечение и пожизненное содержание судей, и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обмениваются соответствующей информацией с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Единовременная выплата осуществляется в мае - июне 2018 года, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 7 настоящих Правил, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее (п. 9 Правил).
Гражданам, указанным в п. 1 настоящих Правил, единовременная выплата осуществляется на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих пенсионное обеспечение или ежемесячное пожизненное содержание судей, документов, содержащих соответствующие данные (в том числе полученные в результате предусмотренного п. 6 настоящих Правил информационного обмена), без истребования дополнительных документов, подтверждающих их правовой статус. В случае если в распоряжении указанных органов отсутствуют необходимые данные, единовременная выплата осуществляется на основании заявления гражданина. В этом случае истребование соответствующих документов производится этими органами (п. 7 Правил).
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 24.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: