ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2817 от 26.08.2014 Брянского областного суда (Брянская область)

 Судья Изотова Л.И. Дело № 33-2817(2014)

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

 председательствующего Петраковой Н.П.,         

 судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,

 при секретаре Чуденковой Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе К.О.Н. на решение Унечского районного суда Брянской области от 12 мая 2014 года по делу по иску К.О.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СКАР»» о защите прав потребителей,

 у с т а н о в и л а:

 К.О.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрирована и проживает её свекровь К.Н.А. На протяжении отопительного сезона 2012-2013 годов ей, истице, предоставлялись услуги по отоплению ненадлежащего качества, температура воздуха в квартире в данный отопительный период была ниже установленной нормы, то есть ниже + 18 градусов С.

 С начала отопительного сезона 2012 года (октябрь месяц) отопление отсутствовало полностью, однако, в квитанции за октябрь 2012 года была начислена оплата за отопление в сумме 637 руб. 18 коп. и 45 руб. 36 коп. за отопление мест общего пользования. Об отсутствии отопления в аварийную службу неоднократно звонила К.Н.А., однако действий по запуску отопления ответчиком не было предпринято. Также по данному поводу в 000 «УК «СКАР»» неоднократно звонил представитель истицы - К.С.П. (15, 18, 29 октября 2012 года), только по итогам последних телефонных переговоров (29 октября 2012 года) ответчик принял меры по пуску отопления.

 В ноябре месяце 2012 года система отопления функционировала ненадлежащим образом, температуру в квартире приходилось повышать системой «теплый пол» и кондиционером, что в свою очередь привело к увеличению потребления электричества.

 29 ноября 2012 года в адрес ответчика была направлена претензия, в удовлетворении претензии в части перерасчета платы по отоплению было отказано.

 В декабре 2012 года ответчиком также ненадлежащим образом оказывались услуги по отоплению квартиры, а именно: отопление отсутствовало на протяжении 30 часов с 10 часов 6 декабря по 17 часов 07 декабря 2012 года( акт об отсутствии отопления за 6,7 декабря 2012 года); 11 декабря 2012 года - 7 часов - акт от 11 декабря 2012 года; 12.12.2012 года - 12 часов - акт от 12 декабря 2012 года; 13.12.2012 года - 14 часов - акт от 13 декабря 2012года;18.12.2012 года - 23 часа - акт от 18 декабря 2012 года; 26.12.2012 года - 18 часов - акт от 26 декабря 2012 года; всего в декабре 2012 года в квартире отсутствовало отопление в течение 104 часов.

 Истица указывает, что оплата за отопление за декабрь 2012 года составляет, согласно квитанции, 3084 руб.. Данную сумму необходимо поделить на количество дней 3084:31 =99,48 руб.( сумма за отопление за одни сутки), 99,48:24 часа =4,145 рублей стоит 1 час отопления в декабре 2012г., 104 часа х 4,145 руб. = 431,09 руб. - сумма, на которую ответчик должен произвести перерасчет за декабрь 2012 года.

 Помимо этого в счёте-квитанции за декабрь 2012 года указана сумма 261 руб. 58 коп. за отопление мест общего пользования. Истица считает, что отопление в 3 подъезде данного дома было разморожено и радиаторы в подъезде демонтированы, следовательно, услуга надлежащим образом не оказывалась, и она, истица, не должна оплачивать данную услугу. В связи с чем, считает, что ответчик должен произвести перерасчет за отопление мест общего пользования на сумму 261 руб. 58 коп..

 В январе 2013 года также имеет место факт ненадлежащего оказания услуги по отоплению. Отопление отсутствовало: 10.01.2013 года - 11 часов (акт от 10 января 2013 года); 14.01.2013 года - 22 часа (акт от 14 января 2013 года); 19.01.2013 года - 8 часов (акт от 19 января 2013 года), всего отопление в январе 2013 года отсутствовало 41 час.

 В квитанции за январь 2013 года за отопление указана сумма 2635 руб. 63 коп, которую необходимо поделить на 31 день = 85 руб. 02 коп. - в день. 85 руб. 02 коп. : на 24часа = 3 руб. 54 коп. в час - стоимость услуги по отоплению. 41 час х 3 руб. 54 коп. = 145 руб. 20 коп.- сумма, на которую ответчик должен произвести перерасчет за январь 2013 года.

 Также в квитанции за январь 2013 года указана сумма 223 руб. 02 коп. - за отопление мест общего пользования. Истица считает что, так как отопление в 3 подъезде было разморожено и радиаторы в подъезде демонтированы, то услуга надлежащим образом не оказывалась, и она не должна оплачивать данную услугу. В связи с чем, считает, что ответчик должен произвести перерасчет за отопление мест общего пользования на сумму 223 руб. 02 коп..

 По этой же причине, считает, что ответчик должен произвести перерасчет за отопление мест общего пользования за февраль 2013года на сумму 182 руб. 95 коп..

 В марте 2013 года ответчиком ненадлежащим образом оказывались услуги по отоплению квартиры. Отопление отсутствовало: 16.03.2013 г. -22 часа; 26.03.2013 г. -32 часа, то есть 54 часа.

 Истица указывает, что неоднократные звонки в аварийно-диспетчерскую службу по факту отсутствия отопления в жилом помещении ответчиком были проигнорированы, никто из представителей ответчика для проведения проверки и составления соответствующего акта не явился.

 В квитанции за март 2013 года за отопление была выставлена сумма в размере 2 067 руб. 14 коп.. Считает, что ответчик обязан произвести перерасчет согласно расчету: отопление отсутствовало на протяжении 54 час, 2067 руб. 14 коп. : на 31 день = 2 руб. 78 коп.в день х 54 часа = 150 руб. 12 коп.- сумма, на которую ответчик должен произвести перерасчет за март 2013 года.

 Помимо этого в квитанции за март 2013 года указана сумма 175 руб. 39 коп. за отопление мест общего пользования. В свою очередь в марте 2013 года в подъезде восстановили только часть радиаторов, точнее, половину (было 12, установили 6). Истица утверждает, что за отопление мест общего пользования за март 2013 года она обязана платить половину, а именно: 175 руб. 39 коп. : 2 = 87 руб. 69 коп., ответчик должен произвести перерасчет за отопление мест общего пользования на сумму 87 руб. 69 коп..

 В квитанции за апрель 2013 года указана сумма 102 рубля за отопление мест общего пользования. Однако в апреле 2013 года в подъезде также стояло половина радиаторов, поэтому считает, что платить нужно половину, а именно: 102 руб. : 2 = 51 руб., нужно произвести перерасчет за отопление мест общего пользования на сумму 51 руб..

 Таким образом, общая сумма перерасчета за отопление в квартире, которую должен произвести ответчик, составляет 1364 руб. 23 коп..

 Всего общая сумма перерасчета за отопление мест общего пользования, которого должен произвести ответчик, составляет 851 руб. 60 коп.

 Также представитель истицы неоднократно обращался в ООО « УК «СКАР»» с требованиями обосновать выставляемые объёмы и их оплату на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению (на ОДН по ГВС и ХВС).

 Истица считает, что ответчик должен произвести перерасчет за количество потребляемой воды на ОДН по ГВС и ХВС с декабря 2012 года по июль 2013 года в сумме 1921руб. 52 коп., в связи с указанными в счетах-квитанциях количества потребляемой воды, превышающей допустимую норму, а также норму, потребляемую членами её семьи.

 В связи с обращением в суд за защитой нарушенного права, она истица, и её представитель К.С.П. понесли расходы, а именно: за оформление нотариальной доверенности на право представлять интересы в суде - 1 160 руб.; телефонные переговоры в октябре 2012 года - 108 руб 97 коп.; поездку в г. Унеча 27.11.2012 года - 4 259 руб. 40 коп., 02.05.201: года - 6092 руб. 60 коп. (для устранения недостатков искового заявления заключения договора с ООО «УК СКАР» на управление многоквартирным жилым домом, подачи частной жалобы на определение суда), оплата почтовых расходов: письмо от 17.01.2012 года руководителю государственной жилищной инспекции Брянской области К.А.А. - 52 руб. 59 коп.; письмо от 26.03.2013 года в Унечский районный суд - 45 руб.; письмо от 31.05.2013 года в Унечский районный суд - 54 руб. ; письмо от 09.08.2013 года К.А.А. - 39 руб. 70 коп., ксерокопии письма - 38 руб., письмо от 08.11.2013 года ООО «УК СКАР» - 51 руб. 68 коп. ; распечатка фотографий - 45 руб.; отправка по почте искового заявления от 05.01.2014 года - 92 руб. 77 коп.. Итого: 419 руб. 24 коп..

 Истица также понесла транспортные расходы на поездку в г. Брянск 19.08.2013 года в сумме 467 руб. 20 коп. (для получения копии апелляционного определения).

 Итого судебные расходы истицы и её представителя К.С.П. составили 12507 руб. 41 коп..

 В связи с вышеизложенным истица просит суд признать незаконным бездействие 000 УК «СКАР» по ненадлежащему предоставлению услуг по отоплению; обязать 000 «УК «СКАР»» устранить технические неисправности в принадлежащих сетях теплоснабжения (внутридомовая система отопления) по адресу: <адрес>; произвести перерасчет за отопление в квартире по адресу: <адрес>, на общую сумму 1364 руб. 23 коп. перерасчет за отопление мест общего пользования - 851 руб. 60 коп.; перерасчет за не употребленную воду на ОДН по ГВС и ХВС, выставленную ответчиком в размере 1 921 руб. 57 коп.; взыскать с 000 УК «СКАР» в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 24 000 руб.; штраф в порядке, предусмотренном п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»; судебные издержки в сумме 12507 руб. 41 коп..

 В судебном заседании представитель истицы К.С.П. увеличил заявленные требования в части взыскания транспортных расходов ( билеты на пассажирский поезд) на сумму 11787 руб. 60 коп., всего просил взыскать с ответчика в пользу истицы судебных издержек на сумму 24295 руб. 01 коп..

 В судебном заседании представитель ответчика - ООО «УК « СКАР»» - К.С.П., выступающая по доверенности, иск не признала, предоставила письменный отзыв, считая заявленные требования не обоснованными.

 Решением Унечского районного суда Брянской области от 12 мая 2014 года в удовлетворении исковых требовании К.О.Н. отказано.

 В апелляционной жалобе К.О.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, считает, что выводы суда основаны на ошибочном толковании законодательства и фактических обстоятельств дела. Ссылается на то, что в решении, какие либо мотивы отказа в рассмотрении заявленного требования отсутствуют. Считает, что факт отсутствия отопления, т.е оказание услуги ненадлежащего качества в судебном заседании был установлен на основании показаний свидетелей, а также на основании представленных актов и нарядов, подтверждающих систематическое предоставление услуги ненадлежащего качества.

 Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав представителя К.О.Н. по доверенности К.С.П., просившего отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

 Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

 В силу ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

 В соответствии со ст. 1098 ГК РФ исполнитель, оказывающий услуги и выполняющий работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами работы, услуги.

 В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.

 Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

 Как следует из п. 98 названных Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

 Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150).

 Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к указанным Правилам.

 При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных Приложением N 1 к настоящим Правилам.

 Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

 Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 метра и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 метра.

 В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 Правил, обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже - в жилых помещениях -не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°С; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

 За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

 Из п. 3 Правил, п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" следует, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.

 Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10 Правил.

 Установлена и процедура оформления факта непредоставления коммунальных услуг - составление соответствующего акта о непредоставлении коммунальных услуг.

 В акте о непредоставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления теплоснабжения или предоставления теплоснабжения ненадлежащего качества.

 Датой начала непредоставления теплоснабжения или предоставления теплоснабжения ненадлежащего качества считается:

 а)    время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу
заявки о факте непредоставления теплоснабжения или предоставления
теплоснабжения ненадлежащего качества;

 б)    время, указанное в акте, составленном исполнителем, в случае
выявления исполнителем факта предоставления теплоснабжения
ненадлежащего качества;

 в)    время начала предоставления теплоснабжения ненадлежащего
качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим
(квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами
учета.

 Как следует из указанного нормативного положения, время обращения потребителя в аварийно - диспетчерскую службу с заявкой о факте непредоставления теплоснабжения или предоставления теплоснабжения ненадлежащего качества является датой начала предоставления услуги ненадлежащего качества, пока не доказано иное.

 Акт о непредоставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества является основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

 Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с п. 110 Правил порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Правилами определяется право исполнителя услуг на инициирование проведение экспертизы качества коммунальной услуги, на непосредственное участие при ее проведении (абзацы 1 - 4 п. 110 Правил). В случае уклонения исполнителя коммунальной услуги от составления акта проверки качества оказываемых им услуг, то Правилами предусмотрено, что должен быть составлен акт проверки, подписываемый другими участниками проверки и не менее двух незаинтересованных лиц (абзац 6 п. 109 Правил), если не была инициирована экспертиза участниками проверки.

 В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354.

 В соответствии с п.п. «е» п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

 В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общие домовые нужды, то в соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).

 Как следует из материалов дела, К.О.Н. принадлежит на праве собственности 2-комнатная квартира общей площадью 72, 5 кв. м., расположенная на втором этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрирована и проживает свекровь истицы - К.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 Установлено, что дом находится на балансе ООО «УК «СКАР»», на которое возложены обязанности по эксплуатации, техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту данного дома.

 ООО « УК « СКАР»» осуществляет фактическую поставку жилищно-коммунальных услуг на основании Устава, договора управления и заключенных договоров поставки: с ГУП « Брянсккоммунэнерго» - горячего водоснабжения, теплоснабжения; МУП « ЖКХ» Унечского городского поселения - на отпуск питьевой воды и водоотведение; ОАО «МРСК «Центр»» - энергоснабжения.

 В суде установлено, что в указанное в иске время в период отопительного сезона (с октября 2012 года по март 2013 года) К.Н.А. неоднократно обращалась с заявками об отсутствии отопления.

 Из объяснений представителя ответчика следует, что по указанным заявкам выезжали слесари, сливали воду из стояков и теплоснабжение в квартире на некоторое время возобновлялось.

 Истица просила обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за услуги теплоснабжения в 2012-2013 годах, когда временно отсутствовало или некачественно предоставлялись услуги по отоплению, температура в квартире составляла ниже + 18 градусов С.

 При этом истицей предоставлены акты об отсутствии отопления в октябре 2012 года, 6, 11, 12, 13, 18, 26 декабря 2012 года, 19 января, 16, 26 марта 2013 года, составленные К.Н.А. в отсутствие представителя ответчика, но в присутствии 2-х свидетелей, из которых следует, что «стояки и радиаторы в квартире холодные». Сведения о температурном режиме в квартире в актах не указаны.

 Ответчиком представлены книги заявок, из которых усматривается, что К.Н.А. обращалась не только в указанное ею время, но и в другие дни отопительного сезона.

 Комиссионное измерение температурного режима в квартире К.С.П. с участием представителя ответчика состоялось только 27.03.2014 года.

 Истица просит произвести перерасчёт коммунальной услуги на ОДН по ГВС и ХВС, так как в квитанциях на оплату коммунальных услуг, выставленных ответчиком с декабря 2012 года по июль 2013 года, она обнаружила, что ООО «УК «СКАР»» осуществило начисление коммунальных платежей на ОДН по ГВС и ХВС в повышенном размере.

 Установлено, что дом оборудован общедомовым прибором учёта воды, также 03 августа 2012 года в квартире К.О.Н. ответчиком был произведён ввод в эксплуатацию приборов учёта по холодному и горячему водоснабжению (соответственно ГВС и ХВС) в соответствии с приказом ООО «УК «СКАР»» №№ 11 -ПР от 01.04.2012 года « Об утверждении расценок на оказание платных услуг, предоставляемых ООО «УК «СКАР»» и утверждённой калькуляции стоимости данной услуги.

     Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями действующего законодательства и исходил из того, что истица не представила суду актов проверки качества коммунальных услуг, как того требуют Правила предоставления коммунальных услуг, с указанием сведений о расчетном периоде, конкретной температуре воздуха в жилом помещении в определенное время, а представленные истицей акты, составлены ею без участия представителя ответчика, в связи с чем, не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, позволяющих снизить размер платы за коммунальные услуги. Ввиду непредставления истицей доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой ст.56 ГПК РФ, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", не установив факта нарушения прав потребителя, отказал и в удовлетворении требований о взыскании морального вреда.

 Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и неверно распределено между сторонами бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела.

 Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

 Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

 Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

     Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

     В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

     В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

 Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

 Пунктом 105 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

 Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106).

 В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).

 В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

 Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

 Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

 Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

 При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

 Из представленных документов следует, и не оспаривается стороной ответчика, что от К.О.Н. в октябре 2012 года в ООО «Управляющая компания «СКАР»» поступали телефонные звонки об отсутствии отопления, заявки фиксировались в журнале заявок, 29 ноября 2012г. от неё поступила претензия, также в декабре 2012г., январе и марте 2013г. ею составлялись акты об отсутствии отопления в квартире, а также отсутствие, либо недостаточность отопления мест общего пользования.

 Между тем, соответствующих актов ответчика, составленных в соответствии с требованиями вышеприведенных Правил № 354, свидетельствующих о проведении проверок, и опровергающих доводы истца о предоставлении некачественной услуге по отоплению, суду не представлено.

     В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

     Вопреки выводам суда первой инстанции, истица представила требуемые законом от потребителя доказательства, подтверждающие факт обращения с заявками, претензиями по поводу качества оказываемой услуги, вместе с тем, ответчиком доказательств обратному не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что отопление в квартире истца отсутствовало непродолжительное время, не требующее проведение перерасчета оплаты за отопление.

     При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым исковые требования К.О.Н. надлежит удовлетворить. При этом судебная коллегия соглашается с расчетом истца. Доказательств, которые могли бы опорочить данный расчет, ответчиком также не представлено.

 Подлежит отмене решение суда и в части отказа в перерасчете оплаты за отопление, ГВС и ХВС мест общего пользования.

 Судом не дана оценка представленным доказательствам, не учтено, что факт предоставления коммунальной услуги по отоплению мест общего пользования ненадлежащего качества полностью нашел своё подтверждения.

 В материалах дела имеется предписание жилищной инспекции от 15.08.2013г., из которого усматривается, что даже на указанную дату в подъезде <адрес> радиатор отопления заменен на радиатор меньшего размера (в два раза) и система отопления в подъезде не функционирует.

 Доказательств предоставления услуги по отоплению (ГВС, ХВС) в местах общего пользования и в этом случае ответчиком не представлено.

     При изложенных обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

     Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. 328 ГПК РФ решение Унечского районного суда Брянской области от 12 мая 2014 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования К.О.Н. удовлетворить полностью.

 В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Истцом заявлены исковые требования о перерасчете оплаты коммунальных услуг за период с октября 2012г. по апрель 2013г. Оснований для выхода за пределы исковых требований не имеется.

 Судебная коллегия считает необходимым обязать ООО «Управляющая компания «СКАР» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг К.О.Н. за период с октября 2012 года по апрель 2013 года: за отопление в квартире по адресу: <адрес> размере 1364 руб. 23 коп.; за отопление мест общего пользования в размере 851 руб. 60 коп.; на общедомовые нужды (ОДН) по горячему и холодному водоснабжению (ГВС И ХВС) в размере 1921 руб. 57 коп.

 В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения заявителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

 Поскольку установлено, что имело место со стороны ответчика оказание услуги по отоплению истцу, как потребителю, ненадлежащего качества судебная коллегия находит требования о взыскании компенсации морального вреда законными.

 С учетом конкретных обстоятельств, степени вины ответчика и причиненных истцу нравственных страданий, принципов разумности и справедливости, судебная коллегия полагает размер компенсации морального вреда определить в размере 24 000 рублей.

 Возмещение расходов, понесенных стороной в результате рассмотрения дела, регламентировано ст. 98 ГПК РФ.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением требований К.О.Н. о взыскании ущерба и морального вреда в её пользу с ООО «Управляющая компания «СКАР» подлежат взысканию, подтвержденные материалами дела, судебные расходы за оформление доверенности представителю в размере 1160 руб., а также почтовые расходы на отправку искового заявления в суд в размере 92 руб. 77 коп.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Унечского районного суда Брянской области от 12 мая 2014 года отменить, с вынесением по делу нового решения, которым исковые требования К.О.Н. удовлетворить полностью.

 Обязать ООО «Управляющая компания «СКАР» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг К.О.Н. за период с октября 2012 года по апрель 2013 года: за отопление в квартире по адресу: <адрес> размере 1364 руб. 23 коп.; за отопление мест общего пользования в размере 851 руб. 60 коп.; на общедомовые нужды (ОДН) по горячему и холодному водоснабжению (ГВС И ХВС) в размере 1921 руб. 57 коп.

 Взыскать с ООО «Управляющая компания «СКАР» в пользу К.О.Н. компенсацию морального вреда в размере 24 000 рублей.

 Взыскать с ООО «Управляющая компания «СКАР» в пользу К.О.Н. судебные расходы за оформление доверенности представителю в размере 1160 руб. и почтовые расходы на отправку искового заявления в суд в размере 92 руб. 77 коп.

 Председательствующий      Н.П.Петракова

 судьи областного суда О.Н.Денисюк

 Е.В.Апокина