ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2804/2018 от 26.04.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-2804/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск 26 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Т.А.Разуваевой

судей И.К.Ющенко, Г.И.Федоровой

при секретаре А.Д.Вигуль

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Хабаровского района Хабаровского края Усевич В.К. к администрации Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела по апелляционной жалобе главы Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Калининой Т.Л. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Максименко Е.В., полагавшего, что оснований к отмене решения суда не имеется, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Исполняющий обязанности прокурора Хабаровского района Хабаровского края Усевич В.К. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В исковом заявлении указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что ответчиком в нарушение требований п.22 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.ст. 25, 26, 29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указа Президента РФ от 29.06.1996г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного просил суд обязать ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года требования и.о.прокурора Хабаровского района удовлетворены.

На администрацию Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В апелляционной жалобе глава Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что создание специализированных служб похоронного дела является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Считает, что Администрация сельского поселения надлежащим образом выполняет организацию ритуальных услуг. Полагает, что компенсация услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела должна производиться за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. Возложение на администрации поселений обязанности по содержанию специализированной службы при низкой потребности захоронений приведет к неэффективному расходованию средств бюджета поселений, будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления и нарушит принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела установлено, что ответчиком в нарушение требований п.22 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.ст. 25, 26, 29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8- ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указа Президента РФ от 29.06.1996г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Удовлетворяя исковое заявление, суд обоснованно исходил из того, что ответчик не представил доказательств существования организации, оказывающей ритуальные услуги на безвозмездной основе; отсутствие подобной специализированной службы нарушает права неопределенного круга лиц.

Так, в силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших поселения.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам местного самоуправления, в частности, предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.

Таким образом, отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

При этом органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям (в том числе посредством заключения муниципального контракта); у них нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы об экономической нецелесообразности создания специализированной службы, отсутствии финансирования, а также о том, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является правом, а не обязанностью администрации сельского поселения, основанием к отмене решения суда служить не могут, так как противоречат приведенным выше нормам закона, возлагающим на ответчика обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда, предусмотренных ч. 1 статьи 330 ГПК РФ, не содержат.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора Хабаровского района Хабаровского края Усевич В.К. к администрации Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Дружбинского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2018 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Председательствующий: Т.А.Разуваева

Судьи: И.К.Ющенко

ФИО2