ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2822/2013 от 01.10.2013 Томского областного суда (Томская область)

  Судья: Порубова О.Н. Дело № 33-2822/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 октября 2013 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

 судей: Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,

 при секретаре Кошкиной Е.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки)

 по апелляционной жалобе представителя администрации г.Томска ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 10 июля 2013 года.

 Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против жалобы, судебная коллегия

установила:

 прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: /__/, рядом с жилым домом /__/.

 В обоснование иска указал, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В ходе проведенной 16.05.2013 проверки установлено размещение несанкционированных отходов на территории земельного участка по адресу: /__/, рядом с жилым домом /__/, объемом 20 куб.м. По информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска зарегистрированные права на земельный участок по данному адресу отсутствуют. Непринятие администрацией г.Томска мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является недопустимым и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан-жителей /__/ на благоприятную окружающую среду.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2 иск поддержала по основаниям, изложенным в нем.

 Представитель ответчика администрации г.Томска ФИО1 в судебном заседании иск не признала. В письменном отзыве указала, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Несанкционированное размещение отходов (свалка) находится в дренажной канаве – инженерном сооружении для отвода воды. В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства администрации Города Томска, утвержденным решением Думы Города Томска № 530 от 26.06.2007, к функциям департамента в сфере коммунального хозяйства и развития инженерной инфраструктуры муниципального образования «Город Томск» относится разработка текущих и перспективных планов ремонта и содержания объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, осуществление контроля за качеством работ по ремонту и содержанию объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.

 Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации г.Томска ФИО3 в судебном заседании пояснила, что свалка расположена на территории муниципального образования «Город Томск», обязанность по очистке территории возложена на администрацию г.Томска. Доказательств, подтверждающих, что сооружение является дренажной системой, не представлено.

 Обжалуемым решением суд на основании ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), ст. 1, 3, 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст. 8, 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст. 14, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, 25, 39 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) иск прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворил.

 В апелляционной жалобе представитель администрации г.Томска ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

 В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Оспаривает вывод суда о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возлагается на администрацию г.Томска. Указывает, что в суд не представлено доказательств, подтверждающих обязанность муниципального образования «Город Томск» содержать данную территорию. Истцом не представлена выписка из Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, на котором расположена свалка, а суд не предложил истцу представить такую выписку. Приводит положения п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Томск» от 26.01.2011, согласно которому ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных данным регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение. Считает, что на основании Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г.Томска, утвержденного решением Думы Города Томска № 530 от 26.06.2007, к функциям департамента в сфере коммунального хозяйства и развития инженерной инфраструктуры муниципального образования «Город Томск» относится разработка текущих и перспективных планов ремонта и содержания объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, осуществление контроля за качеством работ по ремонту и содержанию объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

 В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации г.Томска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

 Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

 В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

 Судом первой инстанции верно на основании представленных доказательств (акта проверки от 16.05.2013, фототаблицы и др.) установлено, что на территории /__/ по адресу: /__/ рядом с жилым домом размещены несанкционированные отходы (свалка) высотой 0,5 м, площадью 20 кв.м, объемом 20 куб.м.

 Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность ликвидировать указанную свалку в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.

 В силу абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.

 В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок по адресу: /__/ находится в собственности муниципального образования «Город Томск». Правообладатели данного участка в Департаменте архитектуры и градостроительства не зарегистрированы (л.д. 9).

 Вместе с тем в силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

 Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

 Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.

 В ст. 7 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с окружающей средой. Согласно ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городских округов. Положениями ч. 2 ст. 13 указанного Федерального закона установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

 Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

 Пунктом 1.24 ч. 1 ст. 8 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 В соответствии с п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава Города Томска к полномочиям администрации города Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Таким образом, администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск» (ст. 25 Устава Города Томска), к полномочиям которой в области обращения с отходами вышеуказанными нормами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Согласно п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением администрации г.Томска от 11.11.2009 № 1110, ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных настоящим регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение.

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

 В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

 Из дела видно, что собственник отходов либо лица, разместившие указанные отходы, не установлены, свалка обнаружена на территории муниципального образования «Город Томск», в этой связи обязанность по ликвидации свалки не представляется возможным возложить на лиц, виновных в размещении отходов.

 В свою очередь, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, не содержат положений об освобождении администрации городского округа от выполнения возложенной на нее обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов с несанкционированной свалки. Поэтому ответчик в рамках предоставленных ему властных полномочий и в целях исполнения возложенной на него обязанности по сбору мусора, в случае возникновения таких свалок должен предпринимать все необходимые меры для их ликвидации, в том числе и меры по выявлению лиц, осуществляющих несанкционированную свалку отходов на территории муниципального образования, в целях дальнейшего их привлечения к ответственности за данные нарушения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, что правильно учтено судом первой инстанции при разрешении спора.

 В этой связи довод жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.Томска обязанности по организации ликвидации несанкционированных отходов (свалки) на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, является несостоятельным.

 Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является Департамент городского хозяйства администрации г.Томска, которое наделено полномочиями по решению вопросов по организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, также отклоняется судебной коллегией.

 Согласно Решению Думы г.Томска № 916 от 24.05.2005 «Об утверждении структуры администрации г.Томска» в структуру (перечень органов) администрации г.Томска входит, в том числе, Департамент городского хозяйства.

 Действительно, в соответствии с подп. 8 п. 2.1, подп. 6 п. 3.4 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г.Томска, утвержденного решением Думы Города Томска № 530 от 26.06.2007, предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов по организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу своей компетенции департамент осуществляет функции в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Томск».

 Вместе с тем в п. 1.1 данного Положения закреплено, что Департамент городского хозяйства администрации г.Томска является отраслевым органом администрации г.Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, транспорта и иных вопросов городского хозяйства на территории муниципального образования «Город Томск».

 Как правильно указал суд первой инстанции, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения, и соответствующие органы местного самоуправления обязаны решать данные вопросы. При этом выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и пр.) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

 Более того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих факт расположения свалки в дренажной канаве – инженерном сооружении для отвода воды, ответчиком не представлено.

 В силу положений ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.

 Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.

 Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

 решение Советского районного суда г. Томска от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Томска ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: