ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-28101/17 от 07.09.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Куликовский Г.Н. дело № 33-28101/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2017 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи Кривцова А.С.

при секретаре Кравец С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Колпакова А.Ф. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», отделу ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара» и Военному комиссариату по Усть-Лабинскому району о признании незаконными решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округам г. Краснодара от 9 декабря 2016 года о призыве на военную службу, решений призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району от <...> и от <...> о предоставлении отсрочки от призыва в Вооруженные силы РФ на период обучения в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» до <...>

с апелляционной жалобой представителя Военного комиссариата Западного и Прикубанского округа г. Краснодар по доверенности Таран В.Г., апелляционной жалобой представителя Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Пуликовского С.К. и апелляционной жалобой представителя Военного комиссариата Усть-Лабинского района Краснодарского края по доверенности Романова С.Г. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Колпаков А.Ф. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» и отделу ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара», Военному комиссариату по Усть-Лабинскому району о признании незаконными решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округам г. Краснодара от <...> о призыве на военную службу, решений призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району от <...> и от <...> о предоставлении отсрочки от призыва в Вооруженные силы РФ на период обучения в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» до <...>.

Требования обоснованы тем, что истец имеет право на отсрочку на период его обучения в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» до <...>, а оспариваемыми решениями призывных комиссий нарушается его право на получение в установленном порядке высшего образования до окончания непрерывного обучения в высшем учебном заведении.

В ходе судебного разбирательства ему стало известно о том, что <...> решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на время получения полного среднего образования в МОУ СОШ №7 ст-цы Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края до <...>, а также о том, что <...> решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району ему была
предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. "г" п.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» до <...>. Полагает, что у него имеется право на отсрочку на основании абз. 9 п. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», так как он поступил на обучение в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» в год получения высшего образования в том же высшем учебном заведении по программе бакалавриата.

Однако, <...> решением призывной комиссии военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г.Краснодара было принято решение о призыве его на действительную срочную военную службу в Вооруженные Силы РФ по ст. 22 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» с вручением повестки о явке <...> в отдел военного комиссариата «на мероприятия, связанные с призывом
на военную службу - контрольная явка», при этом о вынесенных решениях призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району о предоставлении отсрочек от <...> и от <...> он узнал в ходе судебного разбирательства, обжалуемые решения о предоставлении отсрочек ему не объявлялись, с делом призывника не знакомили, выписки из протоколов заседаний не предоставляли. Никакой общедоступной информации по распоряжениям главы (включая приложения с полным списком лиц, участвующих в основном и резервном составе призывной комиссии)
администрации (губернатора) Краснодарского края «Об организации мероприятий по проведению в октябре-декабре 2016 года призыва граждан 1989-1998 годов рождения на военную службу» и «Об организации мероприятий по проведению в апреле-июле 2012 года призыва граждан 1985-1994 годов рождения на военную службу» не имеется, доказательств их официального опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц, к числу которых относится он как призывник, не предоставлено административными ответчиками. Кроме того, в составе призывных
комиссий работали в качестве секретарей лица, не обладающие соответствующими образованием и установленным требованиям Закона, а именно: секретарь призывной комиссии отдела военный комиссариат Краснодарского края по Усть-Лабинскому району Киселева Г.С., секретарь призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара Дрыгина Е.А. Административными ответчиками не предоставлено доказательств наличия у лиц, работавших в составе призывных комиссий при вынесении обжалуемых решений, высшего и среднего медицинского образования, диплома и специального звания, сертификата специалиста на осуществление медицинской деятельности.

Просил суд признать незаконными решение призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара от <...>, решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району от <...> о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на время получения полного среднего образования в МОУ СОШ №7 ст-це Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края в срок до <...>, решение призывной комиссии военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району от <...> о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по пп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» до <...>, обязать ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" устранить допущенные в отношении него нарушения, предоставить ему отсрочку от призыва в Вооруженные силы РФ на период его обучения в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» до <...>. В связи с тем, что военным комиссариатом по Усть-Лабинскому району производятся мероприятия по его призыву на военную службу, что подтверждается вручаемыми ему повестками, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», военного комиссариата Западного и Прикубанского округам г. Краснодара, военного комиссариата по Усть-Лабинскому району возражал против исковых требований, ссылаясь на предоставленные ранее отсрочки и отсутствие правовых оснований для предоставления отсрочки на время обучения истца в магистратуре (очная форма обучения) юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», поскольку ему ранее предоставлялась отсрочка по пп."а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на время получения полного среднего образования в МОУ СОШ №7 ст. Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края в срок до <...>, никаких нарушений требований Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» ответчиками не допущено.

Представитель третьего лица ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» просила рассмотреть административное дело в её отсутствие и удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, как законные и обоснованные. В обоснование своей позиции указала, что <...> Колпаков А.Ф. был зачислен в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» в качестве студента 1 курса по направлению подготовки «юриспруденция» (очная форма обучения). Успешно пройдя обучение, <...> Колпакову А.Ф. был выдан диплом соответствующего образца <...> per. <...>-Б от <...> с присвоением квалификации «Бакалавр». <...> на основании договора на оказание платных образовательных услуг и приказа ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» от <...><...> «О зачислении на первый курс по программам магистратуры лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, на места по договорам об оказании платных образовательных услуг» Колпаков А.Ф. продолжил получение высшего образования в качестве студента 1 курса направления подготовки «Юриспруденция» по программе «Магистратуры» (очная форма обучения) в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1763 был утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр». Согласно данному стандарту нормативный срок освоения основной образовательной программы (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации - 2 года, в связи с чем по данному направлению и уровню подготовки университетом был разработан учебный (рабочий) план, в соответствии с которым <...> - это предполагаемая дата окончания обучения, а с <...> по <...> обучающимся предоставляются каникулы. Следовательно, Колпакову А.Ф. как обучающемуся в качестве студента направления подготовки «Юриспруденция» по программе «Магистратуры» (очная форма обучения) в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет И.Т. Трубилина» должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до <...> включительно.

Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Западного и Прикубанского округа г. Краснодар по доверенности Таран В.Г. просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, поскольку отсрочка предоставляется только один раз, а она уже истцу предоставлялась.

В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Пуликовский С.К. также просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на то, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Усть-Лабинского района Краснодарского края по доверенности Романов С.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в иске отказать, ссылаясь на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, поскольку отсрочка уже предоставлялась а предоставляется она один раз. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд без уважительных причин.

В возражении на апелляционную жалобу представитель Колпакова А.Ф. по доверенности Колпаков Ф.В. просит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет И.Т. Трубилина» по доверенности Гондарева Е.В. просит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в лице военного комиссара Краснодарского края Пуликовского С.К. по доверенности Буданков В.В. поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать. Представитель Колпакова А.Ф. по доверенности Колпаков Ф.В., а также представитель третьего лица ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет И.Т. Трубилина» по доверенности Гондарева Е.В. просили в удовлетворении жалоб отказать, решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобах, в возражениях на жалобу, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что истец непрерывно обучается в высшем учебном заведении, что предоставляет ему право на отсрочку от призыва в Вооруженные силы РФ на период обучения, при этом, оспариваемые решения являются незаконными поскольку нарушают права истца на получение им в установленном порядке высшего образования.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Согласно п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее - Положение о призыве на военную службу № 663) - при наличии оснований, предусмотренных Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее ФЗ № 53) и иными нормативно правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника oт призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

В статье 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены все правовые основания на отсрочки от призыва на военную службу.

Вместе с тем, в соответствии ст. 19 Положения о призыве па военную службу № 663, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва па военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Анализ материалов дела показал, что административный истец утратил правовые основания для освобождения от призыва на военную службу, предусмотренные пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В настоящее время административный истец обучается па юридическом факультете ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет ИЛ. Трубилина».

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз. Исключение составляет случай, когда первая отсрочка предоставлена и связи с обучением по программе бакалавриата, а вторая - по программе магистратуры, а административному истцу предоставлялась отсрочка уже дважды.

Третьей отсрочки по предусмотренным пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниям не предусмотрено.

Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по указанным основаниям только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва па военную службу для обучения в этой образовательной opганизации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется также за гражданином, восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации. например. за неуспеваемость), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в этой образовательной организации, не увеличивается (пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона от 28.03.1998 №53-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе п.п. 17, 19 Положения о призыве на военную службу № 663 все правовые основания отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные законом административным истцом использованы и согласно п. 19 Положения о призыве на военную службу № 663 Колпаков А.Ф. подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Иного законного порядка решения вопроса о предоставлении отсрочки от призыва законодательством не установлено.

Кроме того, Законом предусмотрено создание призывных комиссий в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, а не в военных комиссариатах, при этом суд отменил решения «призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара», «призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району».

Суд первой инстанции обязал ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края устранить допущенные нарушения и предоставить Колпакову А.Ф. отсрочку от призыва па военную службу в Вооруженные силы РФ, несмотря на то, что предоставление отсрочек от призыва не входит в компетенцию военного комиссариата, а уполномоченными органами по принятию указанных решений являются исключительно призывные комиссии.

Как указано в решении суда, в обоснование административного иска истец указал, что имеет право на отсрочку, а оспариваемыми решениями нарушается его право на получение высшего образования в форме непрерывного обучения.

Однако, высшее образование административным истцом получено в 2016 году, а вопросы наличия либо отсутствия права не рассматриваются в порядке, установленном КАС РФ.

Кроме того, административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, установленный ст. 318 КАС РФ, при обжаловании неправомерных действий должностных лиц. Пропуск установленного срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отмены решения суда и отказа в иске.

Таким образом, отменяя решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Колпакова А.Ф. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», отделу ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара» и Военному комиссариату по Усть-Лабинскому району о признании незаконными решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округам г. Краснодара от <...>, решений призывной комиссии отдела военного комиссариата Краснодарского края по Усть-Лабинскому району от <...> и от <...> отказать.

Председательствующий:

Судьи: