ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2817/2013 от 04.03.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья А.А. Шайдуллина дело № 33-2817/2013учет № 34А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    04 марта 2013 года город Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Г.А. Романовой,

 судей А.Х. Валиуллина, А.Ш. Ахметшиной,

 при секретаре судебного заседания А.В. Егорове,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Романовой гражданское дело по апелляционным жалобам Р.В. Файзуллина, представителя Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» Т.Х. Асхадуллина на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 декабря 2012 года, которым постановлено:

 в иске Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» в интересах Файзуллина ФИО16 к обществу с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» о защите прав потребителя отказать.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку жалоб представителя Р.В. Файзуллина – А.Ж. Дабаева, представителей Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» Т.Х. Асхадуллина, В.В. Полякова, заслушав возражения представителя общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» О.И. Улымова, Судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Региональная некоммерческая общественная организация Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Файзуллина Р.В. о защите прав потребителей и предоставлении информации.

 В обоснование заявленных требований указано, что во время посещения Файзуллиным Р.В. в июне 2012 года ресторана «Макдоналдс», расположенного по адресу: город Казань, улица Мира, дом№30А, по его запросу сотрудниками ресторана не была предоставлена информация о составе реализуемых продуктов питания, а также не предоставлена информация о том, где она содержится.

 Истец указывает на то обстоятельство, что, являясь верующим человеком, не может употреблять в пищу некоторые продукты.

 В последующем истец письменно обратился к ответчику с требованием о предоставлении интересующей его информации, однако до настоящего времени ответ им не получен.

 Истец считает, что отсутствие у ответчика информации о реализуемых продуктах питания является нарушением пункта 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 Региональная некоммерческая общественная организация Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» предоставить Файзуллину Р.В. в установленном законодательством Российской Федерации объеме информацию о следующих продуктах питания: «Биг Мак», «Роял де Люкс», «Роял Чизбургер», «Двойной Чизбургер», «Чизбургер», «Гамбургер», «Чикен Макнагетс», «Биг Тейсти», «Биф Ролл», «Биф аля Рус с беконом», «Чикен Бекон», «Макчикен», «Филе-О-Фиш», «Чикенбургер», «Фиш Ролл», «Картофель по-деревенски», «Картофель Фри», «Хашбрау», «Фреш Ролл», «Пирожок», «Мороженое», «Молочный коктейль», «Маффин», «Макфлури», «Макфлури Де Люкс», «Латте».

 В ходе рассмотрения дела в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит обязать ответчика предоставить потребителю сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно- инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента) пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) вышеприведенных продуктов питания.

 06 декабря 2012 года представителем истца представлено заявление об уточнении иска, согласно которому истец просит предоставить ему сведения об условиях применения и хранения, дате и месте изготовления и упаковки, расфасовки, сведения о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях продуктов питания, указанных в исковом заявлении и приведенных выше.

 Файзуллин Р.В. в судебное заседание по вызову суда не явился. О месте и времени рассмотрения гражданского дела извещён путём направления судебной повестки в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В судебном заседании от 19.12.2012 представитель истца вновь представил заявление об уточнении иска, согласно которому просил обязать ответчика предоставить истцу сведения об условиях применения и хранения, дате и месте изготовления, упаковки (расфасовки), сведения о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях, а также срок годности (включая сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких требований) продуктов питания, указанных при подаче иска.

 Представители Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» заявленные требования поддержали.

 Представитель общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» иск не признал, указав на то, что общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» является предприятием общественного питания, вся предусмотренная законом информация о предлагаемых к продаже товарах размещена на информационном стенде в уголке потребителя. Требования о размещении маркировочного ярлыка на потребительской таре продукции на ответчика не распространяется.

 Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

 В апелляционной жалобе Р.В. Файзуллина ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции. В частности, указано, что потребитель вправе получать информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, следовательно, на ответчике лежит обязанность по предоставлению соответствующей информации потребителю.

 В апелляционной жалобе Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» ставится вопрос об отмене решения суда. В частности, указано, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. При этом податель жалобы указывает, что суд неправомерно применил к деятельности ответчика правила о заведениях общественного питания.

 Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

 Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

 наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

 сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

 цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

 гарантийный срок, если он установлен;

 правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

 информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

 срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

 адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

 информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

 информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

 указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

 указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

 Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

 Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

 В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя истца, во время посещения Файзуллиным Р.В. в июне 2012 года ресторана «Макдоналдс», расположенного по адресу: город Казань, улица Мира, дом №30А, по его запросу сотрудниками ресторана не была предоставлена информация о составе реализуемых продуктов питания, а также не предоставлена информация о том, где такая информация содержится.

 Из пояснений свидетелей ФИО12, являющегося директором ресторана, и ФИО13, являющейся ассистентом директора ресторана «Макдоналдс», расположенного по адресу: город Казань, улица Мира, дом №30А, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что в каждом предприятии быстрого обслуживания «Макдоналдс», в том числе и по вышеуказанному адресу оборудован Уголок потребителя (информационный стенд), который находится в наиболее доступном для потребителя месте.

 Из материалов дела усматривается, что уголок потребителя в ресторане «Макдоналдс» по адресу: город Казань, улица Мира, дом №30А расположен непосредственно возле касс у прилавка.

 В уголке потребителя размещена следующая информация: текст Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», «Правила оказания услуг общественного питания», «Правила поведения для потребителей», выписка из Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 за №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, сведения о составе продукции, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, сведения с пищевой ценности продуктов питания, сведения о калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, информацию о назначении продуктов питания, условиях их применения и хранения, способах изготовления и весе (объеме) готовых блюд, их стоимости в рублях. Также уголок потребителя содержит сведения о сроке службы и сроке годности товаров, книгу отзывов и предложений, фирменное наименование предлагаемой продукции, адреса и телефоны контролирующих организаций. В Уголке потребителя размещено информационное письмо, согласно которому предприятие готово по первому требованию потребителя предоставить для ознакомления Технико-технологические карты, которые содержат более подробную информацию о реализуемых продуктах: область применения блюда, требования к качеству сырья, рецептура блюда, условия реализации и хранения, органолептические показатели, показатели качества и безопасности, пищевая и энергетическая ценность блюда и т.д.

 Кроме того, подробная информация о реализуемой продукции, включая информацию о пищевой ценности, содержащихся в ней аллергенах или отсутствии таковых размещена в свободном доступе в сети Интернет на веб-сайтах компании общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс».

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, применительно к положениям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», пункта 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1036 от 15.08.1997, пункта 6.8. ГОСТ №50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 №474-ст, пункта 5.3.6. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования» правильно указал на то обстоятельство, что ответчик, осуществляя деятельность в сфере общественного питания и, являясь предприятием быстрого обслуживания, доводит информацию об услугах до сведения потребителей в наглядной и доступной форме посредствам оформления информационных стендов или папок для потребителей, в меню, прейскурантах или иными способами, принятыми исполнителями услуг.

 При этом суд верно указал, что обязательной маркировке подлежит только продукция, реализуемая через магазины и столы заказов, и данное требование не распространяется на продукцию, реализуемую через буфеты, окна раздачи и иными способами.

 Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Файзуллиным Р.В. не представлено доказательств того, что во время посещения ресторана он был лишен возможности получить информацию, имеющуюся в Уголке потребителя, либо отказа в предоставлении Технико-технических карт.

 Судебная коллегия соглашается с данной оценкой суда первой инстанции.

 Отклоняя доводы апелляционной жалобы Р.В. Файзуллина о том, что потребитель вправе получать информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, следовательно, на ответчике лежит обязанность по предоставлению соответствующей информации потребителю, Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

 В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 21.02.1994 №35 предприятием общественного питания является предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

 Одновременно, поскольку ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» оказание услуг общественного питания подразумевает производство и реализацию кулинарной продукции, то согласно ГОСТ Р 50647-94 квалификация деятельности ответчика как деятельности предприятия общественного питания не исключает одновременной квалификации операций общества в целях налогообложения как операций по реализации товаров.

 Учитывая, что вид, содержание и форма деятельности общества с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» отвечает данному определению, следовательно, вышеуказанное общество осуществляет деятельность в сфере общественного питания и является предприятием быстрого обслуживания.

 Согласно пункту 11 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1036 от 15.08.1997 исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

 Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

 Пунктом 12 вышеуказанных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

 Информация должна содержать:

 перечень услуг и условия их оказания;

 цены в рублях и условия оплаты услуг;

 фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

 сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

 сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

 обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

 Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

 Согласно пункту 6.8 ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» при реализации продукции общественного питания исполнитель услуг обязан предоставить потребителям информацию, содержащую: фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и входящих в ее состав основных рецептурных компонентов; сведения о массе (объеме) порции продукции общественного питания (блюда, изделия), емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (химическом составе и калорийности); обозначение нормативных документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция.

 Информацию о реализуемой продукции общественного питания в обязательном порядке доводят до потребителей различными способами: размещением в меню, в прейскуранте, на ценниках, этикетках, информационных листках, на доске потребителя либо иным способом, выбранным исполнителем услуг по собственному усмотрению.

 При этом ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за не предоставление информации либо предоставления не полной и не достоверной информации о товаре (работе, услуге) предусмотрена положениями статьи 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

 Как следует из материалов дела, в уголке потребителя содержится информация, в частности, имеется технико-технологическая карта.

 Таким образом, каких-либо убедительных доказательств того, что в обществе с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» отсутствует уголок потребителя с вышеназванной информацией истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

 При этом Судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в качестве доказательств наличия информации о реализуемой продукции стороной ответчика представлена «Информация для официальных органов и «Уголка потребителя» (л.д. 87-93), технико-технологические карты на мороженое (л.д. 102-104), мороженное «Макфлурри» (л.д.105-106), мороженое «Макфлурри шоколадно-клубничное, шоколадно-карамельное» (л.д. 107-108), «картофель по-деревенски» (л.д. 109-110), «пирожок» (л.д. 111-112), «Двойной Чизбургер» (л.д. 113-114), «Фреш Ролл» (л.д. 115-116), «Хашбраун» (л.д. 117-118), «Роял де Люкс» (л.д. 119-120), «на кофе Латте» (л.д. 121-122), «Картофель – Фри» (л.д. 123-124), «Биф Ролл» (л.д. 125-126), «Цезарь Ролл» (л.д. 127-128), «Фиш Ролл» (л.д. 129-130), «Чикен Бекон» (л.д. 131-132), «Макчикен» (л.д. 133-134), «Биф А-ля Рус с беконом» (л.д. 135-136), «Чикен Макнаггетс» (л.д. 137-138), «Биг Тейсти» (л.д. 139-140), «Филе-О-Фиш» (л.д. 141-142), «Биг Мак» (л.д. 143-144), «Чизбургер» (л.д. 145-146), «Чикенбургер» (л.д. 147-148), «Роял Чизбургер» (л.д. 149-150), «Гамбургер» (л.д. 151-152), «Маффин» (л.д. 153-154), «Молочные коктейли» (л.д. 155-156).

 Между тем Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание и на то обстоятельство, что Файзуллин Р.В. посещал «Макдоналдс» не по улице Мира, дом №30А, а по улице Марселя Салимжанова, дом №27, что подтверждается письмом закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт».

 Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

 Доводы апелляционной жалобы Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум» о том, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, поскольку суд неправомерно применил к деятельности ответчика правила о заведениях общественного питания, являются несостоятельными в силу следующего.

 Как установлено в судебном заседании, общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» является предприятием общественного питания быстрого обслуживания.

 Ответчик, являясь предприятием общественного питания применительно к положениям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» доводит информацию об услугах до сведения потребителей в наглядной и доступной форме посредствам оформления информационных стендов или папок для потребителей, в меню, прейскурантах или иными способами, принятыми исполнителями услуг.

 Таким образом, решение соответствует пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» и статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оно является законным и обоснованным, обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

 Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

 Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

 Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

 Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

 Доводы апелляционных жалобах направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

 Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

 На основании изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения; апелляционные жалобы Региональной некоммерческой общественной организации Республики Татарстан «По защите безопасности и благополучия граждан «Социум», Р.В. Файзуллина – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи