ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2818 от 31.07.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2818 судья Лебедев А.И. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,

судей Соколова Г.А., Яшиной И.В.,

при секретаре Браташ Т.В.,

с участием прокурора Полещук Р.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Яшиной И.В., дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Осташковский район» на решение Осташковского городского суда Тверской области от 07 мая 2013 года, которым постановлено:

«Признать недействующим со дня принятия раздел VII решения Собрания депутатов Муниципального образования «Осташковский район» № 432 от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 378 от 30.08.2011 г. «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 годы».

Обязать Собрание депутатов Муниципального образования «Осташковский район» опубликовать сообщение о принятом решении суда в средствах массовой информации – газете Осташковского района «Селигер» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Сохранить действие принятых определением Осташковского городского суда Тверской области от 29 марта 2013 года обеспечительных мер в виде запрета Администрации Муниципального образования «Осташковский район» проводить аукционы по продаже муниципального имущества системы электроснабжения Муниципального образования «Осташковский район» до исполнения решения суда».

Судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» обратилась в суд с заявлением, в котором просила

признать недействующим и противоречащим действующему законодательству РФ раздел VII решения Собрания депутатов Муниципального образования «Осташковский район» № 432 от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 378 от 30 августа 2011 г. «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 годы»,

обязать Собрание депутатов Муниципального образования «Осташковский район» опубликовать сообщение о принятом решении суда в средствах массовой информации – газете Осташковского района «Селигер» после вступления решения суда в законную силу,

применить обеспечительные меры в виде запрета администрации Муниципального образования «Осташковский район» проводить аукционы по продаже муниципального имущества системы электроснабжения Муниципального образования «Осташковский район».

на основании ст. 40 Устава муниципального образования «Осташковский район», ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48.

В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемое решение администрации района о приватизации объектов муниципальной собственности является незаконным, т.к. системы электроснабжения, расположенные в городе, являются муниципальной собственностью города, предназначены для обслуживания интересов граждан и юридических лиц. Не соответствует закону и продажа данного имущества администрацией района на аукционе, назначенном на 22 марта 2013 года (л.д. 4-8).

Определением от 24 апреля 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация и глава муниципального образования «Осташковский район» (л.д. 5-8).

Заинтересованное лицо Собрание депутатов Муниципального образования «Осташковский район» при надлежащем извещении (л.д. 14) в судебное заседание представителя не направило, ранее представило отзыв на заявление, в котором выразило несогласие с доводами заявителя (л.д. 236-237).

В судебном заседании представитель заявителя администрации муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» ФИО1, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2), заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица администрации муниципального образования «Осташковский район» ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), и ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), а также действующая за Главу муниципального образования «Осташковский район» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), поддержав отзыв на заявление (л.д. 30-32), возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на преюдициальность решения Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года, оставленного без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2012 года, подтвердившего законность владения муниципальным образованием «Осташковский район» такими электрическими сетями.

Суд постановил решение об удовлетворении вышеизложенных требований.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Осташковский район», не согласившись с решением суда, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и прекратить производство по делу.

Указывает, что в нарушение п. 5 ст. 25 ГПК РФ в заявлении не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц или заявителя нарушены оспариваемым актом, который по форме, содержанию, порядку принятия и опубликования соответствует закону. Администрация района является законным собственников систем электроснабжения, а потому вправе ими распоряжаться (л.д. 72-75).

В суде апелляционной инстанции администрация МО «Городское поселение – г.Осташков», Собрание депутатов МО «Осташковский район» участия не принимали, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (т.2 л.д.98,100). На основании ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя администрации МО «Осташковский район» ФИО4, поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года предусматривает, что законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (п.3 ст. 4).

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно (п. 2 ст. 6).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объекты системы электроснабжения, расположенные на территории муниципального образования «Осташковкий район», в том числе и в г.Осташков, на законном основании находятся в муниципальной собственности района, а не муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков», что подтверждается решением Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года (т.2 л.д.33-38), оставленным без изменения Постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2012 года (т.2 л.д.39-45).

Решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 30 августа 2011 года № 378 «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 годы» утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 года. Организатором торгов по продаже муниципального имущества МО «Осташковский район» является Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» (т.1 л.д.23, 24-28). Данное решение опубликовано в газете Осташковского района «Селигер» № 39 (11998) от 23 сентября 2011 года и вступило в силу с указанной даты (т.1 л.д.205-207).

Решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 432 от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 378 от 30 августа 2011 г. «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 годы» в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества МО «Осташковский район» на 2011-2013 года внесен раздел VII «Приватизация муниципального имущества системы электроснабжения муниципального образования «Осташковский район», указанного в списке - приложение № 1 к настоящему решению Собрания депутатов МО «Осташковский район» (2012 год) Комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район» поручено осуществить продажу муниципального имущества системы электроснабжения МО «Осташковский район» после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области по иску Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» к Администрации МО «Осташковский район», либо отзыва Администрацией МО «Городское поселение - г. Осташков» данного иска. Постановлено направить денежные средства от продажи муниципального имущества системы электроснабжения на строительство социально значимых объектов: детского сада, городской бани и многофункционального спортивного комплекса» (т.1 л.д.13-14). Согласно приложения №1 к решению Собрания депутатов в список муниципального имущества системы электроснабжения вошло 75 объектов, из которых 73 расположены в г.Осташков (т.1 л.д.15-22).

Решение опубликовано в газете Осташковского района «Селигер» № 12 (12023) от 16 марта 2012 года и вступило в силу с указанной даты (т.1 л.д.203-204).

Постановлением Главы муниципального образования «Осташковский район» №148 от 14 марта 2013 года «О продаже на аукционе муниципального имущества системы электроснабжения МО «Осташковский район» предписано комитету по управлению имуществом муниципального образования «Осташковский район» организовать аукцион по продаже муниципального имущества системы электроснабжения МО «Осташковский район». Назначить проведение аукционных торгов на 22 мая 2013 года. Постановление было опубликовано 22 марта 2013 года в газете Осташковского района «Селигер» № 13 (12076) - т.1 л.д.43-44.

Проверяя законность оспариваемого Решения Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 432 от 29 февраля 2012 года, в части принятия раздела VII «Приватизация муниципального имущества системы электроснабжения муниципального образования «Осташковский район», суд первой инстанции на основании подп.7,13 ст.23, подп.16 п.1 ст.24, п.4 ст.25, подп.2 п.7 ст.26 Устава МО «Осташковский район», п.п. 1.1, 1.2, 7.24, 7.28, 7.35 Регламента Собрания депутатов МО «Осташковский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 27 октября 2011 года № 388, правомерно пришел к выводу о том, что процедура принятия решения была соблюдена, то есть оно принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и в установленном порядке.

При этом соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения не свидетельствует о его законности. Соглашаясь с выводом суда о неправомерности решения Собрания депутатов МО «Осташковский район» № 432 от 29 февраля 2012 года в части принятия раздела VII «Приватизация муниципального имущества системы электроснабжения муниципального образования «Осташковский район», судебная коллегия исходит из системного толкования правовых норм.

Согласно п. 1 ст. 30 Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст.30 Закона N 178-ФЗ объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Объекты коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.3 ст.30 Закона N 178-ФЗ).

Из содержания п. 4 ст. 30 Закона N 178-ФЗ следует, что обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более, чем пять лет с момента приватизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств того, что объекты электороснабжения, включенные в план приватизации (75 объектов), не включены в состав какого-либо имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия, находятся в казне муниципального образования как отдельные объекты, заинтересованными лицами в суд первой инстанции представлено не было.

С учетом вышеизложенного, доводы апеллятора о том, что оспариваемое решение было принято в соответствии с полномочиями собственника имущества и в пределах компетенции Собрания депутатов МО «Осташковский район», судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств нахождения каждого объекта в муниципальной казне не представлено.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что выводы суда о нахождении системы электроснабжения в собственности неуполномоченного лица МО «Осташковский район», неприменение ч.3 ст.61 ГПК РФ, не основаны на законе. Также выводы суда о возможных негативных последствиях приватизации системы электроснабжения для неопределенного круга лиц, в том числе и жителей г.Осташкова, носят предположительный вероятностный характер и не основаны на исследованных доказательствах.

То обстоятельство, что при разрешении вопросов приватизации системы электроснабжения района (города) помимо их финансово-экономического обоснования, полномочные органы муниципальных образований должны исходить из учета объективной реальности и необходимости обеспечения жизнедеятельности социально значимых объектов, никем из заинтересованных лиц не оспаривалось, но и доказательств этому не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены решения суда, так как по существу сводятся к повторению изложенной заинтересованным лицом позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции.

Таким образом, суд правильно по существу разрешил заявленные требования, и потому в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия оснований к его отмене не усматривает.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского городского суда Тверской области от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Осташковский район» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи