Судья: Журавлева Л.К. Дело № 33-2806-2014 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 16 октября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Якушевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Курской области о возложении обязанности по выплате недополученной суммы пенсии,
поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 14 августа 2014 года, которым постановлено:
«В иске ФИО1 к Военному комиссариату Курской области о возложении обязанности по выплате недополученной суммы пенсии в связи с инфляцией отказать».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Курской области, в котором просил обязать ответчика произвести ему выплату недополученной суммы пенсии с 01.01.2013г. по 01.05.2014г. в размере <...>, исходя из уровня инфляции на 2013-2014 годы, а также с 01.05.2014г. производить ему выплату пенсии в размере <...> в связи с инфляцией в 2013-2014 годах - 5,5% и 5%. Свои требования мотивировал тем, что является пенсионером Министерства обороны РФ по инвалидности с 2001 года и получает пенсию в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993г. № 4468-1. Однако, в нарушение п. «г» ст. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 604, согласно которому пенсия, начиная с 01.01.2013г., ежегодно должна увеличиваться на 2% сверх уровня инфляции, ответчик с 01.01.2013г. и с 01.01.2014г. индексировал размер его пенсии только на 2%, что предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2011г. № 309-ФЗ, без учёта уровня инфляции, составлявшей в 2013 году 5,5%, а в 2014 году – 5%, с чем он не согласен.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное.
Поскольку ответчиком решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика – Военного комиссариата Курской области, ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооружённых Силах бывшего Союза ССР и Российской Федерации производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями), который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, порядок назначения и выплаты пенсий, в том числе её пересмотр (далее Закона).
Согласно ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в его статье 1, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 настоящего Закона (ч. 1 в ред. Федерального закона от 08.11.2011г. № 309-ФЗ). Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии (ч. 2). Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно (ч. 3).
Как следует из ст. 43 Закона (в ред. Федерального закона от 08.11.2011г. № 309-ФЗ), пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (ч. 1). Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012г. в размере 54% и начиная с 01.01.2013г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 утверждён Порядок, в том числе, назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, которым установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания, исчисленную из этих окладов. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012г. в размере 54% и начиная с 01.01.2013г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2% (пункты 8, 9).
Случаи и порядок пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышения и увеличения пенсий предусмотрены пунктами 14 и 15 вышеприведённого Порядка.
Согласно ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 выплата пенсий бывшим военнослужащим обеспечивается за счет средств федерального бюджета; финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что установление способа определения размеров пенсий, а также случаев и порядка их изменения (повышения, увеличения, индексации) является прерогативой законодателя. Министерство обороны РФ, как федеральный орган исполнительной власти, наделено только полномочиями по осуществлению пенсионного обеспечения указанных в Законе РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 категорий лиц.
07.05.2012г. Президентом РФ издан Указ №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», в п.п. «г» п. 1 которого постановлено Правительству РФ обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что содержащееся в Указе от 07.05.2012г. № 604 предписание обращено к Правительству РФ. Поскольку Военный комиссариат Курской области, с учётом принципа разделения властей, не наделён полномочиями без соответствующих актов Правительства РФ принимать решения об увеличении пенсии бывшим военнослужащим, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем в иске отказал.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о возложении на Военный комиссариат Курской области обязанности по выплате недополученной суммы пенсии в связи с инфляцией, а также по выплате с 01.05.2014г. пенсии в размере <...> с учётом уровня инфляции в 2013-2014 годах находит правильным.
Из материалов дела усматривается, что истец с 2001 года является пенсионером Министерства обороны РФ на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 ««О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно имеющейся в материалах дела копии справки от 16.12.2013г. (л.д. ...), пенсия ФИО1 переназначена с 01.01.2014г. (бессрочно) из окладов денежного содержания: должностной оклад (код 12) – <...> руб.; оклад по воинскому званию (ст. лейтенант) – <...>, процентная надбавка за выслугу 7 лет 15% - <...>. Всего: <...>. Учитывается при исчислении пенсии в 2014 году 60,05% - <...>. Основной размер пенсии 85% - <...>.
Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, с 1 января 2014 года составляет 60,05 процента, с 1 октября 2014 года - 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия (п. 9 ст. 9).
Таким образом, перерасчёт пенсии ФИО1 как военному пенсионеру с 01.01.2014г. произведён ответчиком в соответствии с действующим порядком, пенсия исчислена и выплачивается в установленных законодательством размерах.
Исходя из того, что полномочиями на установление процентного соотношения пенсии к размеру денежного довольствия, из которого она исчисляется, наделено исключительно Правительство РФ, и, принимая во внимание, что правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012г., предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и направлены на увеличение размеров пенсий, ссылка на Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 604 и доводы жалобы о том, что Правительство РФ законодательно обеспечило исполнение данного Указа принятием федерального бюджета на 2013 год и на 2014 год, указав конкретный уровень инфляции, и выделило финансовые средства в бюджет Министерства обороны РФ для выплаты пенсий с учётом их индексации, а последнее в лице Военного комиссариата Курской области не проиндексировало пенсии на уровень инфляции и не выплатило их, судебная коллегия находит несостоятельными, как основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу, поскольку перерасчёт пенсии произведён истцу в соответствии с установленным законодателем процентом – 60,05% с 01.01.2014г. Потому вывод суда об отсутствии у Военного комиссариата Курской области полномочий самостоятельно принимать решение об увеличении пенсии (ее индексации на уровень инфляции) судебная коллегия находит правильным.
Требование истца о возложении на ответчика обязанности с 01.05.2014г. производить выплату пенсии в размере, увеличенном на уровень инфляции в 2013 и в 2014 годах, вытекает из требования о выплате пенсии с учетом инфляции с 01.01.2013 года, в удовлетворении которого судом первой инстанции обоснованно отказано.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: