ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2802 от 02.04.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-2802

Строка № 083г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – Авдеевой С.Н.,

судей - Кожевниковой А.Б., Квасовой О.А.,

при секретаре Бронякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.

гражданское дело по иску Андреева Андрея Николаевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недоплаченных сумм ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью

по частной жалобе Андреева Андрея Николаевича

на определение Центрального районного суда г.Воронежа

от 07 февраля 2018 года

(судья райсуда Шумейко Е.С.),

У С Т А Н О В И Л А:

Андреев А.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Воронежской области с вышеуказанными требованиями.

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 20 декабря 2007 года исковые требования Андреева А.Н. удовлетворены, на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Андрееву А.Н. с 01.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1916,03 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; обязанность назначить и выплачивать Андрееву А.Н. с 01.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12095,92 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; обязанность назначить и выплачивать Андрееву А.Н. с 2007 г. ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3059,85 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с ответчика в пользу Андреева А.Н. взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 101 266,91 руб., недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 250 703,01 руб., недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в размере 11374,59 руб., а также взыскана госпошлина в доход федерального бюджета в размере 5233,45 руб. (л.д. 30, 31-34).

19.01.2018 г. ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда, в котором просило частично изменить порядок исполнения указанного судебного постановления, возложив обязанность на ответчика производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации за вред здоровью исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Андреевым А.Н. по решению суда (л.д.71-74).

Определением Центрального районного суда г.Воронежа от 07 февраля 2018 года заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» удовлетворено, частично изменен порядок исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 20 декабря 2007 года; на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Андрееву А.Н., исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Андреевым А.Н. по решению суда от 20.12.2007 г. (л.д. 89-91).

В частной жалобе Андреева А.Н., поданной через представителя Ишкова Е.А., ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что исполнительное производство по предъявленным в службу судебных приставов исполнительным листам было окончено в связи с фактическим исполнением. Решение суда в добровольном порядке продолжается исполняться военным комиссариатом Воронежской области. Обстоятельств, затрудняющих приведение к исполнению судебного постановления, у заявителя не существует, достоверных и достаточных доказательств невозможности исполнения решения суда заявителем не было представлено. В заявлении должником фактически выражается несогласие с принятым в пользу взыскателя судебным решением, а определение суда не основано на материалах дела и представленных доказательствах, фактически сводится к пересмотру выводов, изложенных в решении суда (л.д. 92-95).

Частная жалоба в порядке ч.3 ст.333 ГПК РФ рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не усматривает законных оснований к отмене обжалуемого определения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представления судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Приведенные нормы не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения решения суда, предусматривая общий критерий для изменения способа и порядка исполнения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом и в том порядке, который указан в решении суда. Указанные обстоятельства суд устанавливает в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон. Изменение решения суда по существу не допускается.

Удовлетворяя заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2007 года, суд первой инстанции исходил из того, что выплачиваемые в настоящее время Андрееву А.Н. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. В связи с чем суд пришел к выводу, что индексация указанных выплат должна производиться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Андреевым А.Н. по решению суда от 20.12.2007 г.

Выводы суда по существу представляются правильными.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены статьями 14, 15, 39 и 40 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Данным Законом также предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно ч.3 ст. 5 Закона (в редакции Федерального закона от 24.04.2004 N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.

В настоящее время Андрееву А.Н. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 755,38 руб. и ежегодная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 5997,22 руб., что значительно превышает установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций с учетом индексации в установленном Правительством Российской Федерации порядке иным лицам с аналогичным статусом.

Исходя из решения суда от 20.12.2007 г., последующая индексация установленных истцу выплат должна производиться в соответствии с действующим законодательством. А действующим законодательством предусмотрена ежегодная индексация именно размеров выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1), а не выплачиваемых по судебным постановлениям.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27.10.2015 № 2402-О указал, что установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя. Часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлена на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации ежегодно проводится индексация размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом ни сама по себе статья 5, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Исчисление же размера компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции, которые должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом.

Давая оценку доводам заявителя, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Андрееву А.Н. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры, установленные Правительством Российской Федерации, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат Воронежской области такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

Указывая, что установление размера социальных выплат для одной категории граждан должно быть единым, суд первой инстанции обоснованно согласился с правовой позицией заявителя о том, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия вывод суда о наличии оснований для изменения порядка исполнения решения Центрального районного суда от 20.12.2007 г. в части индексации денежных выплат признает по существу верным.

Более того, Федеральным законом от 19.12.2016 № 444-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2018 года, внесены изменения в часть третью статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, в соответствии с которыми размеры выплат, установленных данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 2018 года порядок индексации изменен законодательно.

В связи с чем, судебная коллегия, оставляя по существу определение суда без изменения, считает необходимым изложить третий абзац резолютивной части определения в действующей в настоящее время редакции части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Центрального районного суда г.Воронежа от 07 февраля 2018 года об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2007 года по существу оставить без изменения, изложив третий абзац резолютивной части определения следующим образом:

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Андрееву Андрею Николаевичу, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, по коэффициентам индексации, определяемым Правительством Российской Федерации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Андреевым Андреем Николаевичем по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 20.12.2007г.

Частную жалобу Андреева Андрея Николаевича оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии